11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан изложены в ст.ст. 112, 113,114, 115 ТК РК. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан проводится в соответствии с таможенными режимами, избранными лицами, производящими их перемещение и, кроме того, подлежит таможенному оформлению и таможенному контролю.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан проводится в соответствии с таможенными режимами. Под таможенным режимом понимается совокупность норм, определяющих статус товаров и транспортных средств при перемещении через таможенную границу Республики Казахстан в зависимости от целей перемещения, использования на таможенной территории Республики Казахстан либо за ее пределами.
За перемещение товаров и транспортных средств через границу таможенные органы взимают таможенные платежи: таможенные пошлины; таможенные сборы; сборы; плату за предварительное решение. Плательщики, порядок исчисления, уплаты, возврата и взыскания таможенных платежей, а также льготы по таможенным платежам определяются Таможенным кодексом РК.
Согласно ст.265 при перемещении физическим лицом, пересекающим таможенную границу Республики Казахстан, товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, заявление о них производится путем заполнения пассажирской таможенной декларации. Обязательному декларированию товаров в письменной форме подлежат следующие товары:
оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества;
наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры;
вывозимые произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат, представляющие историческую, художественную, научную или культурную ценность для государства;
ядовитые и сильнодействующие вещества;
радиационные материалы;
высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства связи, использование которых на территории Республики Казахстан подлежит контролю со стороны государственных органов Республики Казахстан;
редкие коллекции и образцы флоры и фауны, их части и полученная из них продукция;
валютные ценности, в отношении которых валютным законодательством Республики Казахстан установлены ограничения или условия их ввоза в Республику Казахстан и вывоза из Республики Казахстан;
драгоценные металлы и камни, за исключением личных ювелирных изделий, в отношении которых Правительством Республики Казахстан установлен льготный порядок перемещения через таможенную границу Республики Казахстан;
подакцизные товары, ввозимые на территорию Республики Казахстан свыше норм, установленных Правительством Республики Казахстан;
фармацевтическая продукция, за исключением лекарственных средств, предназначенных только для личного пользования лиц, пересекающих таможенную границу Республики Казахстан, в пути следования либо для проведения лечения;
товары, классифицируемые в товарных позициях 9018-9022 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
товары, предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности;
товары, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, количество или стоимость которых превышает нормы, установленные Правительством Республики Казахстан;
товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже;
временно ввозимые (вывозимые) товары, в отношении которых не предусмотрено льготное перемещение товаров при их ввозе и вывозе;
транспортные средства;
товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан в связи с переселением физического лица на постоянное место жительства в Республику Казахстан из иностранного государства либо в иностранное государство из Республики Казахстан.
При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан они подлежат таможенному оформлению. Технология его производства приведена в ст. 361 ТК РК.
Таможенное оформление — это совокупность осуществляемых таможенными органами действий (транспортировка, взвешивание, заполнение документов и др.), связанных с пропуском на территорию республики или за границу товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Порядок и технология производства таможенного оформления дифференцированы в зависимости от категории товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, вида транспорта, используемого для такого перемещения и лиц, перемещающих товары.
Таможенное оформление производится в местах, определенных в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение. Таможенное оформление товаров и транспортных средств начинается с момента предоставления таможенному органу документов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенное оформление в отношении товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, может быть завершено только после согласования с соответствующими уполномоченными государственными органами, осуществляющими такой контроль. Под основным таможенным оформлением понимаются действия по декларированию товаров и транспортных средств и помещению их под определенный таможенный режим. При производстве таможенного оформления лица, определенные Таможенным кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенных целей.
Таможенные органы вправе требовать документы и сведения, необходимые для обеспечения соблюдения требований законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, могут отбираться лицами, "обладающими полномочиями в отношении товаров, их представителями, а также соответствующими уполномоченными государственными органами по согласованию с таможенным органом. Порядок отбора проб и образцов товаров, сроки и порядок их исследования устанавливаются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.
При рассмотрении общих принципов перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан было отмечено, что они подлежат таможенному контролю.
