logo
Основы организации муниципального управления

6.5. Местная администрация как исполнительный орган местного самоуправления. Глава администрации как руководитель аппарата: основные функции, основания для прекращения полномочий

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Принцип единоначалия в деятельности главы местной администрации означает, что он самостоятельно решает следующие вопросы:

а) непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений;

б) издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации;

в) определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом муниципального образования;

г) определяет штаты и численность местной администрации;

д) несет персональную ответственность за деятельность местной администрации.

Согласно уставам муниципальных образований органы управления и иные структурные подразделения администрации города находятся в подчинении главы города, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) определяет, какое должностное лицо может осуществлять полномочия главы местной администрации:

1) глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах или

2) лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса (порядок проведения такого конкурса определен частью 5 ст. 37) на срок, установленный уставом муниципального образования (в том случае, когда глава муниципального образования возглавляет представительный орган). Например, согласно Уставу г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 35) глава администрации города назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) контракт, предусматривающий исполнение обязанностей главы местной администрации, подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Такой контракт имеет все черты трудового договора, и предусматривает особенности, обусловленные статусом главы администрации муниципального образования.

Закон 2003 г. закрепляет, что законами субъектов Российской Федерации определяются обязательные положения контракта для глав муниципальных районов и городских округов, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Например, в Саратовской области порядок передачи отдельных государственных полномочий главе местной администрации устанавливается Законом Саратовской области «Об условиях контракта для главы администрации муниципального района (городского округа) Саратовской области в части осуществления отдельных государственных полномочий».

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) в уставах муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации, в том случае, если он был назначен по контракту. В отношении глав муниципальных районов и городских округов дополнительные требования должны также устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. В качестве дополнительных требований могут быть ограничения по возрасту (например, до 65 лет), наличие образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», соответствующий опыт работы и т. п.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) устанавливает общие условия проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Так, при проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы:

1) определяет порядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации);

2) устанавливает состав конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов комиссии);

3) назначает членов конкурсной комиссии (в муниципальных районах и городских округах назначает только 2/3, а 1/3 назначается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации);

4) выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;

5) утверждает условия контракта главы администрации (принимая примерный контракт, заключаемый с главой местной администрации);

6) утверждает структуру местной администрации по преставлению главы местной администрации;

7) вправе выступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.

Соответственно, в муниципальном образовании, уставом которого предусмотрено назначение главы администрации, будет наблюдаться некоторое преобладание представительной власти над исполнительной властью.

Кроме того, в муниципальном районе и городском округе при проведении конкурса на замещение должности главы местной администрации достаточно сильно будет влияние органов государственной власти субъекта Российской Федерации, т. к. в формировании конкурсной комиссии обязательно предусматривается наличие представителей законодательного органа субъекта Российской Федерации. С одной стороны, такое участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в осуществлении местного самоуправления обусловлено тем, что глава администрации муниципального района или городского округа должен будет отвечать и за реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. С другой стороны, учитывая часто возникающие трения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, последние могут при проведении конкурса на должность главы местной администрации оказывать давление на представительный орган муниципального образования. 77

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) представительный орган муниципального образования назначает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, т. е. выбирает лучшую кандидатуру. Глава муниципального образования заключает контракт с главой местной администрации, т. е. подписывает контракт с лицом, утвержденным представительным органом муниципального образования.

В контракте определены основные полномочия, права, обязанности, гарантии главы местной администрации. Например, согласно «Контракту (трудовому договору), заключаемому с главой администрации города Саратова» (ст. 3) и Уставу г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 36) глава администрации города, назначенный по контракту, обладает следующими полномочиями:

1) от имени города и администрации города приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает в суде без доверенности;

2) принимает (издает) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения;

3) организует выполнение правовых актов городской Думы в рамках своих полномочий;

4) обладает правом внесения в городскую Думу проектов решений городской Думы;

5) вносит на утверждение городской Думы проект бюджета города, изменения и дополнения в него и отчет об исполнении бюджета города;

6) вносит на рассмотрение городской Думы проекты решений городской Думы о введении или отмене местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы за счет бюджета города.

