logo
Основы организации муниципального управления

6 Этап. Утверждение отчета об исполнении бюджета.

Отчёт об исполнении местного бюджета утверждается представительным органом муниципального образования.

К особенностям бюджетного процесса на муниципальном уровне относится:

1) наличие собственного правового акта, который регламентирует бюджетный процесс в данном муниципальном образовании (при соблюдении общих требований БК РФ). Например, положение Саратовской городской Думы от 26.09.2006 г. «О бюджетном процессе в г. Саратове»;

2) самостоятельное закрепление статуса главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета за различными структурными подразделениями и бюджетными учреждениями в зависимости от наделения их компетенцией;

3) обеспечение казначейского исполнения бюджета. При этом кассовое обслуживание осуществляет либо федеральное казначейство, либо специальный орган исполнительной власти субъекта РФ, которому это полномочие передано в силу договора между федеральным казначейством и субъектом РФ;

4) составление 3-летнего бюджета либо составление местного бюджета на 1 год вместе со среднесрочным финансовым планом муниципального образования. При этом для муниципального района и городского округа наличие финансового плана обязательно, а для городского и сельского поселения желательно. Срок бюджета необходимо установить в уставе или в правовом акте о бюджетном процессе. Например, Постановление Администрации г. Саратова от 25.05.2007 г. «О разработке среднесрочного финансового плана г. Саратова»;

5) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный контроль за расходование средств местного бюджета, внедряют механизм эффективного и результативного исполнения бюджетных средств (в т. ч. бюджетирование, ориентированное на результат), совершенствуют механизм муниципального заказа;

6) обязательное проведение публичных слушаний по проекту местного бюджета и по отчёту об исполнении местного бюджета.

На всех этапах бюджетного процесса представительный орган муниципального образования осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль проводится в ходе обсуждения и утверждения проекта бюджета на заседаниях представительного органа муниципального образования. Текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях постоянных комиссий (комитетов) и рабочих групп представительного органа. Последующий контроль проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местного бюджета на заседаниях представительного органа муниципального образования.

Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону о бюджете, если не вводится режим сокращения или блокирования расходов, то представительный орган местного самоуправления в праве принять решение об отклонении исполнения бюджета. Одновременно представительный орган может обратиться в прокуратуру для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28) также вводит новую обязательную форму общественного контроля, закрепляя обязанность органов местного самоуправления выносить проект местного бюджета и отчет о его исполнении на публичные слушания.

Следует отметить, что согласно дополнению от 27 декабря 2005 г. в Закон 2003 г. полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района. Введение подобной нормы во многом вызвано слабой материально-технической базой вновь созданных сельских поселений и необходимостью их поддержки с уровня муниципального района. Вместе с тем следует отметить, что передача собственных полномочий органов местного самоуправления до настоящего времени не практиковалась.

Отчеты об исполнении местного бюджета органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (например, в Министерство управления финансов Самарской области) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Под органами государственной власти в данном случае могут пониматься органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 52) устанавливается, что официальному опубликованию подлежат: а) проект местного бюджета; б) решение об утверждении местного бюджета; в) годовой отчет о его исполнении; г) ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета; д) сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. В данной норме реализуется принцип гласности деятельности органов местного самоуправления и принцип прозрачности местных бюджетов. Кроме того, бюджет муниципального образования, как и любой местный нормативный акт, вступает в силу только после его опубликования (обнародования).

Таким образом, бюджетный процесс в муниципальном образовании осуществляется с участием большого количества субъектов местного самоуправления, реализующих разные функции и взаимодействующих на разных его стадиях.