7.2. Совещание в местной администрации: понятие, виды, общая характеристика
Совещание – это форма внутриорганизационных действий в местной администрации в целях выработки согласованных решений, координации деятельности муниципальных структур. Служебные совещания можно классифицировать по различным основаниям:
1) по режиму проведения: периодические и внеплановые,
2) по месту проведения: выездные и стационарные,
3) по уровню проведения: на уровне департамента, комитета, управления и на уровне отдела;
4) по целям организации и проведения: проблемные, инструктивные, оперативные, постановочные, итоговые совещания.
Периодическое совещание планируется и проводится через определенные промежутки времени. В отличие от него внеплановое совещание созывается по вопросам, не терпящим отлагательства. Время проведения внепланового совещания утверждается распоряжением главы местной администрации. Кроме того, возможна организация выездного совещания, т. е. с выездом на объект. Выездное совещание, как правило, проводится по вопросам строительства, предпринимательства, сельского хозяйства и т. п.
Проблемное совещание – форма внутриорганизационных действий с целью поиска управленческого решения возникшей проблемы. Достижение данной цели обеспечивается выполнением следующих задач: анализ информации о возникшей проблеме; выработка оптимального решения; разработка мероприятий по реализации решения; определение непосредственных исполнителей решения; определение необходимых трудовых и материальных ресурсов; установление обоснованных сроков, системы контроля и отчетности за выполнением заданий.
Инструктивное совещание – форма внутриорганизационных действий, целью которой является передача руководителем подчиненным работникам распоряжений, указаний и необходимой для их выполнения информации. Основными задачами инструктивного совещания являются: доведение до сведения участников общей задачи выполнения распоряжения; конкретизация общей задачи для каждого присутствующего с четкими указаниями его роли и места; определение сроков исполнения поставленной задачи; установление системы контроля за решением поставленной задачи.
Оперативное совещание – форма внутриорганизационных действий с целью регулирования хода выполнения распорядительных документов (постановлений, решений, распоряжений) или конкретной деятельности на одном из порученных руководителю участков работы. Достижение данной цели обеспечивается выполнением следующих задач: информирование участниками совещания руководителя о состоянии дел на их участках работы; определение причин, тормозящих работу; принятие решений по устранению помех, мешающих выполнению работы.
Постановочное совещание – форма внутриорганизационных действий, целью которой является постановка задач руководителем перед участниками совещания в общем виде. Для достижения данной цели выполняются следующие задачи: информирование участников совещания; обмен мнениями; принятие оптимального управленческого решения; определение сроков исполнения и системы контроля за выполнением задания.
Итоговое совещание – форма внутриорганизационных действий с целью подведения итогов работы отдела или органа в целом за определенный период времени. Его основными задачами являются: информирование участников совещания о результатах деятельности; обмен мнениями; оценка работы; постановка новых задач на будущее.
Для каждого совещания необходимо определить такие вопросы, как:
1) тема совещания;
2) цель и задачи совещания;
3) состав и количество участников;
4) место и время проведения совещания;
5) форма итоговых документов (решение или рекомендация).
Подготовку и проведение служебного совещания осуществляет организационный отдел аппарата местной администрации. К его функциям относится решение следующих вопросов:
а) уточнение темы, цели, задач, контингента, места и времени проведения совещания;
б) определение докладчиков, содокладчиков и желательного состава выступающих;
в) подготовка проекта решения, организация его размножения;
г) бронирование мест в гостиницах для иногородних участников;
д) организация культурного обслуживания и питания участников совещания;
е) рассылка приглашений;
ж) дежурство во время проведения совещания для поддержания порядка.
На подготовку и проведение служебного совещания руководителем затрачивается до 12 % рабочего времени.82 В целях повышения эффективности служебного совещания рекомендуется осуществлять следующие меры:
1) время проведения совещания должно планироваться в строгом соответствии с утвержденным распорядком работы местной администрации;
2) по каждому виду или тематике совещаний должен быть определен контингент участников (в идеальном варианте на совещании должны присутствовать лица, либо обладающие знанием проблемы, либо заинтересованные в ее решении);
3) на совещание должны выноситься только вопросы, решение которых связано с определенными трудностями;
4) четкая разработка повестки совещания (фиксирование обсуждаемых вопросов; определение последовательности выступлений; учет таких аспектов, как кто может высказаться, как заставить высказаться, как сдержать многословие и т. п.; краткие резюме по каждому рассмотренному вопросу);
5) по каждому вопросу совещания предварительно должен быть составлен регламент его обсуждения и решения;
6) участники совещания должны быть заранее ознакомлены с содержанием повестки дня, а по важным вопросом – и с проектом решения;
7) проводить совещания в любой день недели за исключением понедельника и пятницы (т. к. в эти дни необходимо присутствие руководителей структурных подразделений местной администрации на своих рабочих местах);
8) соблюдать оптимальное время продолжительности совещания (1 – 1,5 часа), т. к. при длительном времени совещания его эффективность значительно снижается из-за усталости участников;
9) во время подведения итогов совещания необходимо учитывать следующие аспекты: с одной стороны, нельзя слишком затягивать обсуждение, с другой стороны, не следует завершать совещание, если не достигнуто хотя бы частичное соглашение всех присутствующих.
В завершении совещания перечисляются вопросы, по которым были приняты решения, и вопросы, по которым решение принято не было. При подведении итогов также определяется, была ли достигнута цель совещания, если нет, то почему.
Коллегия – это и форма деятельности местной администрации, и орган с совещательными полномочиями, созданный при главе администрации для обсуждения наиболее важных вопросов комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования. Задачами коллегии являются:
1) определение приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования;
2) обеспечение эффективного взаимодействия органов управления и структурных подразделений местной администрации;
3) контроль за ходом и результативностью исполнения муниципальных правовых актов.
На коллегии рассматриваются проекты правовых актов главы местной администрации по актуальным социально-экономическим вопросам; анализируется работа заместителей главы администрации; заслушиваются отчеты руководителей отделов, департаментов, комитетов и управлений местной администрации и иные вопросы, требующие коллегиального обсуждения.
В работе коллегии принимают участие руководители муниципальных органов власти, а также предприятий, учреждений, организаций, представителей общественных организаций, СМИ, органов территориального общественного самоуправления. Решения коллегии носят рекомендательный характер.
- Глава 7. Формы и методы деятельности органов муниципального управления
- Глава 1. Теоретические основы муниципального управления
- 1.1. Основные теории муниципального управления и самоуправления
- 1.2. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие, принципы, функции
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 2. Исторический и зарубежный опыт местного самоуправления
- 2.1. Становление институтов местного самоуправления в дореволюционной России
- 2.2. Развитие системы местного самоуправления в советский период
- 2.3. Муниципальная реформа в современной России
- 2.4. Зарубежные модели местного самоуправления
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 3. Правовые основы организации муниципального управления
- 3.1. Федеральные нормативные акты о местном самоуправлении
- 3.2. Регулирование местного самоуправления на уровне субъектов Российской Федерации
- 3.3. Муниципальное нормотворчество
- 5. Муниципальные правовые акты главы местной администрации.
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 4. Территориальные основы организации муниципального управления
- 4.1. Муниципальное образование: понятие, виды, общая характеристика
- 4.2. Установление, изменение границ муниципального образования
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 5. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- 5.1. Формы прямого волеизъявления граждан обязательного характера (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву, сход граждан)
- 5.2. Формы прямого волеизъявления граждан рекомендательного характера (правотворческая инициатива, собрания, конференции, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и т. П.)
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 6. Организационные основы муниципального управления
- 6.1. Система органов муниципального управления
- 6.2. Основные направления деятельности органов муниципального направления
- 6.3. Исключительная роль представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления
- 6.4. Организационно-правовой статус главы муниципального образования
- 6.5. Местная администрация как исполнительный орган местного самоуправления. Глава администрации как руководитель аппарата: основные функции, основания для прекращения полномочий
- 6.6. Иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия)
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 7. Формы и методы деятельности органов муниципального управления
- 7.1. Заседание как основная форма деятельности представительного органа муниципального образования
- 7.2. Совещание в местной администрации: понятие, виды, общая характеристика
- 7.3. Планирование, координация, контроль как основные методы деятельности органов муниципального управления
- 7.4. Связь с общественностью
- 7.5. Организация приема граждан органами муниципального управления. Прием иностранных делегаций
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 8.1. Региональное управление и местное самоуправление: сходство и различие
- 8.2. Государственная поддержка местного самоуправления
- 8.3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 9. Финансовые основы организации муниципального управления
- 9.1. Местный бюджет: доходная и расходная части
- 9.2. Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- 1 Этап. Прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики.
- 2 Этап. Формирование местного бюджета.
- 3 Этап. Утверждение бюджета.
- 4 Этап. Исполнение бюджета.
- 5 Этап. Завершение операций по исполнению бюджета, составление отчета от исполнении бюджета.
- 6 Этап. Утверждение отчета об исполнении бюджета.
- 9.3. Муниципальный заказ
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 10. Экономические основы организации муниципального управления
- 10.1. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления: понятие и состав
- 1. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
- 2. Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
- 3. Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
- 4. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
- 5. Имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.
- 10.2. Способы формирования муниципальной собственности
- 10.3. Принципы управления муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 11. Организация межмуниципального сотрудничества
- 11.1. Современная система ассоциаций и союзов муниципальных образований
- 11.2. Органы управления ассоциаций и союзов муниципальных образований
- 11.3. Межрегиональные связи
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 12. Ресурсный потенциал региона и муниципальных образований
- 12.1. Социально-экономические факторы региона и муниципальных образований
- 12.2. Социальное развитие и культура региона и муниципальных образований
- 12.3. Региональные особенности производства
- 12.4. Экология, регион и муниципальные образования
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Литература: