§2.8.2. Организация и основные направления деятельности военной прокуратуры
В соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации» военная прокуратура является неотъемлемой частью единой федеральной централизованной системы органов прокуратуры.
Структурувоенной прокуратуры составляют:
Главная военная прокуратура;
прокуратуры –
- военных округов,
- групп войск,
- флотов;
прокуратура Ракетных войск стратегического назначения;
прокуратура Федеральной пограничной службы РФ;
прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
прокуратуры –
- гарнизонов,
- объединений,
- соединений,
приравненные к прокуратурам городов и районов.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор. Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генеральный прокурор РФ.
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в –
Вооруженных Силах РФ,
других войсках,
воинских формированиях,
созданных в соответствии с федеральными законами.
Военная прокуратура организована и действует на тех же принципах, что и все органы прокуратуры.
Военная прокуратура имеет такую же правовую основу, что и другие органы прокуратуры. Вместе с тем, в своей деятельности военные прокуроры руководствуются также военным законодательством.
Военная прокуратура в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:
надзор за исполнением законов, воинских уставов, других актов военного законодательства РФ
- всеми органами военного управления,
- воинскими частями,
- учреждениями,
- военно-учебными заведениями,
- предприятиями,
- организациями,
- командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил РФ,
- всеми военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными,
- военными строителями,
- другими лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве РФ,
- рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ при выполнении ими обязанностей по службе;
надзор за исполнением законов органами дознания, действующими в Вооруженных Силах РФ, следователями военных прокуратур, органами дознания и следователями органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных военным судам;
надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих и других граждан, имеющих отношение к Вооруженным Силам РФ;
надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в военных судах;
надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, военных строителей, в дисциплинарных частях, при исполнении в воинских частях наказаний, назначаемых военными судами.
Военная прокуратура осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, подсудных военным судам, в соответствии с полномочиями, предоставленными УПК РФ.
Военная прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов, функционирующих в войсках.
Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством РФ. Военные прокуроры такжевправе:
участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, и служебных совещаниях органов военного управления;
назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск, органами и учреждениями внутренних дел;
немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся.
На должности военных прокуроров и следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу по контракту или призыву и отвечающие требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть назначены гражданские лица. Заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном законом. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору РФ.
Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и льготами, установленными Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих».
Призыв и поступление граждан на военную службу в органы военной прокуратуры, их увольнение в запас и отставку производят по представлению Главного военного прокурора.
Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ.
Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры.
На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство РФ, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское, другие виды обеспечения военнослужащих.
Контрольные вопросы по теме:
Охарактеризуйте современную структуру органов прокуратуры РФ.
Укажите, на каких правовых принципах строится работа прокуратуры.
Каковы основные направления деятельности органов прокуратуры?
Что такое прокурорский надзор?
Какими полномочиями обладают прокуроры при осуществлении общего надзора?
В чем заключается участие прокурора при рассмотрении дел в суде?
Каков предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание? Каковы полномочия прокурора при осуществлении данного вида надзора?
Назовите основные акты прокурорского надзора при установлении им нарушения закона.
Укажите основные полномочия прокурора при осуществлении им надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.
Какова организация и полномочия военной прокуратуры?
Какие требования предъявляются к работникам прокуратуры и кандидатам на должность прокурора?
В каком случае прокурор может быть освобожден от занимаемой должности?
- Санкт-петербургский
- §2.1.1. Правоохранительные органы – понятие, функции, институционально-правовые особенности
- §2.1.2. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
- Тема 2.2. Законодательство о правоохранительных органах.
- §2.2.1. Структура нормативной базы дисциплины
- Тема 2.3. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации §2.3.1. Понятие судебной власти и ее основные признаки
- §2.3.2. Правосудие: сущность, характерные черты
- §2.3.3. Конституционные принципы осуществления правосудия
- Принцип законности
- Принцип осуществления правосудия только судом
- Принцип независимости судей
- Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
- Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту
- Принцип презумпции невиновности
- Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
- Принцип состязательности и равноправия сторон
- Принцип гласности судопроизводства
- Принцип национального языка судопроизводства
- Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
- Принцип охраны чести и достоинства личности
- Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства
- Тема 2.4. Судебная система и статус судей в российской федерации §2.4.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
- §2.4.2. Правовой статус судей
- Тема 2.5. Конституционный суд российской федерации
- §2.5.1. Полномочия Конституционного суда рф
- §2.5.2. Особенности конституционного судопроизводства в рф
- Тема 2.6. Деятельность судов общей юрисдикции в российской федерации
- §2.6.1. Правовой статус и система судов общей юрисдикции
- §2.6.2. Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации
- Структура Верховного Суда рф
- Судебная Коллегия по гражданским делам, Судебная Коллегия по уголовным делам, Военная Коллегия, Кассационная коллегия
- Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
- Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
- Районные суды
- Мировые судьи
- Военные суды
- Тема 2.7. Арбитражные суды в российской федерации
- §2.7.1. Понятие, задачи и подведомственность арбитражных судов
- §2.7.2. Структура и полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Судебные коллегии
- §2.7.3. Структура и полномочия Федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов рф
- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Тема 2.8. Организация прокуратуры в российской федерации
- Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран.
- Б.Паскаль
- §2.8.1. Функции и полномочия прокуратуры в современных условиях
- §2.8.2. Организация и основные направления деятельности военной прокуратуры
- Тема 2.9. Органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений §2.9.1. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации
- §2.9.2. Функции и компетенция органов предварительного следствия
- §2.9.3. Задачи и полномочия органов дознания
- Тема 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации §2.10.1. Министерство внутренних дел: современный государственный статус, структура и функции
- §2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при мвд рф Милиция
- Следственный комитет при мвд рф
- Тема 2.11. Органы обеспечения безопасности Российской федерации
- §2.11.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности
- §2.11.2. Организационные основы, функции и полномочия Совета Безопасности рф, Федеральной службы безопасности рф, органов внешней разведки рф, Федеральных органов государственной охраны
- Совет Безопасности Российской Федерации
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Органы внешней разведки Российской Федерации
- Федеральные органы государственной охраны
- Тема 2.12. Органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции
- §2.12.1. Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура, функции и полномочия
- §2.12.2. Федеральная служба судебных приставов
- §2.12.3. Органы уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний
- Тема 2.13. Оказание юридической помощи населению. Организация и деятельность нотариата и адвокатуры в рф
- §2.13.1. Современная система нотариата в Российской Федерации, организационные основы ее деятельности
- §2.13.2. Нотариальные действия и правила их совершения
- §2.13.3. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации
- §2.13.4. Правовой статус адвокатов и их профессиональные объединения
- Адвокатский кабинет
- Коллегия адвокатов
- Адвокатское бюро
- Юридическая консультация
- Тема 2.14. Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны
- §2.14.1. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности
- §2.14.2. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации