§2. Идеология экономической политики Правительства
Важнейшая функция Правительства - целенаправленное воздействие на экономику. Ее государственное регулирование предполагает организационно-практическую деятельность Совета Министров Республики Беларусь и подчиненных ему органов исполнительной власти по достижению реальных задач и целей, а также методов их достижения при наименьших затратах финансовых средств, трудовых и материальных ресурсов.
В конце 80-х - начале 90-х годов при внедрении так называемых «новых условий хозяйствования» проводилась политика ликвидации государственного регулирования объектов производственной и социальной инфраструктуры. Наивная вера в саморегулируемую роль рынка уводила от необходимости совершенствования производственных отношений, приводила не к сокращению и развитию, а к разрушению довольно развитых производительных сил.
Опыт зарубежных стран, в том числе позднеиндустриальных государств Восточной и Юго-восточной Азии показывает, что стержнем их развития стала сильная направляющая роль государства, опирающегося на сочетание различных форм собственности - частной, смешанной и государственной.
Нынешняя хозяйственная политика должна базироваться на трех принципах -народнохозяйственном планировании, рыночном саморегулировании и политической демократии. Только
Большое значение для осуществления государственного регулирования экономики имело принятое 26 июля 2002 г. Постановление Совета Министров № 1003, которое направлено на
умелое сочетание этих элементов и дает оптимальное направление развитию экономики Республики Беларусь.
Комплексный подход к проблеме государственного регулирования включает в себя единство отдельных принципов, подсистем, элементов и т.п. Среди других выделим принцип единства экономики и политики. Политика, являясь системой взглядов и интересов конкретных общностей людей, выражает их отношения между собой и к государству. Поэтому политика и ее составляющая - идеология -выступает как инструмент, обеспечивающий реализацию этих взглядов и интересов. А так как экономические интересы являются определяющими по сравнению с другими, политика и есть концентрированное выражение экономики, задающая основные направления ее функционирования.
Важнейшей заботой Правительства является целевая функция, которая предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Так, Совет Министров в марте 2000 года одобрил Концепцию развития народного хозяйства страны на 2001 - 2015 годы. В ней выделены следующие этапы и задачи каждого из них: в 2001 - 2005 годах должна быть решена задача достижения нашей экономикой по основным параметрам уровня 1990 года; на этапе 2006 - 201 0 годы предусматривается завершить формирование условий для более быстрого экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа; в период 2011 - 2015 годы намечено заложить основы постиндустриального общества, обеспечить формирование нового технологического базиса производства, переход к конкурентоспособной, ресурсосберегающей модели экономики (Стабилизация экономики - важнейшая задача Правительства, дело всего народа// Организация и управление. 2000. № 2. С.7 - 26).
Подобная практика характерна для деятельности Правительства и в последующие годы. Только в 2002 году, например, Совет Министров утвердил программы финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики; развития стекольной промышленности на период до 2010 г.; развития унитарного предприятия «Производственное объединение «Беларуськалий» на 2002 - 2010 годы» и другие.
Совет Министров ежегодно рассматривает итоги работы народного хозяйства и определяет основные прогнозные показатели на очередной период. Так, Постановлением от 23 января 2002 года № 81 утверждены мероприятия по обеспечению выполнения важнейших параметров и повышенных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2002 год. Ими предусмотрены разработка документов, определяющих социально-экономическое развитие государства, повышение эффективности функционирования государственной собственности, вопросы разгосударствления и приватизации, инновационной и внешнеэкономической деятельности, ценовой политики и т.п. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Официальное издание. 2002. № 13. С. 13. Далее- Национальный реестр ...).
При Совете Министров действуют: Экспертный Совет по экономическому развитию, Национальная комиссия по устойчивому развитию, Комиссия по координации деятельности различных видов транспорта, межведомственная комиссия по организации общественного питания, Межведомственная комиссия по вопросам качества питания, Межведомственная комиссия по проблемам использования лома и отходов цветных металлов и другие структуры, которые на общественных началах оказывают помощь Правительству в анализе сложившейся ситуации и подготовке предложений по совершенствованию в республике социально-экономических отношений.
усиление зависимости оплаты труда руководителей от результатов финансово -хозяйственной деятельности организаций.
Установлено, что коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации, независимо от формы собственности, и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 3,5. Для руководителей стабильно работающих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, имеющих высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли, указанный коэффициент может быть установлен в размере до 4,5. Определено также, что коэффициент свыше 3,5 и 4,5 устанавливается по согласованию с Советом Министров (Национальный реестр ... 2002. № 87. С. 39-41).
В целях повышения роли министерств, госкомитетов и концернов в управлении государственной собственностью Правительство вносило изменения в положения и уставы этих органов исполнительной власти. Например, Постановлением от 24 апреля 2000 года № 568 внесен ряд дополнений в Устав Белорусского государственного концерна по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции. Им предусмотрено, что концерн «реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности, в том числе акциями (долями) государства в капитале акционерных обществ и иных организаций»; «согласовывает в установленном порядке о тчуждение организациями, входящими в состав концерна, основного технологического оборудования, автотранспортных средств общего пользования, речного транспорта и залог основного технологического оборудования»; «назначает представителей государства в органы управления акционерных обществ и иных организаций, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь и в отношении которых осуществляется владельческий надзор»; «вносит в уполномоченные органы управления предложения об изъятии у организаций, входящих в их состав, неиспользуемых или неэффективно используемых имущества и технической документации».
Регулируя макроэкономические процессы на республиканском уровне, Совет Министров в то же время проводил линию на повышение роли министерств и других органов власти и управления. Так, Министерству жилищно -коммунального хозяйства по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством здравоохранения
поручалось образовать Координационный совет по реализации Государственной программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода», утвержденный Правительством в январе 2002 г.
(Национальный реестр . 2002. № 88. С. 41).
Подобные разрешения давались министерствам здравоохранения, образования, обороны, финансов и другим органам государственной власти и управления.
Меры, осуществленные Президентом и Правительством, местными органами исполнительной власти по государственному регулированию экономики способствовали усилению управляемости реальным сектором. Этому способствовала также интеграция с Россией, владеющей огромными запасами нефти, газа, металла и другой продукции, столь необходимой Республике Беларусь. Во многом благодаря снятию таможенных барьеров с Россией белорусская продукция стала конкурентоспособной на емком российском рынке. Стабильные поставки энергоносителей, единый топливно-энергетический баланс позволили белорусским энергетикам обеспечивать народное хозяйство и коммунальный сектор теплом и электроэнергией. А химикам и нефтепереработчикам - наращивать производство и увеличивать экспорт.
Динамично развивалась основа нашей индустрии - машиностроение. За последние годы разработаны и поставлены на конвейер десятки новых моделей и модификаций тракторов «Беларусь», сельскохозяйственных машин, автомобилей, станков, дизельных двигателей. Создана новая отрасль -автобусостроение. Развивается радиоэлектронная промышленность, которая производит современные качественные телевизоры, микросхемы и другую продукцию, пользующуюся спросом на мировом рынке.
Вступили в строй крупнейшие в Европе Костюковичский цементный завод, завод полированного стекла в объединении «Гомельстекло», новые мощности на Могилевском заводе искусственного волокна, Гродненском производственном объединении «Азот», Барановичской обувной фабрике, Брестском электроламповом заводе, многих других предприятиях. Руководители и специалисты промышленности осваивают маркетинг, учатся модернизировать основные фонды, внедрять новые технологии, систему управления качеством по международным стандартам. В начале 2000 года Беларусь в масштабе территории бывшего СССР производила около 95 % микросхем, 64 - тракторов, 60 - тяжелых грузовиков, 25 - минеральных удобрений, 54 - химических волокон и нитей, 35 - холодильников и морозильников, 1 6 - животного масла, 1 4 - мяса, 39 % телевизоров. Как отмечал А.Г. Лукашенко в Послании к белорусскому народу и Парламенту в апреле 2003 года, рост валового внутреннего продукта в 2002 году составил 104,7 % по сравнению с 2001 годом, что является показателем динамичного развития нашей экономики.
Конечно, необходимо улучшать положение дел в реальном секторе экономики. Недостаточны инвестиции в основной капитал, высоки темпы инфляции, не решена проблема сокращения бартерных операций, немало убыточных предприятий. Одна из разрушительных ошибок периода «перестройки» и структурных реорганизаций состояла в ликвидации механизма централизованного распределения материальных ресурсов без предварительного создания адекватного инструмента рыночного распределения. В результате производство оказалось оторванным от поставщиков и потребителей, что стало источником крупных народнохозяйственных диспропорций.
Важнейший резерв экономического роста - усиление государственного влияния на реальный сектор. Это вовсе не значит, что государство должно быть авторитарным. Более тесное согласование эффективных направлений экономической политики с национальными традициями и созданным потенциалом позволит Республике Беларусь претворять эту политику демократическим путем.
В экономической сфере Республики Беларусь осуществляются серьезные структурные преобразования. Сейчас в Беларуси значительная часть субъектов хозяйствования приватизирована. Появились акционерные общества, фермерские хозяйства. Снижается доля государства в торговле и бытовом обслуживании населения. В частных руках находится около половины жилищного фонда. Активно идет демонополизация снабженческих структур. Хорошо зарекомендовали себя многие малые предприятия, развивается средний и мелкий бизнес. На начало 2003 года в стране было зарегистрировано 189 тыс. индивидуальных предпринимателей. С 1991 года преобразовано 3 тыс. 672 объекта государственной собственности. В 2003 году намечено реф ормировать еще более 3 00 предприятий и организаций республиканского и местного уровня (Бибиков В. У акцентов свои проценты// Сов. Белоруссия. 2003. 1 июля. С. 2). В негосударственном секторе работают около 40 % всех занятых в экономике, на него приходится 60 % общего объема производства и примерно 20 % налоговых поступлений (Бибиков В. Бизнес по-честному// Сов. Белоруссия. 2003. - 12 июля. С. 2).
В целях развития инфраструктуры негосударственного сектора Совет Министров утвердил Положение об инкубаторах малого предпринимательства. Оно определяет правовые и экономические основы функционирования инкубаторов, их организационную структуру, задачи, права, статус, ответственность (Правит. архив: Ф. 7, д. 19-1. Т. 1. - Л. 9-14).
В соответствии со статьей 8 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» Правительство приняло Постановление «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь». Им установлено, в частности, что центром поддержки предпринимательства является юридическое лицо, создаваемое на основе любых форм собственности в целях обеспечения эко номичес кой и о рганизацио нно й по ддержки малого предпринимательства.
Совет Министров рекомендовал местным органам исполнительной власти выделять в безвозмездное пользование или на льготных условиях по арендной плате и коммунальным платежам помещения и офисное оборудование для размещения центров поддержки предпринимательства (Правит. архив: Ф. 7, д. 19 - 1. НДП. Т. 2. - Л. 88 - 92).
Работа по реализации принятых правительственных решений позволила к началу 2003 года создать в республике 49 центров поддержки предпринимательства, 8 инкубаторов малого предпринимательства и 3 технологических парка.
Как и в предыдущий период, Совет Министров в 2002 году принял Программу государственной поддержки малого предпринимательства (от 15 апреля № 487/5), а 1 1 июня того же года утвердил Концепцию государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002 - 2005 годы (Национальный реестр ... 2002. № 68. С. 18).
В Беларуси зарегистрировано более 2700 предприятий с иностранным капиталом, постоянно создаются более благоприятные условия для их функционирования. Например, Постановлением от 26 августа 2002 г года № 11 46 Совет Министров утвердил перечень особо важной для республики продукции, при производстве которой коммерческие организации с иностранными инвестициями применяют на с ро к до тре х ле т с тавки нало га на прибыль, уме ньше нные на 50 %. В перечень такой продукции включены: рыба, свекла сахарная, продукты переработки овощей и фруктов, фармацевтическая продукция и медицинская мебель, ряд строительных материалов, машин и механизмов для перерабатывающих отраслей сельского хозяйства (Национальный реестр ... 2002. 4 сент. С. 13 - 14).
Мировая практика свидетельствует, если прежняя модель экономики была рассчитана на масштабность производства, то нынешняя ориентирована на сочетание разнообразных гибких и динамичных форм производства: крупных, средних, мелких и мельчайших.
Еще одно, достаточно серьезное преимущество малого бизнеса - создание новых рабочих мест. В США, к примеру, на долю этой сферы приходится свыше 90 % вновь создаваемых рабочих мест. В одном из документов американского конгресса прямо сказано, что «малый бизнес - единственный сектор экономики, способный решать проблему безработицы... Малый бизнес создает подавляющее большинство новых рабочих мест для трудовых ресурсов страны» (Олехнович Г.И. Малый бизнес и современность: проблемы и перспектива // Предпринимательство в Белоруссии, 1998. № 4 - 5. С. 19).
Республика Беларусь по этим показателям значительно отстает от экономически развитых стран мира. Если в западных государствах на тысячу человек населения приходится 25 и более малых предприятий, в России - 7, то в Беларуси - чуть более двух. В связи с этим представляется целесообразным,
чтобы под руководством Министерства экономики с участием заинтересованных министерств и местных органов исполнительной власти, Белорусской конфедерации предпринимателей разработать концепцию и программу практической деятельности по развитию негосударственного сектора экономики. Это настолько важно в политическом, экономическом, социальном отношении, что после обсуждения и одобрения Правительством такие концепция и программа действий могут быть представлены на утверждение Президенту нашего государства.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел I.
- Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности
- § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь -правовая основа идеологии белорусского государства
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Раздел II.
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Глава 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства
- § 1. Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом -Национальным собранием Республики Беларусь.
- § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- Глава 12. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- § 1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства Под " конфессиональной политикой" понимается:
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики.
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики