Управление в государственных корпорациях.
В ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная корпорация определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона (ст. 7.1).
Корпорация призвана осуществлять главным образом не частные, а публичные функции, т. е. в интересах всего общества.
Особенности административно-правового статуса государственных корпораций многопланово проявляются в системе и целях управления ими.
Органы управления государственных корпораций по многим своим параметрам (определению правового статуса, порядка образования, состава, взаимодействия, характеру полномочий и т.д.) не имеют своих аналогов в системе государственных органов.
Органами управления государственной корпорации являются:
наблюдательный совет — высший орган управления;
правление — коллегиальный исполнительный орган;
генеральный директор (президент корпорации «Олимпстрой») — единоличный исполнительный орган;
ревизионная комиссия — орган внутреннего финансового контроля корпорации.
Их виды, состав, порядок формирования, функции и полномочия и т. д., причем каждого из них, определены ФЗ о соответствующих корпорациях — актами более высокой силы по сравнению с теми, которые непосредственно регламентируют организацию и правовой статус ФОИВ.
На них возложено осуществление публично-правовых полномочий (например, управление принадлежащей им собственностью и др.) и частно-правовых полномочии (юридического лица), предоставленных корпорации в целом. Они призваны обеспечить единство управления корпорации - генеральный директор возглавляет правление корпорации и руководит его деятельностью.
Органы корпораций должны быть отнесены к государственным органам корпораций, осуществляющих функции и полномочия, определяемые целями деятельности корпораций. В законах порядок формирования органов, их состав и правовое положение определяются применительно к данной корпорации.
В законах имеются нормы, предусматривающие особенности организации управления соответствующей корпорации: функции, полномочия и порядок деятельности всех органов управления корпорации «Росатом» определяются законом о данной корпорации, а корпорации «Роснанотех» — только наблюдательного совета, других же ее органов они определяются, кроме того, положениями о них, утверждаемыми наблюдательным советом на основе Закона о корпорации. Члены наблюдательного совета «Ростехнологии» назначаются Президентом РФ, «Роснанотех» — Правительством РФ. Имеются различия в количественном составе наблюдательного совета, правления, правовом положении их членов; не во всех корпорациях предусмотрено создание научно-технического совета в статусе консультативного органа и т. д.
В управленческом аспекте существенными особенностями обладает корпорация «Росатом»:
уполномоченный орган управления использованием атомной энергии, наделенный полномочиями от имени РФ осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.
«Росатом» наделен широкими полномочиями и функциями в области государственного управления использованием атомной энергии; полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Издаваемые корпорацией нормативные правовые акты являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц (п. 4 ст. 8 Закона).
На корпорацию возложены функции «оказания государственных услуг, управления имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области» (ст. 4 Закона). Следовательно корпорация осущ отдельные функции, характерные для федерального министерства и федерального агентства.
«Росатому» предоставлены отдельные полномочия в области защиты государственной тайны, которые могут принадлежать только органам государственной власти.
Росатом наделен рядом публичных полномочий, связанных с обеспечением особого режима безопасного функционирования атомных объектов, лицензированием, связанным с использованием ядерных материалов и проведением работ по использованию атомной энергии.
Но! корпорация как единый субъект права не является государственным органом. Функции и полномочия государственно-управленческого характера осуществляют ее органы управления.
Организационно-правовой статус органов управления корпорации «Росатом» имеет особенности:
Наблюдательный совет корпорации формируется Президентом РФ. Он назначает членов и председателя наблюдательного совета. 9 членов: 8 — представители Президента РФ и Правительства РФ и генеральный директор корпорации по должности, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.
Исключительные полномочия (утверждение основных направлений деятельности и финансово-экономических показателей деятельности корпорации на очередной год; одобрение проекта программы деятельности корпорации на долгосрочный период и направление его в Правительство РФ; утверждение финансового плана деятельности корпорации на не менее чем трехлетний период; утверждение годового отчета корпорации и направление его в Правительство РФ и т.д.) наблюдательного совета, закрепленные в ст. 24 Закона, не могут быть переданы другим органам корпорации. НО перечень полномочий наблюдательного совета, данный в ст. 24 является открытым, а к его исключительной компетенции отнесены лишь полномочия, прямо указанные в перечне. Его изменение возможно лишь законом.
Генеральный директор корпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Он присутствует на заседаниях Правительства РФ, приглашается на заседания ФОИВ, органов государственной власти субъектов РФ. Осущ руководство текущей деятельностью корпорации. Будучи единоличным исполнительным органом, он действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями.
Генеральный директор возглавляет правление корпорации, организует реализацию решений ее наблюдательного совета и правления.
Полномочия:
представление на утверждение наблюдательного совета финансового плана деятельности корпорации;
утверждение директив представителям корпорации в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ корпорации.
право назначать на должность и освобождать от должности своих заместителей, распределять обязанности между ними; утверждать организационную структуру корпорации;
принимать решения о создании филиалов, об открытии представительств и о создании учреждений корпорации и утверждать положения о них либо их уставы.
решает многие вопросы, связанные с приемом и увольнением работников, оплатой их труда и др.
издает приказы, положения, инструкции и распоряжения по вопросам деятельности корпорации.
Правление корпорации образуется в составе генерального директора, являющегося его членом по должности, и других членов (назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом корпорации по представлению генерального директора и работают в корпорации на постоянной основе). Деятельностью правления руководит генеральный директор корпорации.
Полномочия:
представление на утверждение наблюдательного совета предложения по основным направлениям деятельности и финансово-экономическим показателям деятельности корпорации на очередной год;
разработка проектов программы деятельности корпорации на долгосрочный период и финансового плана деятельности корпорации;
подготовка предложений о направлении использования прибыли корпорации;
создании филиалов и открытии представительств и создании учреждений корпорации и др.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть II
- Коллектив авторов:
- V. Административное правонарушение и административная ответственность
- Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.
- I. Физические лица
- II. Юридические лица
- Законодательство об административных правонарушениях: понятие, система.
- Компетенция Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
- Административное принуждение: сущность, виды.
- Административная ответственность: понятие, особенности.
- Административные наказания: сущность, виды.
- Правила наложения административных наказаний.
- Наказания физическому лицу за административные правонарушения должны назначаться с учетом
- Наказания юридическому лицу за административное правонарушение должны назначаться с учетом
- Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.
- Соблюдение порядка назначения наказания и сроков давности
- Административный арест.
- Административный штраф как мера наказания.
- Административное приостановление деятельности как административное наказание.
- Дисквалификация как административное наказание.
- Освобождение от административной ответственности.
- Административная ответственность юридических лиц.
- Особенности административной ответственности иностранных граждан.
- Организация и принципы деятельности полиции.
- Нпа: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-фз "о полиции" (последнее изменение 6 декабря 2011 г.)
- Принят Государственной Думой 28 января 2011 года
- Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года
- Глава 4. Статьи 14 – 17 фз «о полиции».
- Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
- В зависимости от компетенции:
- 2. В зависимости от федеративного устройства:
- 4. В зависимости от принадлежности к судебной или управленческой системе:
- Участники производства по делам об административных правонарушениях.
- Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- Возбуждение дела об административном правонарушении.
- Подведомственность дел об административных правонарушениях.
- Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- Виды постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- VII. Органы управления сферами, государственный контроль в сферах управления
- Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.
- Организация государственного управления внутренними делами.
- Организация управления иностранными делами.
- Органы управления безопасностью.
- Органы управления в области социальной защиты граждан.
- Общее руководство в этой области осуществляют Президент рф и Правительство рф.
- Правительство рф:
- Полномочия в области занятости населения:
- Полномочия в области пенсионного обеспечения:
- Органы управления использованием и охраной природных ресурсов.
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
- Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
- Система органов исполнительной власти в области здравоохранения.
- Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
- Учреждения здравоохранения.
- Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы:
- Система органов исполнительной власти в области культуры.
- Система органов исполнительной власти в области образования.
- Учреждения образования.
- Система органов исполнительной власти в области промышленности и энергетики.
- Правительство рф:
- Система органов исполнительной власти в области сельского хозяйства.
- Система органов исполнительной власти в области транспорта.
- Система органов управления в области связи. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- Федеральное агентство связи (Россвязь)
- Федеральное архивное агентство (Росархив)
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
- Государственная фельдъегерская служба рф (гфс России)
- Управление в области внешнеэкономических связей.
- Правительство рф
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (фсвтс России)
- Таможенные органы
- Федеральная таможенная служба (фтс России)
- Региональное таможенное управление (рту)
- Таможня
- Таможенный пост
- Органы государственной власти субъектов рф
- Управление в государственных корпорациях.
- Контроль и надзор в сфере государственного управления.
- Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
- Общий надзор органов прокуратуры.
- Административно-правовые меры противодействия коррупции.
- VIII. Вооруженные силы
- Внутренние войска.
- Комплектование Вооруженных сил.
- Государственная граница, её защита и охрана.
- Часть II 96