6. Источники финансового права
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов, именуемых его источниками. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, или региональные, местные и др.).
Итак, источники российского финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.
Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права.
Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. В их числе - законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений непосредственно законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число федеральных законов, относящихся к разным сферам финансовой деятельности, действуют кодифицированные нормативные акты — БК РФ и НК РФ, что свидетельствует о развитии правовой основы финансовых отношений в направлении се совершенствования. На данном этапе наблюдается активизация этого процесса.
Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления привели к активизации нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, органами местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты наряду с федеральным законодательством — важная часть источников финансового права.
Нормы финансового права содержатся также в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, тоже могут быть источниками финансового права.
Большую группу источников финансового права составляют акты органов исполнительной власти, прежде всего финансово-кредитных — Министерства финансов РФ (Минфина России), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), Центрального банка РФ и др. (приказы, инструкции и т. д.). Некоторые нормативные акты издаются совместно названными органами или вместе с другими экономическими и иными службами (Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой (ФТС России), Федеральной службой по тарифам и др.), в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга рассматриваемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования у этих органов сузился — до внутренних (для данных органов) отношений.
Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов исполнительной власти министерств, служб, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).
В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел он формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм, дает толкование их смысла. В случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых, отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности в НК РФ.
В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели особую актуальность. К тому же еще не все области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Понятие и функции финансов
- 2. Финансовая система Российской Федерации
- 3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
- 4. Правовые формы финансовой деятельности государства
- 5. Понятие, предмет и метод финансового права.
- 6. Источники финансового права
- 7. Понятие, состав и классификация финансово-правовых норм
- 8. Понятие и состав финансового правоотношения. Юридические факты в финансовом праве
- 9. Понятие финансового контроля. Финансовая дисциплина
- 10. Формы, виды и финансового контроля
- 11. Методы финансового контроля
- 12. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 13. Общая характеристика финансово-правового конфликта и финансово-правовой ответственности
- 14. Понятие и признаки финансового правонарушения
- 15. Финансово-правовые санкции
- 16. Понятие и виды бюджетов
- 17. Бюджетная система Российской Федерации
- 18. Бюджетное право: понятие, предмет, метод, источники
- 19. Особенности закона о государственном бюджете.
- 20. Понятие доходов бюджетов. Классификация доходов. Правовой режим бюджетного дефицита.
- 21. Понятие и формы расходов бюджетов. Бюджетное финансирование
- 22. Финансирование капитальных вложений
- 23. Бюджетное кредитование
- 24. Понятие бюджетной компетенции
- 25. Бюджетная компетенция Российской Федерации
- 26. Бюджетная компетенция субъектов рф
- 27. Бюджетная компетенция муниципальных образований
- 28. Понятие и стадии бюджетного процесса
- 29. Понятие и виды целевых денежных фондов
- 30. Правовой режим целевых бюджетных фондов
- 32. Особенности целевых внебюджетных фондов Президента рф и Правительства рф
- 33. Понятие и система государственных и муниципальных доходов
- 34. Понятие и характеристика неналоговых доходов государства и муниципальных образований
- 35.Роль платежей за пользование природными ресурсами
- 36.Понятие и значение налогов и сборов
- 37. Понятие, предмет, метод и источники налогового права
- 38. Налоговые правоотношения. Правовой статус участников налоговых правоотношений.
- 39. Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
- 40. Исполнение налоговой обязанности. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 41. Правовой режим зачета и возврата и излишне уплаченных налогов
- 42. Федеральные налоги и сборы
- 43. Налоги и сборы субъектов федерации
- 44. Местные налоги и сборы.
- 45. Налоговый контроль
- 46. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
- 47. Налоговые правонарушения
- 48. Налоговая ответственность и санкции в налоговом праве
- 49. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 50. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Порядок финансового планирования на них.
- § 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии
- 51. Основные фонды и оборотные средства унитарных предприятий. Порядок распределения прибыли на них.
- 52. Правовые основы банковской системы Российской Федерации.
- 53. Финансово-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации
- 54. Понятие и принципы государственного и муниципального кредита
- 55. Государственный и муниципальный долг. Управление долгом
- 57. Характеристика отдельных видов обязательного государственного страхования
- 58. Правовое регулирование денежно-кредитной политики государства. Денежная система Российской Федерации.
- 59. Правовое регулирование наличного денежного обращения. И безналичных расчетов.
- 60. Правила ведения кассовых операций
- 61. Валюта и валютные ценности. Понятие и содержание валютного регулирования. Валютный контроль
- 62. Правила осуществления валютных операций