§3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
Действительная сила профсоюзов как неотъемлемой стороны в системе трипартизма в странах с переходной экономикой в значительной степени зависит от их собственных действий, гибкости и способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Такой процесс реформирования профсоюзов происходит и в Беларуси. Идет их становление как независимых организаций трудящихся, реально выступающих в защиту прав и жизненных интересов работников.
На современном этапе развития общества сложилась ситуация, когда отношение народа к профсоюзам проходит эволюционный период. Еще совсем недавно - во второй половине девяностых годов - в обществе превалировало негативное отношение к профсоюзам, основанное на том, что профсоюзы Беларуси были
минимальная заработная плата, пособие по уходу за ребенком, минимальный размер пенсии, студенческая стипендия в вузах.
Одной из ключевых задач профсоюзов является борьба с безработицей. Участвуя в разработке законодательства о занятости, в совместных действиях профсоюзов и государственных служб занятости, в отработке механизма социального партнерства в сфере занятости, отражая эти вопросы в Генеральном, отраслевых, региональных соглашениях и колдоговорах, профсоюзы реализуют защиту гарантированного Конституцией права каждого человека на труд.
Особое внимание профсоюзы должны уделять контролю за выполнением законодательства о труде и выполнением коллективных договоров и соглашений.
Условия и охрана труда работников, состояние экологии на производстве и вне его также являются предметом деятельности профсоюзов несмотря на то, что фактически контроль за состоянием охраны труда и техники безопасности взяло на себя государство, попытавшись вывести его из поля зрения профсоюзов. Следует отметить, что расходы на проведение мероприятий по охране труда сократились во много раз.
Можно добавить и некоторые другие аспекты деятельности профсоюзов в Республике Беларусь, свойственные именно для нашей страны. Это культурно-массовая и спортивная работа, организация досуга и оздоровления работников. И, наконец, вопросы приватизации и участия работников в распределении прибыли.
Для выполнения своей роли в переходный период профсоюзы:
- разрабатывают позицию по трудовым, социально-экономическим вопросам, которые затрагивают права членов профсоюзов;
- исходя из принципов социального партнерства участвуют в разработке и реализации Генерального соглашения с Правительством Республики Беларусь, объединениями нанимателей по вопросам труда, занятости, медицинского обслуживания и социального страхования, других вопросов уровня и качества жизни трудящихся, учащихся и пенсионеров;
- осуществляют общественный контроль за выполнением законодательства о труде;
- представляют интересы профсоюзных организаций в примирительно-арбитражных, судебных органах при решении коллективных трудовых споров (конфликтов);
- осуществляют информационное, организационное и правовое обеспечение деятельности членских организаций, международное сотрудничество с профсоюзами и их объединениями.
втянуты в политическую борьбу, утратили завоеванное ранее влияние и возможности оказывать реальную помощь своим членам и наемным работникам.
Действительно, многие наработанные десятилетиями позиции были утрачены, как и львиная доля доверия общества к этой организации. В ходе политических баталий были сданы важнейшие позиции профсоюзов по жизненно важным вопросам для трудящихся: право законодательной инициативы и, соответственно, возможность участвовать в подготовке законодательных актов; право на осуществление контроля за состоянием охраны труда на производстве; возможность правовой защиты членов профсоюза; сфера социального страхования работников, оздоровления и санаторно-курортного лечения; запрещен сбор профсоюзных взносов в безналичном порядке и, соответственно, подорвана финансовая база, утеряна возможность защиты своих профсоюзных работников и актива, работающих на производстве, в организациях, учреждениях.
Все это нанесло ощутимый вред всему профсоюзному движению Беларуси. Профсоюзы потеряли влияние на массы, усилилось социальное напряжение в обществе, трудящиеся перестали надеяться на профсоюзные организации, чувствовать себя защищенными. Понадобится много времени и усилий, чтобы не просто вернуть утерянные позиции профсоюзов, но и доверие к ним трудящихся.
Переломным моментом в развитии профсоюзного движения Республики Беларусь можно считать Пленум ФПБ, который прошел 16 июля 2002 года в Минске и избрал нового руководителя ФПБ, а также внеочередной IV Съезд Федерации профсоюзов Беларуси, переизбравший все руководящие органы ФПБ -Президиум, Совет, Ревизионную комиссию. Главным направлением работы профсоюзных организаций республики прошедший 18-19 сентября 2002 года съезд определил организационное укрепление профсоюзов, курс на консолидацию, укрепление единства и солидарности профсоюзного движения; определил первичную профсоюзную организацию основной единицей всей профсоюзной структуры. Съезд принял решение о проведении политики социального партнерства с Правительством и объединениями нанимателей, переходе от конфронтации к непосредственному участию в системе управления государства от уровня производственной структуры, где есть первичная профсоюзная организация, до уровня отрасли.
Задачи, поставленные съездом на текущий момент перед профсоюзами, требуют консолидации и сплочения всех профсоюзов республики вокруг ФПБ. Сейчас ФПБ ведет активную работу в этом направлении, некоторые малочисленные профсоюзы объединяются, понимая, что эффективность профсоюзных действий тем выше, чем крупнее и сплоченнее профсоюз.
В отличие от предыдущих лет ФПБ взяла курс на реальную профсоюзную деятельность, тесную связь с членскими организациями, профсоюзными массами с целью выражения именно их мнений, а не мнений оторванных от реальной жизни профсоюзных функционеров.
Многое уже сделано, взоры трудящихся Беларуси опять обращаются в сторону профсоюзов. В благоприятной обстановке качественно меняется мотивационная структура организации, найдены новые формы работы.
Разрабатывая стратегию развития, ФПБ делает особый акцент на изменении ситуации в первичных профсоюзных организациях, добиваясь того, чтобы реальный профсоюзный актив существовал и работал на каждом предприятии.
На современном этапе возрастает роль подготовки профсоюзных кадров. От них требуется компетентность, умение анализировать происходящие процессы, принимать правильные решения в сложных ситуациях, вести конструктивный диалог как с социальными партнерами, так и с членами профсоюза.
- Раздел I.
- Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности
- § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь -правовая основа идеологии белорусского государства
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Раздел II.
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Глава 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства
- § 1. Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом -Национальным собранием Республики Беларусь.
- § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- Глава 12. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- § 1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства Под " конфессиональной политикой" понимается:
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики.
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики