logo
Основы организации муниципального управления

12.1. Социально-экономические факторы региона и муниципальных образований

Современный этап развития страны характеризуется растущим интересом к ресурсному потенциалу и комплексу социально-экономических факторов регионов и муниципальных образований. Под ресурсами, как правило, понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Ресурсный потенциал региона и муниципальных образований включает в себя материальные и нематериальные показатели соответствующей территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Среди ресурсов региона и муниципальных образований, входящих в его состав, выделяют природно-географические, сырьевые, финансовые, экономические, трудовые, правовые, научные (интеллектуальные), информационные, политические, управленческие, культурные и другие виды.

Ресурсный потенциал, тенденции и особенности развития региона и муниципальных образований отражаются в таких социально-экономических факторах, как экономические, географические, природные, исторические, организационные и другие показатели. Часть факторов относится только к отраслевым условиям (например, энергоемкость производства), часть – к региональным условиям (например, численность и плотность населения).

К региональным и муниципальным социально-экономическим факторам относятся:

1) отраслевая структура производства;

2) размещение населения по территории региона и муниципальных образований;

3) доходная и половозрелая структура населения;

4) уровень денежных доходов на душу населения;

5) культурный и общеобразовательный уровень населения;

6) региональные различия в ценах на товары и услуги;

7) природно-климатические условия региона;

8) национальные особенности региона и муниципальных образований;

9) исторические и этнографические традиции региона и муниципальных образований.

Данные социально-экономические факторы определяют весь воспроизводственный процесс в регионе и муниципальных образованиях, начиная с производства и распределения, и заканчивая обменом и потреблением продукции и ресурсов. Региональные факторы социально-экономического развития весьма разнообразны, среди них можно выделить следующие виды:

а) ресурсные факторы: количество населения; масштабы и отраслевой состав хозяйства, формирующие платежеспособный спрос; земельные ресурсы; водные ресурсы; технологическое оборудование; квалифицированная рабочая сила; финансовые возможности;

б) инфраструктурные факторы: коммуникационно-информационная сеть; институционально-рыночные структуры (банки, биржи, страховые компании и т. д.);

в) технопарки и прочие организации, способствующие инновационной деятельности; фонды поддержки предпринимательства и прочее;

г) внешние факторы: федеральное и региональное законодательство, социально-психологический климат и т. п.

Поскольку социально-экономические факторы формализуются (выражаются количественно), то они используются для расчетных обоснований размещения и регионального развития производства, в частности для выводов о целесообразности развития тех или иных регионов или мест дислокации тех или иных предприятий.

Например, в России наиболее богаты топливно-энергетическими ресурсами, где они наиболее дешевы, районы Сибири (62 %) и Дальнего Востока (31 %). Самыми эффективными отраслями обрабатывающими отраслями обрабатывающей промышленности в Сибири являются энерго- и топливоемкие – цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, поскольку доля затрат на топливо и электроэнергию в себестоимости продукции у них наивысшая. Поэтому целесообразна специализация сибирских регионов не только на добыче дешевого топлива и энергии, но и на их переработке. Такой вывод делается исследователями из сопоставления факторов развития регионов (энергообеспеченность) и размещения отраслей (энергоемкость).110

По сути, вся региональная экономика базируется на теории факторов развития регионов, муниципальных образований и их систем. Значение социально-экономических факторов развития региона меняется с переходом к рыночным отношениям:

Во-первых, помимо традиционных факторов (природного, энергетического, транспортного, социального и других) появляются новые факторы: геополитические, рыночные, кризисные и т. п.

Во-вторых, возрастает значение природного и связанного с ним энергетического факторов при определении местоположения отдельных предприятий и региональных хозяйственных комплексов.

В-третьих, расширена степень самостоятельности субъектов Российской Федерации в распоряжении естественными богатствами.

В-четвертых, повысилась роль транспортного фактора из-за постоянного роста стоимости перевозок.

В-пятых, в новых условиях изменились сами обстоятельства формирования региональных ресурсных предпосылок развития. Так, стоимость топливно-энергетических ресурсов зависит не только от качественных отличий месторождений топлива и их размещения, но и от ценовой и налоговой политики в отраслях ТЭК, размежевания по видам государственной собственности (федеральная, региональная), разноэтапности регулирующих мероприятий в ТЭК и т. п.

