§1. Религия в современной Беларуси
В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят утешение и убежище в религии. Наглядное представление об этом дают всплеск интереса к религиозной вере, религиозности, рост религиозного сознания, качественное изменение конфессиональной карты страны.
По состоянию на 1 января 2003 года в Республике Беларусь насчитывалось 2825 религиозных общин, в их числе 1265 — православные и 432 католические. Старообрядческих общин в республике — 33, Христиан веры Евангельской — 492, Евангельских христиан-баптистов — 268, Совет церквей ЕХБ — 29, Греко-католических — 13, Новоапостольских — 20, Иудейских — 27, Исламских — 27, Свидетелей Иеговы
— 26, бахаи — 6, мормонов — 3, кришнаитов — 6, первых христиан — 1. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Общины представляют 26 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, немалое число религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица.
На территории Беларуси имеются 1003 православные церкви, костелов и других культовых помещений - 371. Всего 1986.
В настоящее время строится более 234 новых культовых зданий, в том числе православных — 157, католических — 37, протестантских — 39, многие культовые здания ремонтируются и реставрируются.
В республике со своими уставами действуют 140 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение. Имеются такие религиозные организации как одна православная и две католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища, 19 православных и 8 католических монастырей, 24 протестантские миссионерские организации, 41 религиозный центр и управление (республиканские и областные). Среди них 10 православных и 4 католические епархии. С их учетом численность религиозных организаций достигла 2965.
В религиозных организациях осуществляют свою деятельность 2609 служителя культа, в том числе
— 1154 православных священников и 305 католических ксендзов (177 из них являются иностранными
8. Социальные проблемы Республики Беларусь: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. А.Б. Чещевика - Мн.: ИСПИ, 1999. - 168 с.
гражданами). В 2002 году протестантскими объединениями было приглашено в Республику Беларусь 389 иностранцев, в том числе 23 человека для религиозной деятельности.
Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят, что верующими считают себя около 50% взрослого населения Беларуси. Среди верующих более 80% православных; более 10% католиков; почти 2% протестантов; 0,2% мусульман; 0,2% иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Но точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.
В структуре конфессий в республике основную долю занимают православные (44,7%), католические (15,2%) и протестантские (35,4%) общины; 4,7% — остальные вероисповедания и религиозные течения. Однако удельный вес протестантов в общей массе верующих неизмеримо меньше: в среднем протестантские общины насчитывают от 70 (у адвентистов седьмого дня) до 100 (у баптистов) членов.
За 1988-2002 годы внутри христианской религии прослеживается тенденция увеличения доли протестантских общин (с 29,17 до 35,4%), а также некоторого снижения доли православных (с 51,95 до 44,7%), католических общин (с 15,76% до 15,2%).
Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связаны с политикой и идеологией государства.
Религиозная жизнь как составная часть общественной жизни, с одной стороны, является совокупностью универсальных, общебелорусских, а с другой стороны, — специфических региональных оценок и особенностей. Поэтому общегосударственные и региональные компоненты в одних случаях, взаимодействуя между собой, формируют систему гармоничного взаимообогащающего существования, а в других — вступают в противоречие, приводят к отчуждению и разграничению в религиозной среде.
Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; выделяется религиозная многовариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений.
Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы, религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики, фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, имевший место в первой половине 90-х годов.
Заметное возрастание числа новых религиозных организаций, главным образом, связано с реальным соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий, а также с возможностью верующих граждан открыто, никого не боясь, легализовать свои религиозные убеждения. Но говорить о значительном увеличении религиозности населения оснований нет.
Тот факт, что в нашей стране (по данным белорусских социологов) около половины жителей считают себя верующими, казалось бы, свидетельствует об очень высоком уровне религиозности. Однако, как показывают ответы респондентов на другие вопросы, в мировоззрении жителей Республики Беларусь религия по-прежнему не является общезначимой ценностью. Всплеск внимания и интереса к религии в пореформенной Беларуси был до известной степени обусловлен существовавшим прежде негласным запретом на все, что связано с религиозной жизнью. Можно, видимо, говорить и о своего рода "моде на религию" в условиях разрушения прежней системы ценностей.
Заметим, что сегодня дать точные оценки числа приверженцев конкретной религии невозможно. Однако, учитывая особенности религиозных доктрин, специфику деятельности религиозных объединений разных номинаций в современной Беларуси, а также основываясь на результатах исследований в области религиозной деятельности, можно с большой степенью вероятности предположить, что приведенные данные эквивалентны числу последователей той или иной религии.
Закономерность процессов, определяющих состояние религиозности в обществе, еще только предстоит выявить. Пока же ясно одно — человек имеет право на свободный выбор вероисповедания, системы убеждений. И общество не вправе вмешиваться в духовный мир личности. Ограничение вмешательства общества заканчивается тогда, когда личность, сообразуясь с собственными религиозными убеждениями, начинает вести антиобщественную деятельность.
Прогноз возможного развития религиозности в современном обществе таков, что в ближайшие десятилетия религиозность населения должна стабилизироваться — число верующих будет составлять около 50%. О правомерности такого прогноза свидетельствует опыт многих стран, который показывает, что приобщение людей к любому мировоззрению — процесс сложный и искусственно его осуществить нельзя. Это подтверждает и процесс христианизации Руси, когда освоение христианства растянулось с Х по XVI в. Вместе с тем массированное воздействие атеизма на все слои общества в течение 70 лет не привело к ликвидации религии.
Вопросы личной веры или неверия будут решаться спокойно, взвешенно, естественным путем. Люди будут уделять внимание подлинной духовности, а не сводить свой религиозный интерес исключительно к внешним формам (ношение крестиков, посещение богослужений и т.д.).
Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей. Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений. Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с некоторой конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа и группы верующих в обстановке демократии и гласности воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы. Здесь прослеживается переплетение религиозных и национальных моментов, выливающееся в отдельных случаях в антиобщественные проявления. Отсюда нагнетание требований клерикализации общественной, культурной жизни, воспитания, быта, втягивание верующих в межконфессиональные распри. Религиозная
идеология взята на вооружение рядом общественно-политических партий и движений. В результате их действия часто находили отражение в нормотворческих замыслах и проектах.
Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых религиозных организаций, формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой тяжелейшими социальными последствиями.
В целом в области межрелигиозных отношений в Республике Беларусь имеет место действие двух процессов, противоположным образом влияющих на развитие религиозной терпимости. Укреплению демократических представлений о свободе совести противостоит антидемократическая и изоляционистская (в рамках "своей" религии) тенденция. А ряд так называемых новых религиозных движений, преимущественно тоталитарной направленности, воспользовавшись либерализацией религиозной жизни белорусов, объективно содействует развитию нетерпимости в обществе. Трудно в настоящее время говорить о последствиях деятельности в Беларуси этих религиозных организаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этноконфессиональный баланс.
Для последних лет характерен, в первую очередь, бурный рост количества религиозных организаций, но в то же время и серьезные изменения в их организационной структуре, а также определенные новые тенденции в распределении сфер влияния между конфессиями. Популярность и степень воздействия на сознание и поведение людей зависят от экономической мощи религиозной организации и от авторитета политической силы, избранной в союзники. На фоне этих проблем заметно возрастает конкуренция между различными вероучениями.
Борьба всех религиозных организаций за влияние на умы верующих проходит в специфических условиях постсоветского общества, для которого характерен низкий уровень религиозной культуры, то есть уровень знания и исполнения обрядов институционально оформленных конфессий. Можно выделить два направления, по которым проходит конкурентная борьба: первое — организации традиционных для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; второе — традиционные религии объединенно выступают против повышения влияния "новых религий".
О состоянии конкуренции между традиционными религиями можно сказать следующее. Опыт совместного сосуществования на территории поликонфессионального и многонационального государства делает в настоящее время невозможным открытое противостояние между руководителями религиозных организаций православия, католицизма, ислама, иудаизма, но это не означает, что отдельные религиозные общины или религиозные деятели никогда не применяют агрессивных методов для реализации своих интересов. В целом такие действия находят осуждение со стороны верующих и иерархов. Поэтому можно говорить о мирном сосуществовании религиозных организаций, традиционных для Беларуси. Все эти религиозные общины и организации находят силы и желание вести мирный диалог между собой и по вопросам вероучений и по проблемам реальной экономической, политической и культурной деятельности. Но эффективного диалога с "новыми религиями" пока не получается.
Все представители традиционных для Беларуси вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению к деятельности миссий западных вероучений протестантского толка и миссий организаций нетрадиционных культов. Именно традиционные религиозные организации поддерживают общественные
объединения, которые противостоят "тоталитарным сектам", поскольку государство занимает позицию невмешательства. Православные общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений организаций. Проблема восстановления морального и психического здоровья тем более остра, что жертвами сект становятся молодые люди. Тенденция "помолодения" религиозности в целом характерна для нашей страны. Социологи отмечают резкий всплеск интереса к вопросам религии среди поколения, родившегося после 1980 года. Это можно объяснить тем, что юность данного поколения пришлась на годы "дикого рынка", поставившего молодого человека перед решением сложных моральных проблем и не давшего хотя бы предположительных ответов в рамках светской морали.
Республика Беларусь несмотря на значительную религиозность является в значительной степени секуляризированной страной. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии, так как социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных объединений. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои: нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел I.
- Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности
- § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь -правовая основа идеологии белорусского государства
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Раздел II.
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Глава 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства
- § 1. Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом -Национальным собранием Республики Беларусь.
- § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- Глава 12. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- § 1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства Под " конфессиональной политикой" понимается:
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики.
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики