logo search
шпора на гос

82. Государство в политической системе общества. Государство и группы давления (лоби).

Политическая система выступает как сложное образование, которое обеспечивает существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. Выделяются четыре компонента политической системы: политическая структура; политические и правовые нормы; политические отношения; политическое сознание и политическая культура. Среди институтов, составляющих политическую структуру, наряду с партиями, профсоюзами, общественными организациями, важнейшим институтом является государство. Именно государство создает условия для обеспечения верховенства политической системы по отношению к экономической и духовной системам. При этом если для экономической системы главное состоит в производстве товаров и услуг, а для духовной системы — в адаптации индивидов на основе установления образцов и норм поведения, то главное, что характеризует политическую систему — это политическая власть. Не случайно основными функциями политической системы являются: 1) определение целей и задач общества; 2) мобилизация ресурсов; 3) интеграция элементов общества; 4) распределение ценностей в обществе. Характерные черты политической системы выражаются через такие категории как Устойчивость политической системы определяется продолжительностью ее существования во времени. Адаптивность политической системы связана с приспособляемостью к изменениям, происходящим в обществе и в системе международных отношений. Продуктивность политической системы фиксируется способностью решать возникающие в обществе проблемы (чем больше проблем решается, тем политическая система продуктивнее).

Политическая система должна быть стабильной. Отсутствие стабильности политической системы характеризуется как ее сейсмичность, которая во многом обуславливается неустойчивостью центра. Вообще решение проблемы центрирования политической системы как бы задает ей такие свойства как устойчивость, адаптивность, продуктивность, эффективность.

В институциональном аспекте для политической системы важнейшими вопросами являются: четкое разграничение государственной организации общества и негосударственной организации общества; создание надежной и доступной системы контроля за институтами власти; правовая гарантированность деятельности средств массовой информации; создание условий для функционирования в системе политических институтов представителей всех партий. В системе политических отношений вызывают сложности отношения конфронтации, характеризующиеся борьбой и изоляцией. Поэтому должны вестись поиски сотрудничества, построенного на балансе разнообразных интересов. При этом в систему политических отношений включены субъекты социального уровня (классы, этносы, группы, индивиды, электорат, мафия); институциональные субъекты (государство, партия, профсоюз, парламент); функциональные субъекты (армия, церковь, оппозиция, лобби). Включение в политическую жизнь правого и левого экстремизма дестабилизирует политическую систему.

Нормативный аспект политической системы во многом обусловлен конституционным регулированием, которое может быть двух типов. Один тип конституционного регулирования направлен на организацию и деятельность лишь одного элемента политической системы, а именно государства, в лице его институтов (Конституция США). Другой тип конституционного регулирования, получивший наибольшее распространение в современных государствах, связан с фиксацией на конституционном уровне всей политической системы. Вообще предназначение конституции для политической системы общества в первую очередь в том, чтобы с ее помощью установить правила борьбы за власть.

Политическая система — всегда формализованная система. В деле становления и функционирования политической системы немалую роль играет политическое сознание, выступающее как субъективный образ политической системы. Знания, ориентация, ценности и установки в своей целостности составляют политический менталитет, формирующийся в массовом политическом сознании и усваиваемый индивидами. Политический менталитет или ментальность означает наличие у людей, принадлежащих к одной культуре, определенной психологической оснастки, которая позволяет специфично воспринимать и формировать политическую систему и самих себя в этой системе.