60. Правила ведения кассовых операций
Кассовые операции — совокупность материальнотехнических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег (валюты). Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, представляющими в своей совокупности специальный финансовоправовой институт. Законодательством установлены различия в ведении кассовых операций в зависимости от субъектного состава.
Источниками правового регулирования порядка ведения кассовых операций являются федеральные и региональные нормативноправовые акты. Особая роль здесь принадлежит и нормативным правовым актам Банка России
Все указанные субъекты: вопервых, обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; вовторых, должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения бднков; втретьих, могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию .с руководителями предприятий; вчетвертых, обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка; впятых, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только в строго определенных случаях. Банк России утвердил Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации1. В соответствии с указанным Порядком установлено, что все предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством РФ. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольнокассовых машин. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, которые установливаются банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс могут пересматриваться. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки,, согласованные с обслуживающими банками. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка. Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственнооперационные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. При этом выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается. Указанным Порядком ведения кассовых операций в РФ подробно регламентированы правила приема, выдачи наличных денег и оформления кассовых документов. Особо урегулированы в Порядке ведения кассовых операций в РФ ведение кассовой книги и хранение денег. Каждое предприятие имеет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована и опечатана сургучной или мастичной печатью. В ней предприятия учитывают все поступления и выдачи наличных денег. Все записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. При условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия. На руководителей предприятия возложена обязанность оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Порядком ведения кассовых операций установлены требования защиты, предъявляемые к техническому оборудованию помещения кассы. Так, установлено, что помещение кассы должно быть изолировано. Установлены также единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий. Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством. Важное значение для надлежащего ведения кассовых операций имеет установленное Банком России правило о проведении ревизии кассы и об осуществлении контроля за соблюдением кассовой дисциплины. Так, в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. Банком России закрепляется примерная форма акта ревизии наличия денежных средств. Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности. Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций. Проверки Порядка ведения кассовых операций в бюджетных организациях осуществляются соответствующими финансовыми органами. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проверяют техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей на предприятиях. Для субъектов, получающих от населения деньги за оказываемые услуги, работы, продаваемые товары, установлен особый порядок ведения кассовых операций. Указанный порядок прежде всего связан с обязательным использованием контрольнокассовых машин. Следует отметить, что данный вопрос получил закрепление в законодательной форме еще в 1993 г. Закон РФ «О применении контрольнокассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июля 1993 г. в настоящее время действует в редакции от 30 декабря 2001 г.1 Отметим, что указанный Закон действует не только в новой редакции, но в него были также внесены изменения постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. № 14п и определением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1999 г. № 2901. Законом установлено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказание услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и други-ми обособленными подразделениями с обязательным применением контрольнокассовых машин. Указанные предприятия обязаны: 1) регистрировать контрольнокассовые машины; 2) использовать исправные контрольнокассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением; 3) выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольнокассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору куплипродажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием; 4) обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольнокассовых машин беспрепятственный доступ к контрольнокассовым машинам. Однако из этого правила установлены исключения. Так, Правительство РФ, по согласованию с высшим законодательным органом РФ, утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольнокассовых машин. Контрольнокассовые машины, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия и находятся на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания контрольнокассовых машин или непосредственно на предприятиях — изготовителях контрольнокассовых машин. Информация о моделях таких машин, допускаемых к использованию, публикуется в печати. При этом налоговые органы обязаны: регистрировать контрольнокассовые машины; осуществлять контроль за соблюдением правил их использования, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях; проверять документы, связанные с применением контрольнокассовых машин, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; проводить проверки правильности выдачи чеков. Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольнокассовых машин с 1 июля 2002 г. регулируется ст. 14.5 КоАП. Суммы штрафов, взысканных за нарушения законодательства о применении контрольнокассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, распределяются, начиная с 2002 г., следующим образом: 20% — в федеральный; 80% — в местный бюджет. Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях регулируется Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации», утвержденным указанием Банка России от 25 марта 1997 г., в редакции от 23 апреля 2001 г.1 Этим Положением устанавливается порядок совершения кассовых операций, а также инкассации денежных средств и других ценностей для кредитных организаций и их филиалов, действующих на территории РФ. Для осуществления кассового обслуживания физических и юридических лиц, а также для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями кредитные организации в зданиях, принадлежащих или арендуемых ими, обязаны создать кассовый узел, оборудованный в соответствии с разработанными Банком России Требованиями к устройству и технической укрепленности кассового узла в здании кредитной организации. В целях обеспечения своевременной выдачи наличных денег с банковских счетов организаций, предприятий, учреждений независимо от организационноправовой формы и индивидуальных предпринимателей, а также со счетов по вкладам граждан кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе наконец дня. Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается учреждением Банка России исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации наличноденежного оборота и кассовой работы.