В-шестых, возросла роль фактора информационных ресурсов и коммуникационных систем.

Таким образом, структуры региона и муниципальных образований как целостных территориальных систем может рассматриваться с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, экологической и т. д. Многоаспектность структурной организации является качественным свойством региона и муниципальных образований. Следовательно, при анализе социально-экономических факторов региона и муниципальных образований необходимо учитывать их связи с другими подсистемами.

Схема функционирования региона и муниципальных образований включает как минимум три взаимосвязанных блока: «экономика», «население», «природная среда». Кроме того, следует учитывать наличие государственных и муниципальных структур, воздействующих на происходящие процессы, а также внешний фактор (экономика соседних муниципальных образований и регионов, а также зарубежная экономика).

Помимо факторов регионального и муниципального экономического развития также выделяют социально-экономические пропорции, т. е. относительные показатели, характеризующие соотношения между продуктами и ресурсами, между затратами и результатами. Социально-экономические пропорции отражают уровень жизни населения муниципальных образований и региона в целом. Они складываются под влиянием решений, принимаемых всеми участниками регионального воспроизводственного процесса, такими, как региональные органы власти и управления, органы местного самоуправления, субъекты предпринимательских структур, население.

К социально-экономическим пропорциям относятся пропорции между:

а) частным и государственным потреблением;

б) платежеспособным спросом и предложением на региональном рынке потребительских товаров и услуг;

в) численностью населения и развитием жилищного хозяйства;

г) жилищным хозяйством и сферой коммунально-бытового обслуживания;

д) численностью населения и масштабами развития социальной сферы.111

Социально-экономические пропорции органически связаны со всей региональной системой: потребности населения в потребительских товарах и услугах влияют на их производство, а производство через доходы работников влияет на уровень потребностей и спрос на потребительские товары и услуги.

Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования является одной из функций муниципального управления. В этой связи органы местного самоуправления должны разрабатывать, принимать и организовывать исполнение планов и программ комплексного развития социально-экономического пространства муниципального образования.

Под муниципальным социально-экономическим пространством, как правило, понимают всю совокупность находящихся в границах муниципального образования человеческих, земельных, природных, материальных и финансовых ресурсов вне зависимости от их формы собственности, степени их вовлечения в хозяйственный оборот и уровня использования.112 Комплексное развитие муниципального образования предполагает, в первую очередь, эффективное решение вопросов местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет за каждым типом муниципальных образований собственный перечень вопросов местного значения.

Так, вопросы содержания жилищного фонда, жилищного строительства, обеспечения жильем, застройки территории, землепользования, благоустройства и озеленения территории, охраны исторических памятников, сохранение объектов культурного наследия, организации досуга, развития физкультуры и спорта, пожарной безопасности, уличного освещения отнесены к компетенции городских и сельских поселений. Вопросы предоставления образования, оказания медицинской помощи, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды отнесены исключительно на районный уровень.

Соответственно, вопросы электро- и газоснабжения, содержание и строительства автомобильных дорог, сбора и переработки отходов, организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, формирования и содержания архивов, предоставление транспортных услуг, услуг связи, общественного питания, торговли, бытового и библиотечного обслуживания, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства разграничены между поселениями и муниципальными районами. К вопросам местного значения городского округа отнесен комплекс вопросов местного значения поселения и муниципального района.

К основным принципам формирования рационального экономического пространства региона и муниципальных образований, в первую очередь относятся:

а) наличие единой финансовой и экономической политики с существенным перемещением прав в пользу местных органов управления;

б) единообразие рыночной инфраструктуры, наличие развитых транспортных и информационных коммуникаций, а также единой системы статистики и стандартизации;

в) централизованное регулирование развития регионального экономического пространства посредством осуществления целевых инвестиций, предоставления дотаций, субсидий и трансфертов муниципальным образованиям, входящим в состав региона.

Социально-экономические факторы развития регионов и муниципальных образований учитываются при разработке и принятии целевых программ и других механизмах государственного регулирования экономики регионов и муниципальных образований.