Таможенный контроль представляет собой совершение таможенными органами действий в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицами установленных правил ввоза, вывоза и транзита грузов, товаров, транспортных средств.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;
таможенной декларации, документов и сведений о товарах и транспортных средствах, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом;
деятельности лиц в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, а также в отношении лиц, осуществляющих деятельность в рамках отдельных таможенных режимов и по оказанию таможенных услуг по временному хранению;
соблюдения установленных ограничений на право пользования и распоряжения товарами;
исчисления и уплаты таможенных платежей и налогов.
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в устной и (или) письменной, и (или) в электронной формах.
Таможенные органы осуществляют регулирование в сфере экспортного контроля в пределах своей компетенции, предупреждают и пресекают незаконное перемещение через таможенную границу Республики Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю. Должностные лица таможенных органов, уполномоченные осуществлять экспортный контроль, обязаны соблюдать конфиденциальность информации, полученной ими от участников внешнеэкономической деятельности и иных соответствующих уполномоченных государственных органов. В части экспортно-импортного валютного контроля в настоящее время компетенция таможенных органов ограничивается предоставлением сведений о движении товаров в согласованных с Национальным банком форматах.
Таможенные органы вправе привлекать в соответствии с законодательством Республики Казахстан специалистов государственных органов, а также на договорной основе специалистов и экспертов иных организаций для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Таможенные органы проверяют таможенную декларацию, документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, с целью установления подлинности документов и достоверности сведений. При осуществлении таможенного контроля таможенный орган вправе запросить у лиц в письменном виде необходимые документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, кроме того учинить таможенный надзор — визуальное наблюдение, в том числе, с применением технических средств. Формами таможенного контроля также являются осмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, осмотр помещений и территорий.
При невозможности определения должностными лицами таможенных органов качественного состава товара таможенными органами может назначаться таможенная экспертиза.
Требования таможенных органов и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами, в отношении которых предъявляются указанные требования. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан.
- С.Н. Мухаметалин
- Глава 1 правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
- 1.1. Правоохранительная деятельность.
- 1.2. Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов
- 1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
- Глава 2 судебная власть в республике казахстан
- 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- 2.2. Правосудие: понятие и его принципы
- 2.3. Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Глава 3 судебная система в республике казахстан
- 3.1. Судебная система в Республике Казахстан
- 3.2. Правовой статус судей
- 3.3. Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды
- 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
- Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
- 4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
- 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
- 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
- Конституционный контроль за проведением выборов и референдума
- Официальное толкование норм Конституции
- 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
- Глава 5 органы юстиции республики казахстан
- 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
- 5.2. Основные функции органов юстиции.
- 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
- 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
- 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
- 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
- 6.3. Система и структура органов прокуратуры
- 6.4. Основные направления прокурорского надзора
- 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
- 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
- 6.8. Надзор за законностью административного производства
- 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
- Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
- 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
- Служба охраны Президента Республики Казахстан
- Служба внешней разведки «Сырбар»
- 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
- 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
- Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
- 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
- 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
- 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
- Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
- 9.1. Основные этапы становления и развития института органов расследования
- 9.2. Органы предварительного следствия
- 9.3. Органы дознания и их задачи
- 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
- Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
- 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
- Глава 11 таможенные органы республики казахстан
- 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
- 11.2. Принципы и система таможенных органов
- 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
- 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
- 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
- Глава 12 нотариат в республике казахстан
- 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
- 12.2. Правовые основы и функции нотариата
- 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
- 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
- Глава 13 адвокатура республики казахстан
- 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
- 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
- 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
- 14.1. Основные правовые системы мира
- 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
- 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
- 14.4. Правоохранительные органы Франции
- 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
- 14.6. Правоохранительные органы Японии
- 14.7. Правоохранительные органы стран снг
- Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
- 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
- 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
- Программа учебного курса
- Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
- Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
- Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
- Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
- Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
- Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
- Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
- Тема 10. Органы финансовой полиции
- Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
- Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
- Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
- Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
- Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- Нормативные акты и литература
- Содержание
- Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи