logo
Основы организации муниципального управления

12.4. Экология, регион и муниципальные образования

В буквальном смысле слова «экология» означает науку о «доме» (от греч. «ойкос» – жилище, местообитание). Термин «экология» ввел немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 г., но как наука экология возникла в начале 20 века, а в широкий обиход это слово вошло с 1960-х годов, когда стал широко обсуждаться экологический кризис как кризис во взаимоотношениях человека со средой его обитания.118

Научно-технический прогресс поднял на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды. В то же время негативные последствия современной научно-технической революции (загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов и т. п.) максимально обострились. Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием современного общества с природной средой, объединяется под общим названием социальная экология.

Возникновение социальной экологии связывают с книгой Р. Карсона «Безмолвная весна» (1961 г.), посвященной отрицательным экологическим последствиям применения ядохимикатов. С этого момента начался этап накопления данных о негативных экологических последствиях научно-технической революции.

В 1972 г. вышла книга «Пределы роста», подготовленная группой Д. Медоуза. Ее особый успех объясняется не только футурологической направленностью и сенсационными выводами об экологической катастрофе, но и моделированием и использованием ЭВМ. Поэтому второй этап социальной экологии называют модельным. Основатель метода системной динамики Дж. Форрестер обращал внимание на необходимость использования экспериментального моделирования при построении «моделей мира»: «Наши социальные системы гораздо более сложны и трудны для понимания, чем технологические системы. Почему же мы не используем тот же метод моделирования для изучения наших социальных систем и не проводим лабораторных экспериментов с этими моделями, прежде чем попытаемся в реальной жизни проводить новые законы и правительственные программы? Ответ часто гласит: наше знание социальных систем недостаточно для построения полезных моделей. Я придерживаюсь мнения, что ниши знания достаточны для построения полезных моделей социальных систем. И, напротив, они недостаточны для создания эффективных социальных систем непосредственно без этапа предварительного экспериментального моделирования».119

После проведения в 1992 г. в Рио-де-Жанейро международной конференции по проблемам планеты Земля, на которой впервые мировое сообщество выработало согласованную стратегию развития, можно говорить о начале третьего – глобально-политического этапа социальной экологии.

Современная социальная экология развивается на стыке таких наук, как социология, экология, философия, медицина, этика, политика, юриспруденция, геология, география, экономика и т. д. В социальной социологии соответственно выделяют новые направления: экономика природопользования, экология человека, экологическая идеология, экологическая этика, экологическая политика, экологическое право, геологическая экология и т. п.

Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразований природной среды. Социальная экология призвана выявить закономерности и оптимизировать механизмы взаимодействия природы и общества. Предмет социальной социологии составляют три качественно разные подсистемы: живая и неживая природа и человеческое общество. В качестве основного закона социальной экологии принимается закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды, т. е. преобразование природы должно соответствовать ее адаптационным возможностям.

В этой связи на уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются, принимаются и реализуются различные региональные целевые экологические программы. Например, Областная целевая программа Саратовской области «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006 – 2008 годы». В последние десятилетия прошлого века в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства немаловажное значение придавалось химизации и защите растений от вредных организмов. С 1970 г. резко возросли производство и применение химических средств защиты растений. Антропогенное воздействие на окружающую среду стало представлять серьезную угрозу нормальному функционированию различных экосистем и ландшафтов.

Исследования показали, что большинство химических соединений обладает высокой токсичностью к биологическим ресурсам и относится к наиболее опасным загрязнителям природной среды. Будучи чуждыми природе, пестициды, накапливаясь и провоцируя процессы биоаккумуляции, биотрансформации и взаимотоксификации (увеличение токсичности), неизбежно ведут к глубинным, не поддающимся прогнозированию необратимым изменениям в экосистемах, подавляют иммунитет человека и растений, губительно влияют на все живое в почве, воде, воздухе, обладают мутагенной и канцерогенной активностью.

Пестициды «мигрируют по пищевым цепям» и в результате попадают в организм человека и животных. Данный процесс сопровождается эффектом аккумуляции, т. е. в каждом последующем звене пищевой цепи концентрация пестицидов возрастает многократно с течением времени. При этом в наибольшей степени страдает человек как конечное звено пищевой цепи. По результатам исследований, проведенных Академией наук СССР, были внесены существенные коррективы в ассортимент применяющихся пестицидов, и большее их число оказалось запрещенным к применению.

Саратовская область является одним из наиболее развитых индустриально-аграрных регионов, природные комплексы которого претерпели значительные изменения вследствие интенсивного и антропогенного воздействия. Инвентаризация 2005 г. показала, что на территории Саратовской области хранилось 613,3 тонны пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов.120 Особую опасность представляли обезличенные пестициды в смесях. Препараты и продукты их распада, хранившиеся на складах в хозяйствах, бывших объединениях «Сельхозхимия», обладали канцерогенным, мутагенным, эмбриотксичным действием на организм человека и представляли реальную угрозу для генофонда области.

В этой связи целями Областной целевой программы Саратовской области «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006 – 2008 годы» стали: 1) утилизация и временное захоронение на специализированных полигонах пестицидов, пришедших в негодность и запрещенных к применению, имеющихся на территории области; 2) улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки, исключение возможности загрязнения объектов окружающей среды и причинения вреда здоровью населения региона. Соответственно задачами Программами являются:

а) проведение инвентаризации непригодных и запрещенных к применению пестицидов, имеющихся на территории области;

б) проведение работ по перезатариванию пестицидов и их смесей в герметические емкости, складирование их в центральных пунктах для последующей отправки на утилизацию и захоронение;

в) транспортировка, утилизация и захоронение (на специализированных полигонах) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов, их смесей и тары за пределами области;

г) осуществление мониторинга состояния компонентов окружающей среды на объектах хранения пестицидов;

д) проведения обезвреживания складов и рекультивации участков и мест хранения пестицидов.

От данной Программы ожидается достаточно большой экологический эффект. Реализация намеченных мероприятий предотвращает бесконтрольное и несанкционированное попадание непригодных и запрещенных к применению пестицидов в природную среду: в почву, в поверхностные и подземные воды, а через них в растения и организм человека. Кроме того, исключается возникновение экологических чрезвычайных и аварийных ситуаций.

Органы местного самоуправления также обладают определенными полномочиями в сфере охраны окружающей природной среды. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) к вопросам местного значения муниципального района относит организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Закон 2003 г. ранее также относил к вопросам местного значения организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. В связи с совершенствованием разграничения полномочий Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ данный пункт признан утратившим силу.121

Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, кроме того, определены целым рядом нормативных актов. Так, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: 1) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; 2) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления также указанны в иных законодательных актах. Так, в соответствии с Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность, в частности, обеспечивается осуществлением органами местного самоуправления мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области экологической экспертизы:

а) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

б) принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

в) организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

г) организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

д) информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

е) информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

ж) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.

Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право:

1) получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

2) направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и соответственно находятся в ведении органов местного самоуправления.

Только совместными усилиями органов государственной власти и органов местного самоуправления возможно остановить загрязнение окружающей природной среды и улучшить экологическую обстановку.