§ 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Фактически же материальную помощь в республике получают свыше 40% семей с детьми, причем независимо от доходов родителей. В результате до действительно нуждающихся доходит не более 20% выделенных государством средств. Между тем международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.
Смысл эффективной адресной социальной защиты и состоит именно в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики должна стать ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень - помощь должна быть приближена к потребителю. Важно полностью перейти от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:
- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;
- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.
Право на адресную персонифицированную социальную помощь граждане Республики Беларусь уже получили с января 2001 года, однако пока ею воспользовалась лишь незначительная часть населения (менее 3% граждан республики). К сожалению, система адресной социальной помощи оказалась недостаточно эффективной: слишком запутанная и сложная процедура сбора документов, жесткая привязанность к определенным категориям нуждающихся, слабая информированность населения. Ныне разработана стратегия «пилотного» проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Она должна быть грамотной, четкой, хорошо продуманной,
дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи как первоосновы всей системы здравоохранения, сохранение доступной, гарантированной по объему и качеству специализированной медицинской помощи;
сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования, постепенный переход к медицинскому страхованию;
формирование рынка медицинских услуг, расширение системы платных услуг;
укрепление материально-технической базы отрасли, дальнейшее совершенствование системы
оплаты труда медицинских работников;
усиление профилактической направленности, формирование здорового образа жизни; совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинской техники.
персонифицированной и эффективной - такова задача. И основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.
Для этого в стране создается четкая система государственных социальных стандартов. «Люди должны почувствовать, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает таких граждан», -такое требование выдвинул Президент Республики Беларусь.
Единые нормативы социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить социальные гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно в жизненно важных сферах исходя из экономических возможностей. Эти стандарты касаются уровня медицинских, бытовых, жилищно -коммунальных услуг (например, минимальная температура в жилых помещениях), обеспеченности общественным транспортом, социально-бытовой инфраструктурой в населенных пунктах (наличие торговых точек), организационно-технических условий образовательного процесса (в частности, обеспеченность местами в дошкольных и школьных учреждениях, нормативы денежных средств на содержание в них детей) и
другое.
Следует отметить, что работа в этом направлении началась еще в 1999 году, когда был принят Закон «О государственных минимальных стандартах». Этим законом определено, что в систему государственных минимальных стандартов включаются стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального и социального обслуживания. Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены: Трудовым и Жилищным Кодексами Республики Беларусь, законами «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении», «Об образовании в Республике Беларусь» и другими нормативно-правовыми документами.
Правительство в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь приняло распоряжение «О выработке и внедрении в республике социального стандарта по улучшению качества и доступности услуг населению».
Исключительное внимание следует уделить жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Президент поставил задачу осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов повсеместно по всей стране, с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался. Стандарты должны выполняться беспрекословно.
При разработке новых стандартов необходимо взять все лучшее от системы обслуживания населения, которая действовала в доперестроечные времена и доказала свою результативность, усовершенствовать ее отдельные элементы в соответствии с современными требованиями. Сегодня социальное обслуживание населения должно отражать не минимальный, а средний уровень и осуществляться бесплатно. С другой стороны, необходимо определить и конкретный перечень платных услуг, но при невысоких и жестко контролируемых ценах и тарифах.
Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Решение этих задач осуществляется, прежде всего, посредством действия ряда законодательных и нормативных документов. В сфере социальной защиты это: Основные направления государственной семейной политики; Кодекс Республики Беларусь о браке и семье; Законы Республики Беларусь «О государственных
пособиях семьям, воспитывающим детей»; «О социальном обслуживании»; Президентская программа «Дети Беларуси» и др. Законодательство Республики Беларусь определяет, что период, в течение которого семья нуждается в государственной поддержке при воспитании и содержании детей, продолжается до 18 лет.
Реализуя Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», государство проводит целенаправленную политику по материальной поддержке семей. Системой пособий, выплачиваемых в соответствии с данным законом, охвачены свыше 700 тысяч детей, что составляет почти 40% от их общего количества. При этом пособия на детей в возрасте до 3 лет выплачиваются всем семьям безотносительно их материального положения, а на детей старше этого возраста пособия выплачиваются адресно, с учетом совокупного дохода.
В системе материальной помощи семьям с детьми государство также использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.
Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.
Актуальная социально значимая проблема - реформирование системы льгот. Наша республика ежегодно расходует на социальные выплаты примерно 14% валового внутреннего продукта, значительная часть которого тратится на выплату пособий малообеспеченным гражданам, а также на покрытие льгот, привилегий.
Одной из самых сложных задач является упорядочение системы льгот и привилегий. Сейчас их насчитывается свыше 200 видов, а получателей льгот и привилегий в республике - свыше 6 млн человек.
Хорошо известно, что действующая система социальных гарантий, льгот и привилегий досталась нам в наследство от прошлого, и они не отражают реалий сегодняшнего дня.
