logo
Фин право ответы

30. Правовой режим целевых бюджетных фондов

Целевые бюджетные фонды – это централизованные денежные фонды, образуемые ежегодно в рамках государственного и местного бюджетов, средства которых используются строго целевым назначением. Срок действия указанных целевых фондов может быть пролонгирован, но для этого они должны быть включены в бюджет следующего года. Основным источником правового регулирования целевых бюджетных фондов является ежегодно принимаемый закон (или решение органа местного самоуправления) о бюджете на текущий год. Однако деятельность некоторых из них регламентируется также положением о соответствующем фонде, утверждаемым исполнительным органом власти. Речь идет о тех бюджетных фондах, которые создаются в рамках бюджета на протяжении нескольких лет.

Особенностями целевых бюджетных фондов, как правило, являются:

краткосрочность функционирования (финансовый год);

создание в рамках бюджета соответствующего уровня;

образование за счет общеобязательных платежей юридических и физических лиц (налоговых и неналоговых);

использование средств на строго определенные цели, закрепленные в законе (решении) о бюджете на текущий год (как правило, на поддержку государственно– и социально-значимых сфер жизнедеятельности, отраслей экономики, хозяйства и т. п.).

Для федерального бюджета России в условиях рыночных отношений эти фонды стали характерными, начиная с 1993 г. В рамках федерального бюджета 1993 г. были образованы такие целевые бюджетные фонды, как Фонд социальной поддержки северян; Фонд поддержки предпринимательства и др. Кроме того, были образованы резервные фонды и фонды финансовой поддержки и др. Указанные фонды, хотя и не имеют отраслевого характера, но условно также относятся (так как созданы в рамках бюджета) к бюджетным целевым фондам. Эти фонды предназначены для финансирования непредвиденных расходов в финансовом году.

Особенностями бюджетных целевых фондов, сформированных в период с 1995 по 2000 г., явилось то, что большинство этих фондов ранее имели статус внебюджетных. Процесс консолидации (включения) внебюджетных фондов в бюджет был обусловлен задачами устранения распыленности государственных и муниципальных средств по многочисленным внебюджетным фондам в условиях хронического бюджетного дефицита, усиления контроля за расходованием государственных (муниципальных) средств и включением их в состав бюджетных доходов и расходов, используемых на общегосударственные нужды.

Стабилизационный фонд впервые образован в 2004 г., представляет собой часть средств федерального бюджета, образующихся за счет превышения цены на нефть над базовой и подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Как и резервные фонды, этот фонд условно можно отнести к бюджетным целевым фондам.

В соответствии с изменениями, внесенными в БК РФ в 2005 г., впервые создаются следующие постоянные бюджетные фонды: федеральный фонд компенсаций – для предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований в случаях, когда их финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с законом за счет субвенций из федерального бюджета; региональный фонд финансовой поддержки поселений; региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов); кроме того, в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий создается региональный фонд компенсаций.

  1. 31. Правовой режим целевых внебюджетных фондов.

В Бюджетном кодексе РФ дано определе­ние государственного внебюджетного фонда как фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета, бюджетов субъ­ектов Российской Федерации, предназначенного для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, со­циальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, пре­дусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безрабо­тицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской по­мощи.

Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и на­правлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. Одновременно средства государст­венных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Правовой основой формирования и использования внебюджет­ных фондов являются Бюджетный кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты.

К государственным внебюджетным фондам Российской Феде­рации относятся:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновре­менно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государ­ственных внебюджетных фондов предусмотрен ст. 145 Бюджетного кодекса РФ.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: единого социального налога; добровольных взносов физи­ческих и юридических лиц; других доходов, предусмотренных за­конодательством Российской Федерации. Особенностью расходо­вания средств государственных внебюджетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федера­ции.

По окончании бюджетного года органом управления фонда со­ставляется отчет о его исполнении и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Феде­ральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального внебюджетно­го фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представитель­ному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд, правовой режим которого определен Федеральными законами: от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», от 15 декабря 2001г. №2122-1 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановле­нием Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. В со­ответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. Пенсион­ный фонд РФ (государственное учреждение) является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. Фонд и его террито­риальные органы представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Государство несет субсидиарную ответствен­ность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахо­ванными лицами.

Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некото­рых видов пособий. Пенсионный фонд — это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пен­сионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.

Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в рес­публиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что по­зволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести сле­дующие:

целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и по­собий на детей, а также организация их финансирования;

участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;

расширенное воспроизводство средств фонда на основе прин­ципов самофинансирования и др.

К источникам образования Пенсионного фонда относятся:

— единый социальный налог;

— страховые взносы;

— средства федерального бюджета;

— суммы пеней и иных финансовых санкций;

— доходы от размещения  (инвестирования)  временно свобод­ных средств обязательного пенсионного страхования;

— добровольные взносы;

— иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Средства Пенсионного фонда расходуются в соответствии с на­званными ранее целями на выплату пенсий и некоторых пособий, в том числе выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте стар­ше полутора лет, оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражда­нам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие цели.

Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществ­ляет Правление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета Пенси­онного фонда, утверждаемый Правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.

В соответствии с Законом РФ от 28 июля 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»1 созданы федеральный и территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхования, правовой базой функционирования кото­рых являются соответствующие Положения, утвержденные поста­новлениями Верховного Совета РФ ог 24 февраля 1993 г. № 4543-12, а также Уставом федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 8573.

Деятельность названных фондов направлена на реализацию го­сударственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного соци­ального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды создаются соответственно предста­вительными и исполнительными органами власти республик в со­ставе РФ, автономной области, автономного округа, края, области, г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, являются собственно­стью государства и не включаются в состав бюджетов.

Основным источником образования федерального и территори­альных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог (взнос), бюджетные ассигнования, дохо­ды от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирова­ние обязательного медицинского страхования, проводимого страхо­выми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.

Особое место среди государственных внебюджетных фондов зани­мает Фонд социального страхования Российской Федерации, создан­ный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 февра­ля 1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Фе­дерации» с последующими изменениями и дополнениями, для фи­нансирования расходов по социальному страхованию.

Источником образования фонда социального страхования явля­ются: единый социальный налог (взнос), страховые взносы по уста­новленным тарифам согласно закону на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний, доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и бан­ковские вклады, ассигнования из федерального бюджета на покры­тие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, постра­давшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы граждан и юридических лиц, прочие доходы.

Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беремен­ности и родам, при рождении ребенка, по уходу за’ребенком до полутора лет; оплату путевок для работников и их детей в сана­торно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; час­тичное содержание находящихся на балансе страхователей сана­ториев-профилакториев; частичную оплату путевок в детские за­городные оздоровительные лагеря; частичное содержание дет­ско-юношеских спортивных школ и иные цели социального страхования.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»2 предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на названные цели.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4