15. Финансово-правовые санкции
Финансово-правовая санкция представляет собой элемент финансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессуальном порядке.
Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.
За налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ.
За бюджетные правонарушения санкции предусматриваются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах на очередной финансовый год.
Финансово-правовые санкции предусмотрены и в ст. 124 Таможенного кодекса РФ.
Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их открытом перечне: ст. 282 БК РФ допускает возможность применения к нарушителям бюджетного законодательства иных мер в соответствии с федеральными законами.
Установление финансово-правовых санкций в бюджетном законодательстве объясняется отсылочным характером норм БК РФ, устанавливающих составы бюджетных правонарушений. По замыслу законодателя в бюджетных правоотношениях меры ответственности и их размер должны содержаться в КоАП РФ. Однако такой подход разрывает охранительную финансово-правовую норму, делает ее применение невозможной в силу разного предназначения финансового и административного права. К тому же санкции за финансовые правонарушения установлены КоАП РФ только по отношению к трем составам, остальные остались без мер государственной защиты. Поэтому пробелы действующего законодательства восполняются законодателем при принятии ежегодного федерального закона о федеральном бюджете.
Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функцию, то и финансово-правовые санкции нацелены на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воздействия на правонарушителя с целью общей и частной превенции.
Специфические признаки позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых:
- применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;
- они предусмотрены нормами финансового права;
- являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;
- имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;
- основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;
- могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);
- в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
- денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;
- правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя;
- имеют специфические виды принуждения;
- для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих.
Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые являются реальными участниками конкретных правоотношений. В теории финансового права данный круг субъектов разделяется на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты.
Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.
Размеры финансовых санкций предусматриваются специальными статьями нормативных правовых актов отраслевого законодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения. Денежная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджетных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между собой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т. д.
Несмотря на различные способы исчисления, все финансовые санкции имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства. Тем не менее процессуальный порядок применения финансово-правовых санкций зависит от их вида.
Нарушение финансового законодательства неминуемо причиняет вред имущественным интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрализации денежных потерь казны, восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя.
- 1.Понятие и функции финансов
- 2. Финансовая система Российской Федерации
- 3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
- 4. Правовые формы финансовой деятельности государства
- 5. Понятие, предмет и метод финансового права.
- 6. Источники финансового права
- 7. Понятие, состав и классификация финансово-правовых норм
- 8. Понятие и состав финансового правоотношения. Юридические факты в финансовом праве
- 9. Понятие финансового контроля. Финансовая дисциплина
- 10. Формы, виды и финансового контроля
- 11. Методы финансового контроля
- 12. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 13. Общая характеристика финансово-правового конфликта и финансово-правовой ответственности
- 14. Понятие и признаки финансового правонарушения
- 15. Финансово-правовые санкции
- 16. Понятие и виды бюджетов
- 17. Бюджетная система Российской Федерации
- 18. Бюджетное право: понятие, предмет, метод, источники
- 19. Особенности закона о государственном бюджете.
- 20. Понятие доходов бюджетов. Классификация доходов. Правовой режим бюджетного дефицита.
- 21. Понятие и формы расходов бюджетов. Бюджетное финансирование
- 22. Финансирование капитальных вложений
- 23. Бюджетное кредитование
- 24. Понятие бюджетной компетенции
- 25. Бюджетная компетенция Российской Федерации
- 26. Бюджетная компетенция субъектов рф
- 27. Бюджетная компетенция муниципальных образований
- 28. Понятие и стадии бюджетного процесса
- 29. Понятие и виды целевых денежных фондов
- 30. Правовой режим целевых бюджетных фондов
- 32. Особенности целевых внебюджетных фондов Президента рф и Правительства рф
- 33. Понятие и система государственных и муниципальных доходов
- 34. Понятие и характеристика неналоговых доходов государства и муниципальных образований
- 35.Роль платежей за пользование природными ресурсами
- 36.Понятие и значение налогов и сборов
- 37. Понятие, предмет, метод и источники налогового права
- 38. Налоговые правоотношения. Правовой статус участников налоговых правоотношений.
- 39. Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
- 40. Исполнение налоговой обязанности. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 41. Правовой режим зачета и возврата и излишне уплаченных налогов
- 42. Федеральные налоги и сборы
- 43. Налоги и сборы субъектов федерации
- 44. Местные налоги и сборы.
- 45. Налоговый контроль
- 46. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
- 47. Налоговые правонарушения
- 48. Налоговая ответственность и санкции в налоговом праве
- 49. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 50. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Порядок финансового планирования на них.
- § 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии
- 51. Основные фонды и оборотные средства унитарных предприятий. Порядок распределения прибыли на них.
- 52. Правовые основы банковской системы Российской Федерации.
- 53. Финансово-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации
- 54. Понятие и принципы государственного и муниципального кредита
- 55. Государственный и муниципальный долг. Управление долгом
- 57. Характеристика отдельных видов обязательного государственного страхования
- 58. Правовое регулирование денежно-кредитной политики государства. Денежная система Российской Федерации.
- 59. Правовое регулирование наличного денежного обращения. И безналичных расчетов.
- 60. Правила ведения кассовых операций
- 61. Валюта и валютные ценности. Понятие и содержание валютного регулирования. Валютный контроль
- 62. Правила осуществления валютных операций