7) формирует администрацию города и руководит её деятельностью в соответствии с настоящим Уставом;

8) назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации города, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

9) рассматривает отчеты и доклады руководителей структурных подразделений администрации города;

10) организует проверку деятельности структурных подразделений администрации города в соответствии с федеральными законами, законами Саратовской области и настоящим Уставом;

11) принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;

12) организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации города по решению вопросов местного значения;

13) организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в ведение органов местного самоуправления города федеральными законами, законами Саратовской области;

14) организует исполнение бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Саратовской области и правовыми актами органов местного самоуправления города, осуществляет контроль за исполнением бюджета города;

15) принимает меры по обеспечению и защите интересов города, городского хозяйства в суде, арбитражном суде, а также соответствующих органах государственной власти и управления;

16) подписывает от имени администрации города исковые заявления в суды;

17) осуществляет от имени города в порядке, установленном городской Думой, муниципальные внутренние заимствования, подписывает договоры, соглашения и муниципальные гарантии;

18) получает от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города, сведения, необходимые для анализа социально-экономического развития города;

19) осуществляет личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;

20) выдает доверенности должностным лицам и муниципальным служащим на представление интересов города и администрации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, организациями и гражданами;

21) организует исполнение полномочий администрации города по решению вопросов местного значения города в соответствии с федеральными законами, законами Саратовской области, решениями городской Думы;

22) организует исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области;

23) организует разработку и реализацию концепций, планов и программ развития города, утвержденных городской Думой;

24) организует составление проекта бюджета города;

25) организует контроль за использованием территорий и инфраструктуры города;

26) организует управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления.

Глава администрации города также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством области, муниципальными правовыми актами и контрактом.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) местная администрация обладает правами юридического лица.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) также определяет структуру местной администрации, которая утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Под структурой местной администрации в данном случае понимается внутреннее строение органа, поделенное на отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения.

Устав муниципального образования определяет структуру администрации города не только как перечень структурных подразделений, но и как схему подчиненности, т. е. распределения полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации города.

Структура местной администрации состоит, как правило, из следующих элементов:

1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители);

2) аппарат местной администрации, состоящий из отделов и лиц, оказывающих содействие руководителям;

3) функционально-отраслевое звено (департаменты, управления, комитеты, отделы);

4) территориальное звено (территориальные структурные единицы местной администрации).78

Аппарат администрации – элемент структуры местной администрации, состоящий из структурных подразделений и должностных лиц, обеспечивающих работу руководителей администрации. Как правило, в аппарат местной администрации входят общий отдел, организационный отдел, управление делами, экономический отдел, юридический отдел, информационно-аналитический отдел, пресс-служба (или пресс-секретарь), приемная, секретариат, технический отдел и т. п.

Управления местной администрации – это относительно самостоятельные исполнительные органы местного самоуправления, обеспечивающие отдельные направления деятельности местной администрации в муниципальном образовании. Управления, как правило, являются юридическими лицами и имеют свою компетенцию, вправе издавать акты управления. В структуре местной администрации, как правило, функционируют следующие управления: управление организационно-контрольной работы, управление здравоохранения, управление культуры, управления образования, управление по делам физической культуры и спорта, управление архитектуры и градостроительства и т. п.

Согласно Уставу г. Дубны Московской области в структуру администрации города входят отраслевые органы управления: комитеты, управления, отделы, сектора и другие подразделения, которые осуществляют исполнительную, распорядительную и контрольную деятельность в определенных сферах управления города. Более развитая структура местной администрации встречается в крупных муниципальных образованиях с большим перечнем вопросов местного значения и развитой финансово-экономической базой, необходимой для их решения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) запрещает главе местной администрации заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Подобное ограничение установлено для всех муниципальных служащих. Введение данного ограничения обусловлено необходимостью обеспечить эффективную деятельность по исполнению полномочий главы муниципального образования и установить препятствия возможному злоупотреблению его своими полномочиями.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) содержит основания для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, назначенного по контракту. Большая часть из них повторяют основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Здесь добавляется принципиально новый пункт о расторжение контракта.

По мнению некоторых авторов, в отдаленной перспективе, с развитием международного сотрудничества возможна отмена требования гражданства РФ для занятия руководящих должностей на местном уровне, в частности должности главы местной администрации, поскольку интересы местного сообщества обуславливаются в первую очередь совместным проживанием на определенной территории, и логичнее выглядит, например, требование проживания в данной местности в течение определенного времени для кандидатов на руководящие посты местного самоуправления.79

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 37) определяет механизм расторжения контракта с главой местной администрации. По общему правилу контракт расторгается по согласию сторон или в судебном порядке. Если контракт расторгается по обоюдному соглашению сторон, его расторжение в качестве одной из сторон должен подтвердить глава муниципального образования, ранее заключавший данный контракт.

Если были нарушены условий контракта, одна из сторон вправе обратится в суд для расторжения контракта. В этом случае инициаторами расторжения контракта могут быть следующие органы:

1) представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования (в случае нарушения условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения);

2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации);

3) глава местной администрации (в случае нарушения условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Одной из особенностей контракта с главой местной администрации городского округа (муниципального района) является то, что в данном случае участвуют уже три стороны: глава местной администрации, представительный орган муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации выступают в качестве третьей стороны, т. к. условия контракта, касающиеся выполнения отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, утверждаются законом субъекта Российской Федерации.

Роль исполнительных органов местного самоуправления достаточно велика, т. к. эти органы осуществляют организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение нормативных актов и собственной компетенции.