52. Правовые основы банковской системы Российской Федерации.
Банковская система — один из важнейших организационных механизмов финансовой системы РФ, оказывающий огромное влияние на функционирование всех экономических процессов в обществе. Банковская система, представляя относительно автономное экономико-правовое образование, органично входит в состав другой, более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействует со всеми ее элементами, но выполняет и собственные, только ей присущие функции.
Основным элементом банковской системы является банк.
Банк — это коммерческое юридическое лицо (хозяйственное общество), которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ (Банком России), предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также открывать и вести банковские счета юридических и физических лиц.
Банки могут осуществлять следующие банковские операции:
привлекать вклады (депозиты) и предоставлять их от своего имени заемщикам по соглашению с ними;
осуществлять расчеты по поручению клиентов (физических и юридических лиц) и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;
открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;
выдавать банковские гарантии;
осуществлять денежные переводы без открытия счета;
выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними;
покупать и продавать наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах (однако для осуществления этих операций требуется отдельная лицензия Центрального банка РФ);
привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные операции);
оказывать брокерские и консультативные услуги;
осуществлять другие операции.
На территории Российской Федерации также возможно создание небанковских кредитных организаций — таких организаций, не являющихся банками, которые могут выполнять отдельные банковские операции. В настоящее время такие учреждения широкого распространения не получили.
Как видно из самого определения банка, Центральный банк выделяется из массы других коммерческих банков наличием властных полномочий по отношению к последним и образует первый уровень банковской системы Российской Федерации. Второй уровень банковской системы включает коммерческие банки различных видов, а также небанковские кредитные организации, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций.
Необходимо отметить, что подобное построение банковской системы соответствует мировым стандартам: банковские системы большинства зарубежных стран построены по двухуровневому принципу, что позволяет осуществлять наиболее эффективное правовое регулирование банковского дела в государстве.
Банковская система любой страны — это совокупность банков, других кредитных учреждений и связей между ними.
Центральный банк РФ (Банк России). Он обладает необычной правовой природой: с одной стороны, он является юридическим лицом, с другой — выступает как орган государственного управления. Банк России не имеет целью своей деятельности получение прибыли. Все это позволяет отнести Центральный банк РФ к особой организационно-правовой форме некоммерческих юридических лиц, которая не указана в Гражданском кодексе РФ.
Как юридическое лицо Банк России обладает своим обособленным имуществом; является экономически самостоятельным субъектом, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, выступать истцом или ответчиком в суде. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, однако получение прибыли не является основной целью деятельности Центрального банка РФ.
Уставный капитал Центрального банка на сегодняшний день составляет 3 млрд. руб. Кроме того, Банк России создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью и принадлежат ему на праве хозяйственного ведения.
Это означает, что Центральный банк РФ не может распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (Российской Федерации). Кроме того, в соответствии с законодательством, Центральный банк РФ должен перечислять в федеральный бюджет 50% фактически полученной прибыли. Иным имуществом Банк России распоряжается самостоятельно.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Некоммерческая природа Центрального банка РФ подчеркивается положением, согласно которому он не может участвовать в капиталах кредитных организаций, в капиталах иных организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, а также если иное не предусмотрено законом.
Как юридическое лицо Центральный банк имеет право осуществлять следующие операции:
предоставлять краткосрочные кредиты под обеспечение ценными бумагами;
покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя;
покупать и продавать другие ценные бумаги;
проводить расчетные, кассовые и депозитные операции;
выдавать гарантии и поручительства;
осуществлять другие банковские операции от своего имени.
Однако некоммерческий характер деятельности Центрального банка обусловил некоторые ограничения. Так, Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и с физическими лицами, приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, осуществлять операции с недвижимостью, заниматься торговой и производственной деятельностью.
Таким образом, вся деятельность Центрального банка как юридического лица, как самостоятельного хозяйствующего субъекта подчинена интересам и задачам Банка России, как государственного органа.
Как орган государственного управления Банк России наделен государственно-властными полномочиями и действует как вневедомственный орган.
Основными целями его деятельности являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе по покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Понятие и функции финансов
- 2. Финансовая система Российской Федерации
- 3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
- 4. Правовые формы финансовой деятельности государства
- 5. Понятие, предмет и метод финансового права.
- 6. Источники финансового права
- 7. Понятие, состав и классификация финансово-правовых норм
- 8. Понятие и состав финансового правоотношения. Юридические факты в финансовом праве
- 9. Понятие финансового контроля. Финансовая дисциплина
- 10. Формы, виды и финансового контроля
- 11. Методы финансового контроля
- 12. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 13. Общая характеристика финансово-правового конфликта и финансово-правовой ответственности
- 14. Понятие и признаки финансового правонарушения
- 15. Финансово-правовые санкции
- 16. Понятие и виды бюджетов
- 17. Бюджетная система Российской Федерации
- 18. Бюджетное право: понятие, предмет, метод, источники
- 19. Особенности закона о государственном бюджете.
- 20. Понятие доходов бюджетов. Классификация доходов. Правовой режим бюджетного дефицита.
- 21. Понятие и формы расходов бюджетов. Бюджетное финансирование
- 22. Финансирование капитальных вложений
- 23. Бюджетное кредитование
- 24. Понятие бюджетной компетенции
- 25. Бюджетная компетенция Российской Федерации
- 26. Бюджетная компетенция субъектов рф
- 27. Бюджетная компетенция муниципальных образований
- 28. Понятие и стадии бюджетного процесса
- 29. Понятие и виды целевых денежных фондов
- 30. Правовой режим целевых бюджетных фондов
- 32. Особенности целевых внебюджетных фондов Президента рф и Правительства рф
- 33. Понятие и система государственных и муниципальных доходов
- 34. Понятие и характеристика неналоговых доходов государства и муниципальных образований
- 35.Роль платежей за пользование природными ресурсами
- 36.Понятие и значение налогов и сборов
- 37. Понятие, предмет, метод и источники налогового права
- 38. Налоговые правоотношения. Правовой статус участников налоговых правоотношений.
- 39. Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
- 40. Исполнение налоговой обязанности. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 41. Правовой режим зачета и возврата и излишне уплаченных налогов
- 42. Федеральные налоги и сборы
- 43. Налоги и сборы субъектов федерации
- 44. Местные налоги и сборы.
- 45. Налоговый контроль
- 46. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
- 47. Налоговые правонарушения
- 48. Налоговая ответственность и санкции в налоговом праве
- 49. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
- 50. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Порядок финансового планирования на них.
- § 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии
- 51. Основные фонды и оборотные средства унитарных предприятий. Порядок распределения прибыли на них.
- 52. Правовые основы банковской системы Российской Федерации.
- 53. Финансово-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации
- 54. Понятие и принципы государственного и муниципального кредита
- 55. Государственный и муниципальный долг. Управление долгом
- 57. Характеристика отдельных видов обязательного государственного страхования
- 58. Правовое регулирование денежно-кредитной политики государства. Денежная система Российской Федерации.
- 59. Правовое регулирование наличного денежного обращения. И безналичных расчетов.
- 60. Правила ведения кассовых операций
- 61. Валюта и валютные ценности. Понятие и содержание валютного регулирования. Валютный контроль
- 62. Правила осуществления валютных операций