Различные виды пособий, компенсаций, выплат (включая льготные услуги) имеет более половины населения республики, в результате реальные средние размеры социальных выплат оказываются очень невысокими, и получают их как нуждающиеся, так и вполне обеспеченные граждане. Для последних выплаты практически не играют никакой роли в семейных бюджетах, а для действительно нуждающихся они малы и не гарантируют необходимой социальной защиты.
Отсюда проистекает важнейшая проблема в системе социальной защиты - безадресность социальных пособий и льгот. Другая же сторона проблемы состоит в том, что в обществе все шире проявляются тенденции социального иждивенчества.
Вот почему в этом вопросе необходимы серьезные, радикальные изменения. Льготы и привилегии должны быть только прозрачными, хорошо аргументированными и всем понятными - лишь тогда общество будет считать их справедливыми. Недопустимо, чтобы каждый второй в республике был льготником - такого нет ни в одной стране мира. Только персонифицированный подход и гласность в распределении льгот и привилегий будут понятны и приняты обществом.
Упорядочение льгот нужно перевести в систему социального страхования: речь идет о льготах на лекарства, оздоровлении, страховании от несчастных случаев. Вторую часть льгот следует заменить адресной социальной помощью, которая должна предоставляться нуждающимся гражданам на основании фактических, а не мнимых среднедушевых доходов. Возможна отмена целого ряда льгот и замена их денежными компенсациями.
В то же время в Беларуси в рамках Соглашения Государств-участников СНГ продолжает действовать система льгот и гарантий инвалидам и участникам войны, семьям погибших военнослужащих. Эти льготы, безусловно, будут сохранены. В то же время важно подчеркнуть, что реформирование системы льгот должно осуществляться поэтапно, с учетом социальных последствий принимаемых решений.
В нынешнем столетии система пенсионного обеспечения в республике должна претерпеть серьезные изменения. Реформирование пенсионной системы вызвано необходимостью адаптации к новым экономическим, социальным и демографическим реалиям нашей жизни. Большинство наших граждан высказывается за реформирование пенсионной системы, которая является важнейшей составной частью всей системы социальной защиты.
В Беларуси усиливается процесс старения населения, в результате чего складывается неблагоприятное соотношение экономически активного населения и пенсионеров. К сожалению, и в будущем эта тенденция сохранится. Известно, что финансирование пенсионных систем любой страны, независимо от уровня экономического развития, осуществляется за счет трудоспособных граждан. Между тем нынешнее законодательство закрепило более 20 оснований для назначения досрочных пенсий, на пять-десять лет раньше достижения пенсионного возраста. Хотя он у нас и без того значительно ниже - в среднем на 5-7 лет -подавляющего большинства стран.
Проблема реформирования пенсионной системы исключительно актуальна, ибо касается она каждого гражданина республики, независимо от его социального статуса и возраста. От того, как будет реформироваться пенсионная система, по каким основополагающим принципам - таков будет уровень социальных гарантий и материальной обеспеченности каждого человека в нетрудоспособном возрасте.
Новая модель пенсионной системы будет многоуровневой, включающей три составляющих: всеобщую, трудовую и добровольную пенсии.
Первая - гарантированная государственная пенсия, предоставляемая каждому нетрудоспособному, и поэтому она может рассматриваться как социальная пенсия или как базовая, которую дополняют другие виды.
Вторая - трудовая (страховая) пенсия, величина которой напрямую зависит от страхового стажа и объема уплаченных в пенсионную систему страховых взносов. Именно трудовая пенсия ориентирована на личную ответственность работающих и получение в будущем достойной пенсии.
Третья - дополнительная индивидуальная пенсия, которая будет формироваться на накопительных принципах и позволит значительно увеличить размер будущих пенсий.
Очень важно, что величина будущей пенсии ставится в зависимость от продолжительности и величины уплаты страховых, а также накопительных пенсионных взносов, тем самым стимулируется «зарабатывание» достойной трудовой пенсии в будущем.
Необходимым условием перехода республики к новой пенсионной системе является создание Национальной информационной системы социальной защиты, основой которой станет индивидуальный персонифицированный учет и единая база данных по уплаченным пенсионным взносам, а также вся информация, необходимая для назначения и начисления пенсий и пособий.
В результате реформ будет создана гибкая и эффективно работающая пенсионная система, во-первых, устойчивая в финансовом отношении, а во-вторых, более справедливая, не порождающая уравнительности и иждивенчества.
Строительство жилья является наиболее значимой отраслью народного хозяйства, т.к. обеспечивает одну из важнейших материальных потребностей каждого человека. По своей социальной роли жильё можно сравнить с продовольствием.
- Раздел I.
- Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности
- § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь -правовая основа идеологии белорусского государства
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Раздел II.
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Глава 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства
- § 1. Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом -Национальным собранием Республики Беларусь.
- § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- Глава 12. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- § 1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства Под " конфессиональной политикой" понимается:
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики.
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики