12.4. Экология, регион и муниципальные образования
В буквальном смысле слова «экология» означает науку о «доме» (от греч. «ойкос» – жилище, местообитание). Термин «экология» ввел немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 г., но как наука экология возникла в начале 20 века, а в широкий обиход это слово вошло с 1960-х годов, когда стал широко обсуждаться экологический кризис как кризис во взаимоотношениях человека со средой его обитания.118
Научно-технический прогресс поднял на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды. В то же время негативные последствия современной научно-технической революции (загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов и т. п.) максимально обострились. Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием современного общества с природной средой, объединяется под общим названием социальная экология.
Возникновение социальной экологии связывают с книгой Р. Карсона «Безмолвная весна» (1961 г.), посвященной отрицательным экологическим последствиям применения ядохимикатов. С этого момента начался этап накопления данных о негативных экологических последствиях научно-технической революции.
В 1972 г. вышла книга «Пределы роста», подготовленная группой Д. Медоуза. Ее особый успех объясняется не только футурологической направленностью и сенсационными выводами об экологической катастрофе, но и моделированием и использованием ЭВМ. Поэтому второй этап социальной экологии называют модельным. Основатель метода системной динамики Дж. Форрестер обращал внимание на необходимость использования экспериментального моделирования при построении «моделей мира»: «Наши социальные системы гораздо более сложны и трудны для понимания, чем технологические системы. Почему же мы не используем тот же метод моделирования для изучения наших социальных систем и не проводим лабораторных экспериментов с этими моделями, прежде чем попытаемся в реальной жизни проводить новые законы и правительственные программы? Ответ часто гласит: наше знание социальных систем недостаточно для построения полезных моделей. Я придерживаюсь мнения, что ниши знания достаточны для построения полезных моделей социальных систем. И, напротив, они недостаточны для создания эффективных социальных систем непосредственно без этапа предварительного экспериментального моделирования».119
После проведения в 1992 г. в Рио-де-Жанейро международной конференции по проблемам планеты Земля, на которой впервые мировое сообщество выработало согласованную стратегию развития, можно говорить о начале третьего – глобально-политического этапа социальной экологии.
Современная социальная экология развивается на стыке таких наук, как социология, экология, философия, медицина, этика, политика, юриспруденция, геология, география, экономика и т. д. В социальной социологии соответственно выделяют новые направления: экономика природопользования, экология человека, экологическая идеология, экологическая этика, экологическая политика, экологическое право, геологическая экология и т. п.
Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразований природной среды. Социальная экология призвана выявить закономерности и оптимизировать механизмы взаимодействия природы и общества. Предмет социальной социологии составляют три качественно разные подсистемы: живая и неживая природа и человеческое общество. В качестве основного закона социальной экологии принимается закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды, т. е. преобразование природы должно соответствовать ее адаптационным возможностям.
В этой связи на уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются, принимаются и реализуются различные региональные целевые экологические программы. Например, Областная целевая программа Саратовской области «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006 – 2008 годы». В последние десятилетия прошлого века в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства немаловажное значение придавалось химизации и защите растений от вредных организмов. С 1970 г. резко возросли производство и применение химических средств защиты растений. Антропогенное воздействие на окружающую среду стало представлять серьезную угрозу нормальному функционированию различных экосистем и ландшафтов.
Исследования показали, что большинство химических соединений обладает высокой токсичностью к биологическим ресурсам и относится к наиболее опасным загрязнителям природной среды. Будучи чуждыми природе, пестициды, накапливаясь и провоцируя процессы биоаккумуляции, биотрансформации и взаимотоксификации (увеличение токсичности), неизбежно ведут к глубинным, не поддающимся прогнозированию необратимым изменениям в экосистемах, подавляют иммунитет человека и растений, губительно влияют на все живое в почве, воде, воздухе, обладают мутагенной и канцерогенной активностью.
Пестициды «мигрируют по пищевым цепям» и в результате попадают в организм человека и животных. Данный процесс сопровождается эффектом аккумуляции, т. е. в каждом последующем звене пищевой цепи концентрация пестицидов возрастает многократно с течением времени. При этом в наибольшей степени страдает человек как конечное звено пищевой цепи. По результатам исследований, проведенных Академией наук СССР, были внесены существенные коррективы в ассортимент применяющихся пестицидов, и большее их число оказалось запрещенным к применению.
Саратовская область является одним из наиболее развитых индустриально-аграрных регионов, природные комплексы которого претерпели значительные изменения вследствие интенсивного и антропогенного воздействия. Инвентаризация 2005 г. показала, что на территории Саратовской области хранилось 613,3 тонны пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов.120 Особую опасность представляли обезличенные пестициды в смесях. Препараты и продукты их распада, хранившиеся на складах в хозяйствах, бывших объединениях «Сельхозхимия», обладали канцерогенным, мутагенным, эмбриотксичным действием на организм человека и представляли реальную угрозу для генофонда области.
В этой связи целями Областной целевой программы Саратовской области «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006 – 2008 годы» стали: 1) утилизация и временное захоронение на специализированных полигонах пестицидов, пришедших в негодность и запрещенных к применению, имеющихся на территории области; 2) улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки, исключение возможности загрязнения объектов окружающей среды и причинения вреда здоровью населения региона. Соответственно задачами Программами являются:
а) проведение инвентаризации непригодных и запрещенных к применению пестицидов, имеющихся на территории области;
б) проведение работ по перезатариванию пестицидов и их смесей в герметические емкости, складирование их в центральных пунктах для последующей отправки на утилизацию и захоронение;
в) транспортировка, утилизация и захоронение (на специализированных полигонах) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов, их смесей и тары за пределами области;
г) осуществление мониторинга состояния компонентов окружающей среды на объектах хранения пестицидов;
д) проведения обезвреживания складов и рекультивации участков и мест хранения пестицидов.
От данной Программы ожидается достаточно большой экологический эффект. Реализация намеченных мероприятий предотвращает бесконтрольное и несанкционированное попадание непригодных и запрещенных к применению пестицидов в природную среду: в почву, в поверхностные и подземные воды, а через них в растения и организм человека. Кроме того, исключается возникновение экологических чрезвычайных и аварийных ситуаций.
Органы местного самоуправления также обладают определенными полномочиями в сфере охраны окружающей природной среды. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) к вопросам местного значения муниципального района относит организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Закон 2003 г. ранее также относил к вопросам местного значения организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. В связи с совершенствованием разграничения полномочий Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ данный пункт признан утратившим силу.121
Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, кроме того, определены целым рядом нормативных актов. Так, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: 1) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; 2) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления также указанны в иных законодательных актах. Так, в соответствии с Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность, в частности, обеспечивается осуществлением органами местного самоуправления мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области экологической экспертизы:
а) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;
б) принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
в) организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
г) организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;
д) информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;
е) информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
ж) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.
Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право:
1) получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
2) направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и соответственно находятся в ведении органов местного самоуправления.
Только совместными усилиями органов государственной власти и органов местного самоуправления возможно остановить загрязнение окружающей природной среды и улучшить экологическую обстановку.
- Глава 7. Формы и методы деятельности органов муниципального управления
- Глава 1. Теоретические основы муниципального управления
- 1.1. Основные теории муниципального управления и самоуправления
- 1.2. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие, принципы, функции
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 2. Исторический и зарубежный опыт местного самоуправления
- 2.1. Становление институтов местного самоуправления в дореволюционной России
- 2.2. Развитие системы местного самоуправления в советский период
- 2.3. Муниципальная реформа в современной России
- 2.4. Зарубежные модели местного самоуправления
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 3. Правовые основы организации муниципального управления
- 3.1. Федеральные нормативные акты о местном самоуправлении
- 3.2. Регулирование местного самоуправления на уровне субъектов Российской Федерации
- 3.3. Муниципальное нормотворчество
- 5. Муниципальные правовые акты главы местной администрации.
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 4. Территориальные основы организации муниципального управления
- 4.1. Муниципальное образование: понятие, виды, общая характеристика
- 4.2. Установление, изменение границ муниципального образования
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 5. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
- 5.1. Формы прямого волеизъявления граждан обязательного характера (местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву, сход граждан)
- 5.2. Формы прямого волеизъявления граждан рекомендательного характера (правотворческая инициатива, собрания, конференции, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и т. П.)
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 6. Организационные основы муниципального управления
- 6.1. Система органов муниципального управления
- 6.2. Основные направления деятельности органов муниципального направления
- 6.3. Исключительная роль представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления
- 6.4. Организационно-правовой статус главы муниципального образования
- 6.5. Местная администрация как исполнительный орган местного самоуправления. Глава администрации как руководитель аппарата: основные функции, основания для прекращения полномочий
- 6.6. Иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия)
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 7. Формы и методы деятельности органов муниципального управления
- 7.1. Заседание как основная форма деятельности представительного органа муниципального образования
- 7.2. Совещание в местной администрации: понятие, виды, общая характеристика
- 7.3. Планирование, координация, контроль как основные методы деятельности органов муниципального управления
- 7.4. Связь с общественностью
- 7.5. Организация приема граждан органами муниципального управления. Прием иностранных делегаций
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 8.1. Региональное управление и местное самоуправление: сходство и различие
- 8.2. Государственная поддержка местного самоуправления
- 8.3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 9. Финансовые основы организации муниципального управления
- 9.1. Местный бюджет: доходная и расходная части
- 9.2. Бюджетный процесс в муниципальном образовании
- 1 Этап. Прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики.
- 2 Этап. Формирование местного бюджета.
- 3 Этап. Утверждение бюджета.
- 4 Этап. Исполнение бюджета.
- 5 Этап. Завершение операций по исполнению бюджета, составление отчета от исполнении бюджета.
- 6 Этап. Утверждение отчета об исполнении бюджета.
- 9.3. Муниципальный заказ
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 10. Экономические основы организации муниципального управления
- 10.1. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления: понятие и состав
- 1. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
- 2. Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
- 3. Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
- 4. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
- 5. Имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.
- 10.2. Способы формирования муниципальной собственности
- 10.3. Принципы управления муниципальной собственностью
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 11. Организация межмуниципального сотрудничества
- 11.1. Современная система ассоциаций и союзов муниципальных образований
- 11.2. Органы управления ассоциаций и союзов муниципальных образований
- 11.3. Межрегиональные связи
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Глава 12. Ресурсный потенциал региона и муниципальных образований
- 12.1. Социально-экономические факторы региона и муниципальных образований
- 12.2. Социальное развитие и культура региона и муниципальных образований
- 12.3. Региональные особенности производства
- 12.4. Экология, регион и муниципальные образования
- Контрольные вопросы и задания:
- Тесты Выберите правильный вариант
- Литература: