logo
Идеология

§4.Условия формирования белорусской экономической модели

173

сориентирована на вывоз продукции в другие регионы и не приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей.

Особенно зависимой от экономических связей была промышленность республики, где оборот ввоза и вывоза продукции достигал почти 75 % общего объема промышленного производства. До 40 % промышленной продукции предназначалось для военных целей.

В целом годовой объем ввоза и вывоза продукции в Республике Беларусь в 1990 годов составлял 40 млрд рублей, или более половины валового общественного продукта.

Одной из существенных особенностей экономики республики советского периода был главным образом экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста производства сопровождались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Основные показатели эффектвиности такие, как производительность труда, фондоотдача, материалоемкость снижались на протяжении последних 20 лет: материалоемкость ежегодно возрастала на 0,2--0,5 %; фондоотдача снижалась на 3--3,5 % в год, а уровень производительности труда был в 1,5--2 раза ниже, чем в развитых капиталистических странах. Ежегодно снижался прирост продукции на 1 рубль капитальных вложений, и за 20 лет он снизился примерно наполовину. И лишь благодаря крайне низким ценам в сравнении с мировыми на энергетические и сырьевые ресурсы и ценам на готовую продукцию, приближенным к мировым, республика имела весьма благоприятный торговый и платежный баланс.

Республику отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16 % национального дохода.

Отягощающее влияние на экономику республики оказала Чернобыльская катастрофа и в целом нездоровая экологическая обстановка в республике.

Такова была экономическая ситуация в республике к моменту провозглашения ее независимости.

Первые шаги на пути строительства суверенного белорусского государства, его социально-экономического развития, были сложными и противоречивыми. Это объясняется многими причинами: разрывом хозяйственных связей;

нарушением планового управления экономикой раньше, чем сформировались другие структуры;

резким изменением внешнеэкономических условий и утратой традиционных рынков сбыта продукции, закупок сырья и материалов;

отсутствием государственной идеологической политики в экономической сфере и ее рыночных преобразованиях;

отсутствием теории трансформации командно-административной системы в рыночную экономику;

политической, экономической, социальной, технологической и даже психологической неготовностью страны к рыночным реформам, проведению самостоятельной экономической политики, особенно в сфере финансовых, кредитно-денежных и внешнеэкономических отношений;

использование идеологии и ошибочных методологических подходов к реформированию экономики, навязанных МВФ и ВБ без учета особенностей национальной экономики и состояния ее развития («шоковая терапия», чековая приватизация государственной собственности, попытки переноса на нашу экономику идеологии неолиберализма, консерватизма, монетаризма и др.); • преобладание в экономических преобразованиях метода «проб и ошибок». Вот далеко не полный перечень причин, повергших экономику Республики Беларусь в 1991--1995 глдах в состояние глубокого и разрушительного кризиса.

О состоянии экономики Республики Беларусь в этот период свидетельствуют экономические индикаторы -- система важнейших показателей, комплексно характеризующая состояние сферы производства, обращения и потребления: ВВП в 1995 году составил 65,2 % от уровня 1995 года; промышленное производство -- 35 %; сельскохозяйственное -- 22,5 %; более чем в два раза сократились объемы капитальных вложений; в 1,6 раза снизились реальные доходы населения.

Потребовалась инициатива и политическая воля первого Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, чтобы объединить все усилия и вывести экономику республики из кризиса, обеспечить

173

выработку идеологии экономического развития республики и методологических основ формирования белорусской социально ориентированной модели рыночной экономики.

С целью вывода страны из кризисного состояния была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила уже в 1995 году несколько уменьшить инфляцию, снизить дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства.

Белорусский экономический уклад доказал свою жизнеспособность. Несмотря на кризисную ситуацию в экономике республики, процесс рыночных преобразований осуществлялся. К концу 1995 года в основном было завершено формирование экономических институтов суверенного государства; создана независимая кредитно-денежная и банковская система; сформированы органы управления, начала формироваться инфраструктура рынка товаров, рабочей силы и капиталов, складывается реальный облик модели экономического развития республики социально ориентированного типа.

Актуальной стала новая задача: создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и некоторому росту. В качестве приоритетов были определены - экспорт, жилье, продовольствие. Это нашло отражение в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996--2000 годы.

С1996 года происходит некоторое замедление экономического спада. Идет оживление во многих отраслях промышленности, внешнеэкономической деятельности; увеличился выпуск продукции сельского хозяйства; сократились темпы инфляции и снижения капитальных вложений.

По сравнению с 1995 годом физический объем ВВП в сопоставимых ценах увеличился на 2,6 %. Впервые за последние шесть лет (1991 --1996 гг.) был получен прирост ВВП. На 3,2 % увеличился выпуск промышленной продукции; на 7,2 % повысилось производство товаров народного потребления, в том числе продовольственных товаров на 4,5 %, непродовольственных -- на 13,5 %.

Наблюдается снижение темпов инфляции, что обусловлено ужесточением денежно-кредитной политики, ограничением денежной и кредитной массы, временной стабилизацией обменного курса национальной валюты и приближением внутренних цен по большинству продуктов к мировым.

В 1996--1999 годах в экономике республики в целом имела место позитивная динамика экономического подъема: рост ВВП, инвестиций в основной капитал; достигнуто снижение потребления топливно-энергетических ресурсов; рост производства товаров народного потребления; увеличение розничного товарооборота; рост внешнеторгового оборота.

Вместе с тем в этот период наряду с позитивными имели место и негативные тенденции. На фоне роста валового внутреннего продукта наблюдаются значительные различия в объемах выпуска продукции отдельных отраслей. Несмотря на статистический рост инвестиций в основной капитал их совокупный объем еще далек от уровня 1990 г. В результате ценовых перекосов и нестабильности валютного рынка в состоянии нестабильности находился и потребительский рынок, наблюдался неорганизованный вывоз товаров первой необходимости из республики, продолжали использоваться бартерные сделки в реальном секторе экономики.

Негативное воздействие на экономику Беларуси оказал финансово-экономический кризис 1998 году в России, который во многом был обусловлен следующими причинами:

* высоким уровнем ориентации внешней торговли республики на неустойчивый рынок России;

* низкой конкурентоспособностью белорусских товаров;

* отсутствием равновесия в финансовой системе, разбалансированностью цен, неустойчивостью обменного курса.

Все это говорит о том, что при вхождении в XXI век ситуация в экономике республики все еще оставалась сложной и противоречивой.

В 2002 году в экономике республики наметились существенные позитивные сдвиги: мы превзошли уровень промышленного производства 1990 года; нарастили свой научно-производственный потенциал; создали основу для устойчивого и динамичного развития экономики на перспективу. Сегодня Беларусь находится на начальном этапе трансформации своего хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику.

Сам переход к такой модели не может быть осуществлен в виде единовременного акта, а предполагает достаточно длительный период. Кроме того, развитие нашей экономики находится в прямой зависимости от проводимой государством экономической политики и механизма ее реализации.

174