logo
Фин право ответы

55. Государственный и муниципальный долг. Управление долгом

Государственный долг, как и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Одновременно государственный долг выступает в качестве объекта управления. Субъектом в этом случае выступает государство. При этом государство определяет все необходимые правила формирования и обслуживания государственного долга:

· соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии);

· структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности;

· механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий;

· порядок выпуска и обращения государственных займов;

· порядок предоставления и возврата государственных кредитов;

· порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним;

· другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

В этой связи принято говорить об управлении государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мер по регулированию объема и структуры долга, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных заимствований, определению условий и предоставлению государственных кредитов и государственных гарантий и контролю за их целевым использованием.

Бюджетный кодекс РФ не дает законодательного толкования понятия «управление долгом». Статья 101 лишь определяет органы власти, полномочные осуществлять такую деятельность. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

· удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

· минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

· сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

· поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

· достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;

· обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;

· диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

· координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.

  1. 56. Государственное регулирование страховой деятельности.

Общие принципы государственного регулирования в страховании Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений.

Целями государственного регулирования являются:  • обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;  • обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;  • повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;  • обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;  • защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;  • получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.  Методы государственного регулирования состоят в:  • принятии законов и других нормативных актов в области страхования;  • контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;  • регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;  • контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;  • наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.  Государственному регулированию подлежат:  • деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);  • деятельность страховых посредников;  • деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг). 

Органами государственной власти, осуществляющими регулирование и надзор за страховой деятельностью, являются:

Федеральная служба страхового надзора;

Федеральная антимонопольная служба;

Федеральная налоговая служба;

другие органы государственной власти РФ.