12.2. Социальное развитие и культура региона и муниципальных образований
Российские регионы очень резко различаются по показателям социального развития, например, по среднедушевым доходам, покупательной способности средней заработной платы, ожидаемой продолжительности жизни и т. п. Основными факторами, обуславливающими социальную дифференциацию территорий, являются ВРП (валовой региональный продукт) на душу населения, отраслевая структура производства, ресурсный потенциал, объем инвестиций в экономику региона, бюджетная обеспеченность, демографические показатели.
С развитием рыночной экономики и усилением региональных различий в стоимости жизни и рабочей силы, в уровне занятости, возросшей и часто не совпадающей с региональными экономическими интересами миграцией населения, возрастает и влияние социального фактора на развитие регионов и муниципальных образований.
Особое место среди социальных ресурсов региона и муниципальных образований занимают человеческие потенциалы и ресурсы. Под человеческим потенциалом понимают совокупность физических, духовных, культурных и иных качеств человека и населения в целом. Развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала и есть повышение качества жизни, которое является целью деятельности органов государственной власти и органов муниципального управления. Соответственно, человеческий ресурс – это совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории региона и муниципальных образований и для обеспечения самоуправления населения, т. е. для реализации роли человека как субъекта управления.
Понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса тесно взаимосвязаны. При развитии и наращивании человеческого потенциала, вкладывании средств в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан, одновременно наращивается и человеческий ресурс регионального и местного сообщества. В то же время приращение человеческого потенциала не означает пропорционального увеличения человеческого ресурса, поскольку для этого требуется еще готовность и желание человека принимать участие в решении вопросов регионального и местного значения.113 Поэтому задача превращения человеческого потенциала в человеческий ресурс развития региона и муниципальных образований является основной задачей органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К основным принципам формирования рационального экономического пространства региона и муниципальных образований помимо общих экономических принципов также относятся принципы социальной политики, направленной на установление гарантированных минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и других выплат, а также индексации доходов населения.
Среди основных функций органов государственного и муниципального управления по развитию человеческого потенциала на региональном и местном уровнях можно выделить следующие направления:
1) обеспечение здоровья человека, для чего необходимо достижение экологического благополучия территории, организация санитарно-эпидемиологического контроля и надзора, развитие системы учреждений здравоохранения, организация лекарственного обеспечения населения, пропаганда здорового образа жизни, борьба с пьянством и наркоманией, создание условий для занятий физической культурой и спортом, создание условий для полноценного отдыха, формирование рекреационных зон;
2) образование, и, соответственно, следует развивать образовательные учреждения общего, профессионального и дополнительного образования; содействовать созданию системы повышения квалификации работников; формировать системы дополнительных платных образовательных услуг;
3) социальная защита отдельных групп населения, для чего необходимо создание комплексных центров социального обслуживания; поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов; развитие институтов семьи, материнства и детства; поддержка детей, оставшихся без попечения родителей; содействие гражданам, оказавшихся в критических жизненных ситуациях;
4) работа с молодежью: поддержка молодежного предпринимательства, поддержка молодых семей, развитие молодежных и детских общественных организаций;
5) культура, т. е. обеспечение возможности доступа всех слоев граждан к достижениям культуры по приемлемым целям, поощрение художественного творчества и самодеятельности, сохранение памятников истории и культуры, пропаганда достижений культуры в средствах массовой информации.
Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере культуры установлены в первую очередь Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:
1) поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
2) создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества), а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;
3) способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;
4) осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;
5) публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.
Действующее законодательство (в том числе Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 14) к функциям органов местного самоуправления поселений в области культуры относит решение следующих вопросов:
а) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;
б) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
в) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;
г) содержание музеев;
д) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.
При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, определяется органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления также вправе учреждать муниципальные организации культуры. На них возлагается также обязанность оказывать помощь подведомственным организациям культуры (если последние в ней нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты при разработке и реализации государственных и муниципальных программах экономического, экологического, социального и национального развития.
- Глава 7. Формы и методы деятельности органов муниципального управления
- Глава 1. Теоретические основы муниципального управления
- 1.1. Основные теории муниципального управления и самоуправления
- 1.2. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие, принципы, функции
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 2. Исторический и зарубежный опыт местного самоуправления
- 2.1. Становление институтов местного самоуправления в дореволюционной России
- 2.2. Развитие системы местного самоуправления в советский период
- 2.3. Муниципальная реформа в современной России
- 2.4. Зарубежные модели местного самоуправления
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 3. Правовые основы организации муниципального управления
- 3.1. Федеральные нормативные акты о местном самоуправлении
- 3.2. Регулирование местного самоуправления на уровне субъектов Российской Федерации
- 3.3. Муниципальное нормотворчество
- 5. Муниципальные правовые акты главы местной администрации.
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 4. Территориальные основы организации муниципального управления
- 4.1. Муниципальное образование: понятие, виды, общая характеристика
- 4.2. Установление, изменение границ муниципального образования
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 5. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- 5.1. Формы прямого волеизъявления граждан обязательного характера (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву, сход граждан)
- 5.2. Формы прямого волеизъявления граждан рекомендательного характера (правотворческая инициатива, собрания, конференции, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и т. П.)
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 6. Организационные основы муниципального управления
- 6.1. Система органов муниципального управления
- 6.2. Основные направления деятельности органов муниципального направления
- 6.3. Исключительная роль представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления
- 6.4. Организационно-правовой статус главы муниципального образования
- 6.5. Местная администрация как исполнительный орган местного самоуправления. Глава администрации как руководитель аппарата: основные функции, основания для прекращения полномочий
- 6.6. Иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия)
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 7. Формы и методы деятельности органов муниципального управления
- 7.1. Заседание как основная форма деятельности представительного органа муниципального образования
- 7.2. Совещание в местной администрации: понятие, виды, общая характеристика
- 7.3. Планирование, координация, контроль как основные методы деятельности органов муниципального управления
- 7.4. Связь с общественностью
- 7.5. Организация приема граждан органами муниципального управления. Прием иностранных делегаций
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 8.1. Региональное управление и местное самоуправление: сходство и различие
- 8.2. Государственная поддержка местного самоуправления
- 8.3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 9. Финансовые основы организации муниципального управления
- 9.1. Местный бюджет: доходная и расходная части
- 9.2. Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- 1 Этап. Прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики.
- 2 Этап. Формирование местного бюджета.
- 3 Этап. Утверждение бюджета.
- 4 Этап. Исполнение бюджета.
- 5 Этап. Завершение операций по исполнению бюджета, составление отчета от исполнении бюджета.
- 6 Этап. Утверждение отчета об исполнении бюджета.
- 9.3. Муниципальный заказ
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 10. Экономические основы организации муниципального управления
- 10.1. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления: понятие и состав
- 1. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
- 2. Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
- 3. Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
- 4. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
- 5. Имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.
- 10.2. Способы формирования муниципальной собственности
- 10.3. Принципы управления муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 11. Организация межмуниципального сотрудничества
- 11.1. Современная система ассоциаций и союзов муниципальных образований
- 11.2. Органы управления ассоциаций и союзов муниципальных образований
- 11.3. Межрегиональные связи
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 12. Ресурсный потенциал региона и муниципальных образований
- 12.1. Социально-экономические факторы региона и муниципальных образований
- 12.2. Социальное развитие и культура региона и муниципальных образований
- 12.3. Региональные особенности производства
- 12.4. Экология, регион и муниципальные образования
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Литература: