logo search
Основы правоведения (учебник)

8.8. Субъекты права на конституционное представление и конституционное обращение

Формами обращения в Конституционный Суд Украины являются конституционное представление и конституци­онное обращение.

Субъекты права на конституционное представление в Конституционный Суд Украины:

  1. по вопросу относительно конституционности норма­ тивно-правовых актов — Президент Украины; не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины; Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Автономной Республики Крым;

  2. по вопросам соответствия Конституции Украины меж­ дународных договоров — Президент и Кабинет Министров Украины;

  3. по вопросу относительно конституционности проце­ дуры импичмента — Верховная Рада Украины;

  4. по вопросу относительно официального толкования Конституции и законов Украины — Президент Украины; не менее 45 депутатов Верховной Рады Украины; Уполно­ моченный Верховной Рады Украины по правам человека; Кабинет Министров и другие органы государственной влас-

ти; Верховная Рада Автономной Республики Крым; органы местного самоуправления.

Субъекты права на конституционное обращение по во­просу относительно официального толкования Конститу­ции и законов Украины — граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица.

8.9. Решения и заключения Конституционного Суда

По результатам рассмотрения дел Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения. Они являются обязательными к выполнению на террито­рии Украины, окончательными и не могут быть обжало­ваны.

Решения принимаются Конституционным Судом по результатам рассмотрения дел относительно конституци­онности законов и других правовых актов. Конституцион­ный Суд может признать правовой акт неконституционным полностью или в отдельной его части. Основанием для та­кого решения является несоответствие правового акта Конституции Украины или нарушение установленной Кон­ституцией Украины процедуры их рассмотрения, принятия или вступления в силу.

Законы, другие правовые акты или их отдельные поло­жения, признанные неконституционными, теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения относительно их неконституционности. Материальный или моральный вред, причиненный физическому или юриди­ческому лицу актами и действиями, которые признаны неконституционными, возмещается государством в уста­новленном законом порядке.

Заключения Конституционный Суд Украины дает по вопросам:

— относительно соблюдения конституционной про­цедуры расследования и рассмотрения дела о сме­щении Президента Украины с поста в порядке им­пичмента.

8.10. Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции в соответствии с Кон­ституцией Украины строится по принципам территориаль­ности и специализации.

Принцип территориальности означает, что суды учреждаются и действуют в пределах административно-территориальных единиц (Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь, районы и т.д.).

Принцип специализации предусматривает специализа­цию судей и организацию соответствующих структур для рассмотрения уголовных, гражданских, хозяйственных, административных, семейных и других дел, предусмотрен­ных законом.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

  1. местные суды;

  2. апелляционные суды, Апелляционный суд Украи­ ны;

  3. высшие специализированные суды;

4) Верховный Суд Украины. Виды местных судов:

  1. местные общие суды: районные, районные в городах, городские и горрайонные суды (в городах областного под­ чинения), военные суды гарнизонов;

  2. местные хозяйственные суды: хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

3) местные административные суды: окружные суды. Полномочия местного суда состоят в том, что местные

суды являются судами первой инстанции и рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные и административ­ные дела.

Виды апелляционных судов:

1) апелляционные общие суды: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастопо­ля, Апелляционный суд Автономной Республики Крым,

военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил, Апелляционный суд Украины;

  1. апелляционные хозяйственные суды;

  2. апелляционные административные суды. Полномочия апелляционных судов:

  1. рассмотрение дел в апелляционном порядке1;

  2. рассмотрение по первой инстанции дел, определенных законом (кроме апелляционных хозяйственных судов);

  3. ведение и анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;

  4. оказание методической помощи по применению за­ конодательства местными судами.

Виды высших специализированных судов:

  1. Высший хозяйственный суд Украины;

  2. Высший административный суд Украины;

  3. другие соответствующие высшие специализированные суды.

Полномочия высшего специализированного суда:

  1. рассматривает в кассационном порядке2 дела соответ­ ствующей судебной юрисдикции, а также другие дела в случаях, определенных процессуальным законом;

  2. ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

  3. оказывает методическую помощь судам низшего уров­ ня с целью одинакового применения норм Конституции Украины и законов в судебной практике; дает рекоменда­ тельные разъяснения по вопросам применения законода­ тельства.

Высшим судебным органом Украины является Верхов­ный Суд Украины. Верховный Суд Украины имеет следу­ющие полномочия:

1) рассматривает в кассационном порядке решения об­щих судов; пересматривает в порядке повторной кассации

1 Апелляционное производство предполагает пересмотр дела по существу (полностью или частично — в пределах апелляцион­ ной жалобы) и вынесение нового решения (оно может полностью совпадать с прежним решением).

2 Кассационное производство предполагает проверку закон­ ности и обоснованности решения, вынесенного нижестоящим судом. Новое решение в этом случае не выносится. Если касса­ ционная инстанция приходит к выводу о незаконности или не­ обоснованности вынесенного нижестоящим судом решения, оно отменяется, и дело передается на новое судебное рассмотрение.

иные дела, рассмотренные судами общей юрисдикции; рассматривает иные дела, связанные с исключительными обстоятельствами;

  1. дает судам разъяснения по вопросам применения за­ конодательства на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистки;

  2. дает заключение относительно наличия или отсут­ ствия в деяниях, в которых обвиняется Президент Украи­ ны, признаков государственной измены или иного преступ­ ления; подает по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;

  3. обращается в Конституционный Суд Украины в слу­ чаях возникновения у судов общей юрисдикции при осу­ ществлении ими правосудия сомнений относительно кон­ ституционности законов, иных правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции Украины и законов;

  4. ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, знакомится в судах с прак­ тикой применения законодательства;

  5. в рамках своих полномочий решает вопросы, вытека­ ющие из международных договоров Украины; представля­ ет суды общей юрисдикции в отношениях с судами иных государств;

  6. осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

8.11. Порядок осуществления правосудия. Решения и приговоры суда

Правосудие осуществляется судом в строго определенном процессуальными законами порядке, который имеет на­звание судопроизводство.

В зависимости от категории дел различают конституци­онное, гражданское, хозяйственное, административное, уголовное судопроизводство.

Порядок конституционного судопроизводства опре­деляется Конституцией Украины, Законом Украины «ОКон­ституционном Суде Украины» и Регламентом Конституци-

онного Суда Украины. Конституционное судопроизводство инициируется в форме конституционного представления или конституционного обращения (без взыскания государ­ственной пошлины). Подготовка дела к рассмотрению осуществляется судьей-докладчиком и может предусматри­вать проведение экспертиз и образование временных ко­миссий, включающих специалистов соответствующих отраслей права.

Дело рассматривается на пленарном заседании Консти­туционного Суда при участии субъекта конституционного представления или конституционного обращения. Судебное решение (вывод) принимается поименным голосованием путем опроса судей Конституционного Суда. Оно является окончательным и не подлежит обжалованию.

Гражданское судопроизводство регулируется Граж­данским процессуальным кодексом Украины. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела о спорах, возникающих из гражданских, семейных, трудо­вых правоотношений, в которых хотя бы одной из сторон является гражданин (физическое лицо). Оно начинается с принятия заявления (жалобы) и открытия судом граждан­ского дела.

Хозяйственное судопроизводство урегулировано Хозяйственным процессуальным кодексом Украины. Хозяйственный суд открывает дела по исковым заявле­ниям:

Кроме того, хозяйственные суды рассматривают дела о банкротстве.

Участники хозяйственного спора до представления иска должны принять меры относительно непосредственного урегулирования спора путем выдвижения и рассмотрения претензий. Если претензия отклонена или ответ на нее не

получен своевременно, заинтересованная сторона может обратиться с иском в суд.

Административное судопроизводство регулируется Кодексом Украины об административном судопроизвод­стве. В порядке административного судопроизводства рассматриваются: споры физических и юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалова­ния его решений (нормативно-правовых актов или право­вых актов индивидуального действия), действий или без­действия; споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, освобождения из публичной службы; споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, которые возникают по поводу заключения и выполнения административных договоров; споры относительно право­отношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Обращение с иском в суд в порядке гражданского, хо­зяйственного или административного судопроизводства предусматривает в большинстве случаев уплату судебного сбора, который является разновидностью государственной пошлины.

Рассмотрение дела в порядке гражданского, хозяйствен­ного или административного судопроизводства осущест­вляется судьей единолично (за исключением апелляцион­ного или кассационного производства) и завершается вы­несением решения. Решение принимается в совещательной комнате, с соблюдением ее тайны, большинством голосов (в случае коллегиального рассмотрения дела) и объяв­ляется публично (за исключением решений об усынов­лении).

Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его оглашения. По завершении этого срока решение приобретает законную силу.

Виды судебных решений зависят от вида судопроизвод­ства и порядка вынесения решения. В частности, во всех видах судопроизводства суды выносят постановления и определения. Постановления принимаются судьей едино­лично, определения — коллегиально. Кроме того, определе­ния выносятся и по процедурным вопросам (в этом случае они могут быть и единоличными). Завершающим процес-

суальным актом в уголовном судопроизводстве является приговор.

Уголовное судопроизводство урегулировано Уголовно-процессуальным кодексом Украины.

Большинство уголовных дел рассматриваются в суде первой инстанции единолично судьей. Исключение состав­ляют дела о тяжких преступлениях. Дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лише­ния свободы на срок больше десяти лет, рассматриваются в суде первой инстанции коллегиально, судом в составе трех лиц, если подсудимый заявил ходатайство о таком рассмо­трении. В качестве суда первой инстанции по всем катего­риям дел (кроме дел по преступлениям против основ на­циональной безопасности Украины и преступлениям, за совершение которых предусмотрено наказание в виде по­жизненного лишения свободы) выступают районные (го­родские) суды.

Дела о преступлениях, за которые законом предусмо­трена возможность назначения наказания в виде пожиз­ненного лишения свободы, в суде первой инстанции рас­сматриваются судом в составе двух судей и трех народных заседателей. В качестве суда первой инстанции по этим делам (а также по делам о преступлениях против основ на­циональной безоласности Украины) выступают апелляци­онные суды Автономной Республики Крым, областей, горо­дов Киева и Севастополя.

Рассмотрение дел в апелляционном и кассационном по­рядке осуществляется соответственно апелляционными и кассационными судами в составе трех судей.

Порядок уголовного судопроизводства предусматривает несколько стадий производства по делу, каждая из которых завершается итоговым процессуальным решением. Досу­дебное производство разделяется на следующие стадии:

досудебное следствие должно быть закончено в те­ чение двух месяцев с момента возбуждения уголовно­ го дела (это правило не распространяется на дела, в которых не установлено лицо, совершившее преступ­ ление. Течение срока в таком случае начинается с момента установления лица). Срок досудебного след­ ствия в случае невозможности закончить расследова­ ние может быть продлен прокурором.

Судебное производство в суде первой инстанции разде­ляется на следующие стадии:

Апелляция на приговор суда первой инстанции может быть подана в течение пятнадцати суток с момента его вы­несения. Апелляции подаются в суд, который вынес при­говор, но рассматриваются вышестоящими судами. Апел­ляционная инстанция вправе оставить приговор без изме­нения, отменить или изменить приговор, а также вынести свой приговор.

Виды судебных решений зависят от вида судопроизвод­ства и порядка вынесения решения. В частности, во всех видах судопроизводства суды выносят постановления и определения. Постановления принимаются судьей едино­лично, определения — коллегиально. Кроме того, определе­ния выносятся также по процедурным вопросам (в этом случае они могут быть и единоличными). Завершающим процессуальным актом в уголовном судопроизводстве яв­ляется приговор.

8.12. Хозяйственные суды Украины: система и полномочия

Хозяйственные суды являются специализированными судами в системе судов общей юрисдикции.

Хозяйственный суд является независимым органом в разрешении всех хозяйственных споров1, возникающих между юридическими лицами, государственными и дру­гими органами, а также в рассмотрении дел о банкрот­стве2.

Система хозяйственных судов:

  1. местные хозяйственные суды;

  2. апелляционные хозяйственные суды;

  3. Высший хозяйственный суд Украины.

К местным хозяйственным судам относятся хозяй­ственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Полномочия местного хозяйственного суда:

  1. разрешает хозяйственные споры, рассматривает дела о банкротстве;

  2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятель­ ствам принятые им решения;

  3. изучает и обобщает практику применения законода­ тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен­ ных споров, вносит предложения Высшему хозяйственному суду, направленные на совершенствование правового регу­ лирования хозяйственной деятельности и практики разре­ шения хозяйственных споров;

  4. проводит работу, направленную на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;

  5. осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Апелляционные хозяйственные суды являются судами апелляционной инстанции. Они образуются Президентом Украины по представлению Председателя Высшего хозяй­ственного суда с определением территории, на которую

1 Хозяйственные споры — споры между субъектами права, возникающие при заключении, изменении, расторжении и вы­ полнении хозяйственных договоров.

2 Банкротство — несостоятельность юридического лица (субъ­ екта предпринимательской деятельности) удовлетворить в уста­ новленный срок предъявленные кредиторами требования и ис­ полнить обязательства перед бюджетом.

распространяются полномочия апелляционного хозяй­ственного суда, их местонахождения.

Полномочия апелляционного хозяйственного суда:

  1. пересматривает в апелляционном порядке решения местных хозяйственных судов;

  2. пересматривает по вновь открывшимся обстоятель­ ствам принятые им решения;

  3. изучает и обобщает практику применения законода­ тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен­ ных споров;

  4. проводит работу, направленную на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;

  5. осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

Высший хозяйственный суд Украины имеет следующие полномочия:

  1. пересматривает в кассационном порядке решения апелляционных и местных хозяйственных судов;

  2. изучает и обобщает практику применения законода­ тельства, обеспечивает единообразие практики, анализи­ рует статистику разрешения хозяйственных споров; дает разъяснения хозяйственным судам по вопросам практики применения законодательства, регулирующего отношения в хозяйственной сфере;

  3. проводит работы, направленные на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;

  4. осуществляет организационное руководство апелля­ ционными и местными хозяйственными судами;

  5. обеспечивает подбор и подготовку кандидатов в судьи; обеспечивает деятельность квалификационных комиссий судей хозяйственных судов;

  6. осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законом.