Целевая эффективность
Говоря об эффективности именно решений, целесообразно говорить о целевой эффективности. Эффективность решения заключается не столько в его абсолютной правильности, сколько в том, что, будучи последовательно и в срок реализовано, оно достигает поставленной цели. В западной литературе целевая эффективность обозначается термином «техническая эффективность».
Эффективность решения определяется как эффективность операции. Эффективность операции — это степень соответствия реального и требуемого результатов операций, степень достижения целей операции.
Формами показателей эффективности, используемыми в задачах принятия решения, являются:
Вероятность достижения цели.
Вероятность получения требуемого результата.
Средний результат.
Вероятностно-гарантированный результат.
Гарантированный результат.
Требования к показателю эффективности:
Соответствие цели.
Содержательность.
Измеримость.
Минимальность.
Полнота.
Критерии и методы измерения «целевой» эффективности реализации решения задаются в ходе разработки решения: еще при определении критерия выбора решения и формировании шкал измерения ее показателей.
Целевая эффективность государственных решений (возможность достижения поставленных целей) зависит от:
качества применяемых аналитических методик и экспертной поддержки;
надежности и достоверности информации и исходных гипотез;
качества ЛПР (их способности генерировать оригинальные идеи и обобщать потоки информации;
возможности выдвижения альтернатив;
наличия институтов, адекватных процессу целеполагания;
надежности способов согласования действия различных государственных органов;
уровня профессиональной подготовки кадров;
уровня технического обеспечения управления
«Целевая» эффективность (в американской экономической и управленческой литературе ее называют технической эффективностью) связана с качественными и количественными показателями. Так, эффективность работы общественного транспорта может быть оценена в зависимости от числа перевезенных пассажиров, от безопасности, удобства, скорости поездок, оперативности и надежности обслуживания.
Важная характеристика «целевой» эффективности многих услуг, предоставляемых государственными и частными организациями,— оперативность и регулярность. Показатель оперативности может отражать время реагирования на срочный вызов или запрос, соответствие установленному графику или срокам выполнения работ по удовлетворению запроса клиента, показатель регулярности — частоту предоставления услуг, которую в некоторых случаях можно считать критерием качества (например, частота вывоза мусора или уборки в подъездах).
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение