logo search
шпора на гос

37. Юридическая концепция прав человека. Правовой статус личности.

Во второй половине XX столетия развитие права и существова­ние государства было определено правами человека. Идея защиты автономной личности, ее суверенитета пришла во след идее сувере­нитета государства, стала достоянием человеческой культуры, вык­ристаллизовывается в важнейших международных правовых актах нового времени, конституциях и законах, помыслах политиков, по­литологов и юристов. Рубежным документом, воплотившим идею прав человека и определившим развитие правовой культуры во многих странах, стала Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Дело не только в содержании этого уникального правового документа, но и в том, что развитие национальных правовых куль­тур начало выводится из-под контроля государственной власти. Складывается впечатление окончания периода этатизма в соотно­шении права и государства. К тому же произошли кардинальные изменения образа права. Стало очевидным, что право вступает в известное противоборство с государством, что с помощью права вполне реально устранить произвол и ограничить аппетиты государ­ственной власти, наконец, принципы гражданского мира и персона-лизация личности могут быть осуществлены в условиях правового государства. Вся совокупность международных, региональных и межгосударственных актов по правам человека закрепила магист­ральное предназначение права в разных локальных цивилизациях — исключить произвол, утвердить свободу и справедливость. Сегодня благодаря праву функционируют важнейшие институты существую­щих цивилизаций.

Изначально характер воздействия Всеобщей декларации прав че­ловека на национальные правовые системы признавался как чуж­дый жесткому навязыванию норм и стереотипов. Не случайно, это воздействие представлялось как просвещение и образование, прове­дение прогрессивных мероприятий для признания и осуществления прав и свобод человека. Используемая таким образом правовая ак­культурация не должна была деформировать национальные право­вые культуры. На этом фоне некоторые национальные правовые культуры буквально разрушают правовые ценности других культур, деформируют национальное законодательство, юридическую практи­ку, отрицательно сказываются на правовом менталитете народа. Движение к правовой гармонии не достижимо на пути непродуман­ного заимствования законодательства, правовой идеологии, органи­зационных форм существования права. Национальная правовая культура, правовой менталитет сохраняют уникальные черты каж­дого народа на фоне продвижения к все более полному воплоще­нию прав и свобод человека.

Выдвижение прав человека во главу современного правового раз­вития позволило существенно продвинуться в реализации принципа верховенства права, обеспечило повышение авторитета юридической профессии, открыло широкие возможности для влияния юридической элиты на все компоненты правовой культуры. Казавшаяся неразре­шимой проблема буквы и духа закона, преломившись в призме про­фессиональной правовой культуры юристов, в первую очередь судей, открыла новые возможности для эффективного действия права.

Использование Всеобщей декларации прав человека в нацио­нальных правовых системах подтвердило идею цикличной эволюции права. При этом в порядке добровольной и постепенной адаптации ее положений осуществлен выход к новому качественному состоянию правовых культур в различных государствах. В то же время нельзя не заметить изменения характера воздействия нормативов Декларации, когда содержащиеся в ней рекомендательные нормы сегодня все чаще признаются и используются в качестве обязательных.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса. Правовой статус определя­ется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Пра­во лишь закрепляет это положение, вводит его в законода­тельные рамки.

Структура правового статуса личности:

1) правовые нормы и принципы, устанавливающие дан­ный статус;

2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности;

4) законные интересы;

5) гражданство (или иное отношение к стране пребыва­ния — безгражданство, иностранное гражданство или подданство);

6) юридическая ответственность.

Сердцевину, основу правового статуса личности состав­ляют ее прйва, свободы и обязанности, закрепленные в конституции и международно-правовых актах.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют три вида.

Общий правовой статус — это статус лица как члеена государственно-организованного общества. Он определяет­ся, прежде всего, конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), явля­ется единым и одинаковым для всех, характеризуется отно­сительной статичностью, обобщенностью. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных.

Специальный, или родовой, статус отражает особен­ности положения определенных категорий лиц (например, иностранных граждан, пенсионеров, студентов, военнослу­жащих, учителей, работников, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные социальные группы, базируясь на общем правовом статусе, могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику от­дельного лица (пол, возраст, семейное положение, выпол­няемая работа, иные характеристики). Он представляет собой «проекцию» общего и специальных статусов на кон­кретного индивида, иначе говоря, это совокупность персо­нифицированных прав и обязанностей индивида. Индиви­дуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меня­ется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимо­связаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных статусах. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов — множество, а индивидуальных ровно столько, сколько индивидов.