3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
Как отмечалось ранее, особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от их компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:
федерального бюджета;
федеральных налогов и сборов;
финансового, кредитного, таможенного регулирования;
денежной эмиссии.
Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы.
Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 31 декабря 1997 г.). В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и т. д.
Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Органы государственного управления РФ и субъектов Российской Федерации, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности, которые в своей совокупности получили название «финансовая система».
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной своей задачи были созданы следующие специальные органы государственного управления:
Министерство финансов Российской Федерации – является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии не только с другими органами исполнительной власти, но и с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Для выполнения возложенных на него задач и функций Министерство финансов РФ в установленном порядке создает свои территориальные органы и наделяется значительными полномочиями в области управления финансами. Так, Министерство финансов РФ вправе запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти субъектов РФ материалы, необходимые для разработки проекта федерального бюджета, расчета прогноза консолидированного бюджета РФ, составления отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета. Оно вправе взыскивать в установленном порядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ.
Федеральное казначейство Российской Федерации. Его возглавляет руководитель Федерального казначейства – начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов РФ в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работ по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Занимает особое положение среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Центральный банк, являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. По вопросам, отнесенным к его компетенции, он имеет право издавать нормативные правовые акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставной капитал и другое имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Он осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций, приминает меры для поддержания стабильной денежной системы, совершает широкий спектр банковских операций и т.д.
Существует еще ряд других органов созданных специально для поддержания финансовой системы страны. К примеру, основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба. Для усиления государственного влияния, контроля, слежения рублем, соблюдением законности в области финансовой деятельности образована Федеральная служба налоговой полиции, одной из основных задач которой является предупреждение коррупции в области финансовой деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Понятие и функции финансов
- 2. Финансовая система Российской Федерации
- 3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
- 4. Правовые формы финансовой деятельности государства
- 5. Понятие, предмет и метод финансового права.
- 6. Источники финансового права
- 7. Понятие, состав и классификация финансово-правовых норм
- 8. Понятие и состав финансового правоотношения. Юридические факты в финансовом праве
- 9. Понятие финансового контроля. Финансовая дисциплина
- 10. Формы, виды и финансового контроля
- 11. Методы финансового контроля
- 12. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 13. Общая характеристика финансово-правового конфликта и финансово-правовой ответственности
- 14. Понятие и признаки финансового правонарушения
- 15. Финансово-правовые санкции
- 16. Понятие и виды бюджетов
- 17. Бюджетная система Российской Федерации
- 18. Бюджетное право: понятие, предмет, метод, источники
- 19. Особенности закона о государственном бюджете.
- 20. Понятие доходов бюджетов. Классификация доходов. Правовой режим бюджетного дефицита.
- 21. Понятие и формы расходов бюджетов. Бюджетное финансирование
- 22. Финансирование капитальных вложений
- 23. Бюджетное кредитование
- 24. Понятие бюджетной компетенции
- 25. Бюджетная компетенция Российской Федерации
- 26. Бюджетная компетенция субъектов рф
- 27. Бюджетная компетенция муниципальных образований
- 28. Понятие и стадии бюджетного процесса
- 29. Понятие и виды целевых денежных фондов
- 30. Правовой режим целевых бюджетных фондов
- 32. Особенности целевых внебюджетных фондов Президента рф и Правительства рф
- 33. Понятие и система государственных и муниципальных доходов
- 34. Понятие и характеристика неналоговых доходов государства и муниципальных образований
- 35.Роль платежей за пользование природными ресурсами
- 36.Понятие и значение налогов и сборов
- 37. Понятие, предмет, метод и источники налогового права
- 38. Налоговые правоотношения. Правовой статус участников налоговых правоотношений.
- 39. Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
- 40. Исполнение налоговой обязанности. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 41. Правовой режим зачета и возврата и излишне уплаченных налогов
- 42. Федеральные налоги и сборы
- 43. Налоги и сборы субъектов федерации
- 44. Местные налоги и сборы.
- 45. Налоговый контроль
- 46. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
- 47. Налоговые правонарушения
- 48. Налоговая ответственность и санкции в налоговом праве
- 49. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 50. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Порядок финансового планирования на них.
- § 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии
- 51. Основные фонды и оборотные средства унитарных предприятий. Порядок распределения прибыли на них.
- 52. Правовые основы банковской системы Российской Федерации.
- 53. Финансово-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации
- 54. Понятие и принципы государственного и муниципального кредита
- 55. Государственный и муниципальный долг. Управление долгом
- 57. Характеристика отдельных видов обязательного государственного страхования
- 58. Правовое регулирование денежно-кредитной политики государства. Денежная система Российской Федерации.
- 59. Правовое регулирование наличного денежного обращения. И безналичных расчетов.
- 60. Правила ведения кассовых операций
- 61. Валюта и валютные ценности. Понятие и содержание валютного регулирования. Валютный контроль
- 62. Правила осуществления валютных операций