§1. Политическая культура как сфера духовной культуры
В современную историческую эпоху в социальных процессах все более заметную роль играет политическая культура. Политическая культура - это «система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности»1. В данном определении зафиксированы следующие качественные характеристики (существенные особенности) политической культуры как социального феномена.
Прежде всего политическая культура представляет собой не совокупность каких-то случайных и потому не связанных между собой явлений, процессов, а целостную систему. В виде той или иной системы она складывается исторически по определенным, чаще всего не зависящим от нас общественным законам, хотя ее носителем и являются люди, обладающие сознанием и самосознанием. Однако политическая культура, как социальный феномен, не только объективное, не зависимое от нас, но и субъективное, связанное с нами, образование, не мыслимое вне ценностных установок, политических пристрастий, ориентаций людей как творцов и носителей (субъектов) духовной культуры.
Политическая культура обладает общечеловеческими характеристиками (например, для граждан любого государства характерны те или иные политические интересы, предвыборные политические страсти и т.п.), но в конечном счете она произрастает на национальной почве и впитывает ее колорит и особенности, она поэтому не может быть целиком позаимствована у кого-то и перенесена на национальную почву. Скажем, не представляется возможным политическую культуру США, Англии, или же соседней Польши, в полном объеме перенести и распространить на Беларусь, хотя ее отдельные стороны нашими гражданами воспринимаются, усваиваются и в преобразовательном виде становятся элементами национальной политической культуры (например, представление кандидатами в депутаты Палаты представителей
Новая философская энциклопедия. Т.2. - М., 2001. С. 348.
1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С.55.
* «Обособленность» политической культуры от индивидуума следует понимать диалектически, учитывать их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Национального собрания Республики Беларусь, кандидатами на должность Президента Республики Беларусь своих предвыборных программ и т.п.).
Политическая культура - не абстрактная, оторванная от реалий теоретическая конструкция, а способ (тип) практического политического поведения. Последнее не означает того, что она не может быть теоретическим объектом, т.е. объектом теоретического осмысления. Но это уже гносеологическая, а не политологическая проблема. В этом плане политическая культура - развивающийся феномен. Даже на небольшом, в масштабе человеческой истории, временном отрезке, равном жизни всего лишь одного поколения, в ней могут произойти радикальные изменения. Скажем, политическая культура Беларуси начала ХХ1 века с неотвратимо формирующимися демократическими ценностями в виде гласности, свободы слова, печати, прав и свобод человека и т.п. характеристиками, разительно отличается от политической культуры 80 -х годов, когда и речи не могло идти о плюрализме политических мнений в средствах массовой информации, политических дискуссиях и т.п. Отличается уже в плане политических ценностей, пристрастий и сам человек - субъект политической культуры.
Политическая культура - это социальный феномен, т.к. она зарождается и формируется лишь в социальной среде (обществе), проходя в своем развитии различные ступени - от жестко регламентированных властных отношений, складывавшихся по законам вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), или же по древнеиндийскому своду предписаний в виде законов Ману, до развитых форм демократии, в той или иной степени реализованных в некоторых европейских государствах во второй половине ХХ века. И как социальный феномен политическая культура органично связана с социально-экономическими, а также духовно-культурными процессами той или иной страны и даже мирового сообщества в целом. Здесь уместно напомнить рассуждения немецкого философа-классика Г. Гегеля о философии и философах, которые, по его глубокому убеждению, не произрастают как грибы после дождя, а являются продуктами своей исторической эпохи. «Столь же нелепо предполагать, - иронизировал Гегель, - что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь нелепо предполагать, что индивид способен перепрыгнуть через свою эпоху, перепрыгнуть через Родос»1. Между философией и политической культурой уместно в этом плане провести параллель: политическая культура тоже продукт конкретной исторической эпохи. Поэтому столь разительно отличие политических культур (вернее, предкультур) древних обществ от политических культур современной эпохи. Речь идет о политической культуре в целом. Ведь и в нашу историческую эпоху немало еще стран, где политическая культура находится чуть ли не в эмбриональном состоянии (можно в качестве примера привести политическую культуру талибов, на глазах мирового сообщества в конце ХХ века варварски уничтоживших исторические памятники - каменные фигуры Будды и отказывающих женщинам в праве на образование только лишь потому, что они женщины).
Иногда политическую культуру представляют в виде суммы политических культур индивидов, исходя из того, что ее творцами и носителями являются люди. Нередко ее сводят к культуре «политической элиты». Но это не научный подход. Действительно, носителями и творцами политической культуры являются конкретные люди. Сильное влияние на нее оказывают политические лидеры. Но политическая культура - это не сумма индивидуальных политических культур, это не мировоззрение политических лидеров и не выработанные ими политические доктрины, а надындивидуальное, т.е. обособившееся* от носителей духовное образование, функционирующее наряду с философией, правом и другими формами общественного сознания
Новая философская энциклопедия. Т.2. - М., 2001. С.341. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С.354.
по своим собственным законам. Это духовное образование может быть зафиксировано в рукописях, книгах, объективировано в конкретных государственных институтах, законодательных актах, усвоено в процессе социализации личности. Но оно может оказаться по тем или иным причинам невостребованным.
Политическая культура - лишь один из многих сегментов (форм) духовной культуры, представляющей собой систему «исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)»1. Поэтому ей присущи те же функции, что и духовной культуре в целом, хотя эти функции и приобретают свою специфику, наполняются новым содержанием, способом практической реализации. К числу основных функций политической культуры относятся: когнитивная (приобретение политического знания), аксиологическая (выработка политических ценностей и идеалов), эмоциональная (формирование политических чувств), интегративная (объединяющая граждан в сообществе), коммуникативная (поддержание на соответствующем уровне взаимосвязи между гражданами), регулятивная (управление политическими процессами), воспитательная (формирование политической культуры в широком смысле этого слова) и др. При этом надо иметь в виду то обстоятельство, что политическая культура охватывает лишь сферу политических процессов, политической жизни. Конечно же, политическая культура не функционирует изолированно. В процессе жизнедеятельности общества различные формы духовной культуры «действуют сообща», практически реализуют диалектический принцип единичного и общего.
Политическую культуру следует отличать от политической жизни. Политическая жизнь - более емкое социальное явление. И не только потому, что она не ограничивается лишь политической культурой, но включает в себя и ее антиподы. Политическая жизнь - это всестороннее взаимодействие субъектов политики -народа, государства и его институтов, политических партий, союзов и других объединений, преследующих политические цели.
Политическая культура - сложноструктурированный феномен. В ее структуре можно выделить следующие основные элементы. Прежде всего к политической культуре следует отнести тот слой (сегмент) общественного сознания, который связан с политическими процессами и институтами. Центральное место в политической культуре принадлежит политическому мировоззрению. В структуру политической культуры входят нормы поведения («правила игры») в политической сфере, а также политические ценности и идеалы. Кроме того, к политической культуре относятся политические традиции, убеждения, символы. При этом надо исходить из того, что политическая культура не сводится лишь к системе ценностей, убеждений, идей, разделяемых подавляющей частью граждан. В любом государстве имеется социальный слой граждан, не разделяющих наличную политическую культуру и ратующих за изменение существующего политического строя. Ведь, как отмечал Г. Гегель, «в общественном мнении содержится все ложное и истинное, но обнаружить в нем истинное - дело великого человека. ...Кто не умеет презирать общественное мнение, каким его приходится то тут, то там выслушивать, никогда не совершит ничего великого»1. К этому добавим еще и то, что существующие в данном обществе политические идеи, ценности, идеалы, как и все другое «разумное» с течением времени становится «неразумным» и вынуждено будет уступить место новым идеалам, ценностям, нормам. Поэтому к политической культуре необходимо отнести как разделяемые подавляющим числом граждан ценности, так и ценности и идеалы тех людей, которые работают на политическую перспективу. Древнегреческий философ Платон жил в историческую эпоху более-менее устоявшихся политических форм общественного устройства, базировавшихся на рабовладельческом экономическом базисе (здесь мы не
- Раздел I.
- Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности
- § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь -правовая основа идеологии белорусского государства
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Раздел II.
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Глава 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства
- § 1. Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом -Национальным собранием Республики Беларусь.
- § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- Глава 12. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- § 1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства Под " конфессиональной политикой" понимается:
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики.
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики