§ 9. Разрешение споров
Разрешение споров имеет первостепенное значение для международных экономических связей. От этого зависит уровень соблюдения условий контрактов, поддержание порядка, уважение прав участников. При этом речь зачастую идет о судьбе имущества огромной стоимости. Значение проблемы подчеркивается и в политических международных актах. В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. говорится, что быстрое и справедливое разрешение международных коммерческих споров способствует расширению и облегчению торгового и экономического сотрудничества и что наиболее подходящим для этого инструментом является арбитраж. Значение этих положений отмечалось и в последующих актах ОБСЕ.
Экономические споры между субъектами международного права решаются в том же порядке, что и иные споры (см. гл. XI). Споры физических и юридических лиц относятся к национальной юрисдикции. Однако, как показал опыт, национальные суды оказались не в состоянии решить задачу должным образом. Судьи профессионально не подготовлены к решению сложных вопросов МЭП, да и зачастую оказываются национально ограниченными, небеспристрастными. Нередко подобная практика вызывала международные осложнения. Достаточно вспомнить о практике американских судов, пытавшихся распространить свою юрисдикцию за пределы, установленные международным правом.
Поэтому в государствах создаются специализированные органы - международные коммерческие арбитражи <*>. Международными они являются в том смысле, что решают коммерческие споры международного характера между частными лицами. Учреждаются же они в порядке, установленном национальным правом, и руководствуются им в своей деятельности.
--------------------------------
<*> См.: Дмитриева Г.К. Международный коммерческий арбитраж: Учебно-практическое пособие. М., 1977; Ануров В.Н. Юридическая природа международного коммерческого арбитража. М., 2000.
Некоторые международные коммерческие арбитражи стали высокоавторитетными центрами рассмотрения международных коммерческих споров. К ним относятся Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты и др. В России это Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.
В последние десятилетия был принят целый ряд универсальных и региональных актов, относящихся к разрешению коммерческих споров. Знаменательно, что за последние годы к этим актам присоединилось большое число государств, т.е. растет понимание того, что без должного механизма разрешения споров невозможно развивать экономические связи.
Функции международного экономического права в области разрешения международных коммерческих споров состоят в следующем:
- унификация процессуальных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств;
- создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории других;
- создание специализированных международных центров по рассмотрению коммерческих споров.
Усиление роли арбитража, с одной стороны, и существенные различия в национальном праве государств относительно этого института - с другой, побудили государства принять ряд международных актов, направленных на унификацию арбитражного процессуального права. В основном они были подготовлены в рамках ООН. Под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы была разработана и принята (Женева, 1961 г.) Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (далее - Конвенция о внешнеторговом арбитраже) (Россия участвует). Конвенция вышла за региональные рамки в результате присоединения неевропейских государств. Конвенция о внешнеторговом арбитраже содержит правила относительно формирования арбитража, арбитражного процесса, вынесения решения, условий и последствий признания решения недействительным и др. Данная Конвенция применима как к постоянным арбитражам, так и к арбитражам ad hoc (разовый арбитраж, создаваемый для рассмотрения конкретного спора).
В унификации арбитражного процессуального права важная роль принадлежит Типовому закону о международном коммерческом арбитраже. Он был подготовлен ЮНСИТРАЛ, одобрен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 г. и рекомендован государствам в качестве модели национального закона. Многие страны приняли соответствующие законы. Соответствует Типовому закону и Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" <*>.
--------------------------------
<*> ВВС. 1993. N 32. Ст. 1240.
В международной коммерческой практике довольно часто применяются арбитражные регламенты, разработанные в рамках ООН. К ним относятся Арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г., Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г. и наиболее популярный Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г. Каждый регламент представляет собой свод унифицированных правил, которые применяются, если стороны оговорили это в торговом или ином контракте либо заключили специальное соглашение об этом.
Из региональных конвенций такого рода можно упомянуть Московскую конвенцию о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества 1972 г. (заключена в рамках Совета экономической взаимопомощи и сохраняет свою силу). Другой пример - Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1975 г.
Особенно сложна и важна проблема принудительного исполнения решения иностранного арбитража в случае уклонения одной из сторон от его исполнения. Решается она при помощи международного права. Этому посвящена Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, принятая на конференции ООН в Нью-Йорке в 1958 г. (далее - Нью-Йоркская конвенция). О ее значении свидетельствует уже сам факт участия примерно 90 государств, включая Россию. В силу сделанной оговорки Россия применяет Конвенцию в отношении арбитражных решений, вынесенных в государствах, не являющихся ее участниками, только на условиях взаимности. Нью-Йоркская конвенция обязывает стороны признавать и исполнять иностранные арбитражные решения так же, как и решения собственных арбитражей.
На региональном уровне наиболее развитый механизм разрешения споров был создан в рамках Европейских сообществ. В его основе лежит Брюссельская конвенция о юрисдикции и исполнении решений по гражданским и коммерческим делам 1968 г.
В рамках СНГ в 1992 г. было подписано Соглашение о порядке рассмотрения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Оно решает комплекс вопросов, связанных с рассмотрением любых хозяйственных споров не только в арбитраже, но и в суде, включая споры с участием государств и их органов. Соглашение содержит нормы о взаимном признании и исполнении решений судебных, арбитражных органов, а также исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых в исполнении может быть отказано (ст. ст. 7 - 9).
В 1992 г. было принято Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, к которому приложено Положение о Суде <*>. К юрисдикции этого Суда отнесены лишь межгосударственные экономические споры. Пока Суд никак себя не проявил.
--------------------------------
<*> БМД. 1994. N 9.
Важным направлением сотрудничества государств в рассматриваемой области, как уже отмечалось, является создание специализированных международных центров для разрешения определенных видов коммерческих споров, представляющих особый интерес для развития международных экономических отношений. На основе Вашингтонской конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. <*> был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Конвенция была разработана под эгидой Международного банка реконструкции и развития, и Центр действует при нем. В Конвенции участвует более ста государств. Россия ее подписала, но еще не ратифицировала. Юрисдикция Центра распространяется на любой инвестиционный спор между государством-участником и частным инвестором другого государства-участника.
--------------------------------
<*> Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическим лицами других государств, заключена в г. Вашингтоне 18 марта 1965 г., Россия подписала Конвенцию 16 июня 1992 г., не ратифицировала.
Развитый механизм решения споров создан при Всемирной торговой организации (ВТО).
- Российская академия наук
- Глава I. Международное право прав человека
- § 1. Понятие международного права прав человека
- § 2. Система международного права прав человека
- § 3. Гражданские и политические права
- § 4. Экономические, социальные и культурные права
- § 5. Право устойчивого развития
- § 6. Коллективные права
- § 7. Международный контроль уважения прав человека
- Глава II. Право международных организаций
- § 1. Понятие права международных организаций
- § 2. Международные конференции и постоянные
- § 3. Международные организации
- § 4. Организация Объединенных Наций
- § 5. Региональные международные организации
- § 6. Европейский союз
- Глава III. Право внешних сношений
- § 1. Понятие права внешних сношений
- § 2. Система органов внешних сношений
- § 3. Дипломатическое право
- § 4. Дипломатическое право международных организаций
- § 5. Международно-правовая защита лиц,
- § 6. Консульское право
- Глава IV. Право международных договоров
- § 1. Понятие права международных договоров
- § 2. Стороны в договорах
- § 3. Право на участие в договорах
- § 4. Заключение договоров
- § 5. Оговорки
- § 6. Депозитарий
- § 7. Вступление договора в силу
- § 8. Опубликование и регистрация договоров
- § 9. Форма договоров
- § 10. Действие договоров
- § 11. Пересмотр договоров
- § 12. Недействительность договоров
- § 13. Прекращение и приостановление действия договоров
- § 14. Влияние вооруженных конфликтов на договоры
- Глава V. Общее наследие человечества
- § 1. Концепция общего наследия человечества
- § 2. Антарктика
- Глава VI. Международное морское право
- § 1. Понятие международного морского права
- § 2. Внутренние морские воды
- § 3. Морские порты
- § 4. Территориальное море
- § 5. Прилежащая зона
- § 6. Исключительная экономическая зона
- § 7. Континентальный шельф
- § 8. Открытое море
- § 9. Район
- § 10. Арктика
- § 11. Замкнутые и полузамкнутые моря
- § 12. Морские проливы
- § 13. Международные каналы
- Глава VII. Международное воздушное право
- § 1. Понятие международного воздушного права
- § 2. Международные организации
- § 3. Свобода полетов в международном
- § 4. Юрисдикция государства в своем воздушном пространстве
- Глава VIII. Международное космическое право
- § 1. Понятие международного космического права
- § 2. Правовой режим космического пространства
- § 3. Ответственность за космическую деятельность
- § 4. Статус космонавтов и космических аппаратов
- § 1. Понятие международного права окружающей среды
- § 2. Становление международного права окружающей среды
- § 3. Источники международного права окружающей среды
- § 4. Принципы
- § 5. Имплементация
- § 6. Охрана различных видов окружающей среды
- § 7. Охрана фауны и флоры
- § 1. Понятие международного экономического права
- § 2. Новый экономический порядок
- § 3. Право устойчивого развития
- § 4. Источники мэп
- § 5. Цели и принципы
- § 6. Государство в международном экономическом праве
- § 7. Ответственность государства и частных лиц
- § 8. Транснациональные корпорации
- § 9. Разрешение споров
- § 10. Международное торговое право
- § 11. Международное финансовое право
- § 12. Международное инвестиционное право
- § 13. Международное экономическое право
- Глава XI. Право мирного разрешения международных споров
- § 1. Понятие права мирного разрешения международных споров
- § 2. Согласительные средства
- § 3. Судебные средства
- § 4. Решение споров международными организациями
- Глава XII. Право международной безопасности
- § 1. Понятие права международной безопасности
- § 2. Цели и принципы
- § 3. Преступность агрессии
- § 4. Всеобщая коллективная безопасность
- § 5. Миротворческие операции оон
- § 6. Региональные международные организации
- § 7. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- § 8. Организация Североатлантического договора
- § 9. Содружество Независимых Государств
- § 10. Разоружение
- § 11. Контроль за разоружением
- § 12. Меры укрепления доверия
- § 13. Механизм подготовки актов о разоружении
- Глава XIII. Международное гуманитарное право
- § 1. Общая часть международного гуманитарного права
- § 2. Основные институты международного гуманитарного права
- § 3. Защита жертв войны
- § 4. Режим военной оккупации
- § 5. Нейтралитет
- § 6. Международное гуманитарное право в конфликтах
- § 7. Международное гуманитарное право
- § 8. Обеспечение норм международного гуманитарного права
- Глава XIV. Право международной ответственности
- § 1. Общая часть
- § 2. Ответственность государств
- § 3. Имплементация международно-правовой ответственности
- § 4. Международная ответственность за вредные последствия
- Глава XV. Международное уголовное право
- § 1. Понятие международного уголовного права
- § 2. Система международного уголовного права
- § 3. Общая часть международного уголовного права
- § 4. Особенная часть международного уголовного права
- § 5. Международные уголовные суды
- § 6. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- § 1. Мировой порядок XXI века
- § 2. Международно-правовая концепция России
- § 3. Основы нового мирового порядка
- § 4. Международное право XXI века
- § 5. Международно-правовое прогнозирование