- 1.Понятие и функции финансов
- 2. Финансовая система Российской Федерации
- 3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
- 4. Правовые формы финансовой деятельности государства
- 5. Понятие, предмет и метод финансового права.
- 6. Источники финансового права
- 7. Понятие, состав и классификация финансово-правовых норм
- 8. Понятие и состав финансового правоотношения. Юридические факты в финансовом праве
- 9. Понятие финансового контроля. Финансовая дисциплина
- 10. Формы, виды и финансового контроля
- 11. Методы финансового контроля
- 12. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 13. Общая характеристика финансово-правового конфликта и финансово-правовой ответственности
- 14. Понятие и признаки финансового правонарушения
- 15. Финансово-правовые санкции
- 16. Понятие и виды бюджетов
- 17. Бюджетная система Российской Федерации
- 18. Бюджетное право: понятие, предмет, метод, источники
- 19. Особенности закона о государственном бюджете.
- 20. Понятие доходов бюджетов. Классификация доходов. Правовой режим бюджетного дефицита.
- 21. Понятие и формы расходов бюджетов. Бюджетное финансирование
- 22. Финансирование капитальных вложений
- 23. Бюджетное кредитование
- 24. Понятие бюджетной компетенции
- 25. Бюджетная компетенция Российской Федерации
- 26. Бюджетная компетенция субъектов рф
- 27. Бюджетная компетенция муниципальных образований
- 28. Понятие и стадии бюджетного процесса
- 29. Понятие и виды целевых денежных фондов
- 30. Правовой режим целевых бюджетных фондов
- 32. Особенности целевых внебюджетных фондов Президента рф и Правительства рф
- 33. Понятие и система государственных и муниципальных доходов
- 34. Понятие и характеристика неналоговых доходов государства и муниципальных образований
- 35.Роль платежей за пользование природными ресурсами
- 36.Понятие и значение налогов и сборов
- 37. Понятие, предмет, метод и источники налогового права
- 38. Налоговые правоотношения. Правовой статус участников налоговых правоотношений.
- 39. Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
- 40. Исполнение налоговой обязанности. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 41. Правовой режим зачета и возврата и излишне уплаченных налогов
- 42. Федеральные налоги и сборы
- 43. Налоги и сборы субъектов федерации
- 44. Местные налоги и сборы.
- 45. Налоговый контроль
- 46. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
- 47. Налоговые правонарушения
- 48. Налоговая ответственность и санкции в налоговом праве
- 49. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 50. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Порядок финансового планирования на них.
- § 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии
- 51. Основные фонды и оборотные средства унитарных предприятий. Порядок распределения прибыли на них.
- 52. Правовые основы банковской системы Российской Федерации.
- 53. Финансово-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации
- 54. Понятие и принципы государственного и муниципального кредита
- 55. Государственный и муниципальный долг. Управление долгом
- 57. Характеристика отдельных видов обязательного государственного страхования
- 58. Правовое регулирование денежно-кредитной политики государства. Денежная система Российской Федерации.
- 59. Правовое регулирование наличного денежного обращения. И безналичных расчетов.
- 60. Правила ведения кассовых операций
- 61. Валюта и валютные ценности. Понятие и содержание валютного регулирования. Валютный контроль
- 62. Правила осуществления валютных операций