logo
Идеология

§ 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»

Понятие национальной идеологии включает в себя систему взглядов, основанную на принципах общности нации и приоритета ее интересов в различных сферах общественной жизни. Оценивая это понятие, необходимо «погружать» его в конкретно-исторический контекст. При определенных условиях, международных и внутренних, оно может способствовать консолидации нации в отстаивании ею своего самостоятельного экономического и политического развития, суверенитета и государственной независимости. Рост национального самосознания в нашей и других национальных республиках привел в последние годы к возрождению национальной идеологии, национальной культуры, языка, традиций, символики. Основной функцией идеологии, понимаемой в таком контексте, с учетом национальных традиций и новаций реформируемого общества, должно быть достижение согласия, ценностного консенсуса общества по проблемам обеспечения коренных интересов граждан. Поскольку же идеология белорусского государства может быть понята как выражение системы ценностей и идей пришедших к власти политических сил, правомерно использовать термин «идеология белорусской государственности». Идеология государственности, таким образом, достаточно стабильное образование, нацеленное на долговременную перспективу, учитывающее национальные интересы и нормы общества, в котором важнейшим фактором достижения социального прогресса, наряду с гражданским обществом, является государство. Поэтому для трансформирующегося общества, которым сегодня является Беларусь, чрезвычайно важно изучение и обоснование системы идеологических ценностей, выяснение через систему социологических исследований личностного восприятия респондентами модели государственного устройства, функционирующей в республике, определить контуры оптимальной ее модели, систему экономических и политических ценностей

выбор средств ее реализации, организует усилия заинтересованных людей в осуществлении политики, т.е. идеология выполняет такие социальные функции, как мировоззренческо-ориентирующую, нормативно-регулятивную, мобилизиру-ющую, познавательную, коммуникативную, воспитательную, аксиологи-ческую, мотивационную, социально-преобразовательную, прогностическую, интеграционную и др.

Осуществляя мобилизующую и интеграционную функции, идеология объединяет людей в социальное целое. Идеология несет в себе критическую функцию. Она обладает критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров. Когнитивная функция идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно содержит в себе знания об обществе, реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

В нормативной функции фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться.

Идеология не только наделяет действие смыслом, придает ему социальную значимость, но выполняет и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

193

и приоритетов, которые бы могли стать фундаментом в формировании белорусской государственности и национальной идеологии.

В то же время, следует иметь в виду, что в своих крайних формах национальная идеология смыкается с национализмом, сепаратизмом и экстремизмом, служит обоснованием для стремления некоторых националистических элементов и групп к политическому лидерству и захвату государственной власти, приводит к пренебрежительному отношению к интересам других наций и национальных групп, к высокомерию, демонстрации личного превосходства, стремлению подчинить государственные интересы локальным.

Несмотря на то, что в нашем трансформирующемся обществе пока еще не сформирована целостная система политических ценностей, ориентированная на различных представителей общества, результаты Референдума по новой редакции Конституции, а также результаты проведенных социологических опросов позволяют предполагать, что конституционные нормы общественной жизни восприняты населением и должны составлять базисные принципы формирования государственной идеологии. Так, гуманитарная элита республики, выступившая в качестве эксперта в социологическом исследовании, проведенном Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь по анкете «Государственное устройство и политические ценности» (66,4% - кандидаты и 7,5% доктора наук, среди которых преподаватели, старшие преподаватели, доценты, заведующие кафедрами составляют 67,1%; 4,1% -директора институтов, ректоры высших учебных заведений, деканы; 13% - старшие ведущие сотрудники, заведующие отделами; 6,2% - аспиранты) считает наиболее значимыми событиями для будущего республики и фундаментальными ценностями, которые имеют стратегическое значение в формировании белорусской государственности, провозглашение независимости Беларуси, введение института президенства, создание Союза Беларуси и России, равный статус белорусского и русского языков. В противоположность пока еще бытующему в общественном сознании некоторых зарубежных исследователей мнению о Беларуси, как об «оплоте социализма», опрос экспертов показал, что становление белорусской государственности обусловлено укреплением законности и правопорядка (100%), активной борьбой с преступностью (96,6%), соблюдением гарантий прав и свобод граждан (94,5%), развитием многообразия форм собственности (93,1%), конкуренцией (89,7%), плюрализмом мнений (93,1%) и многопартийностью (93,1%). Эксперты не видят будущего за такими социалистическими ценностями, как монополизм государственных форм собственности (47,9%), восстановление военно-промышленного комплекса (63%), управление государством камандно-административными методами (79,4%), коммунистическая идеология (56,2%). Частный сектор, по мнению экспертов, должен формироваться за счет личных капиталовложений (49,3%), кредитов (46,6%), инвестиций (44,5%). В сельском хозяйстве частный сектор должен составлять не менее двадцати пяти процентов (26,7%), можно довести его до пятидесяти процентов (17,8% экспертов).

Таким образом, верховенство закона, плюрализм мнений, многопартийность, многообразие форм собственности, как определяющие ценности в формировании мировоззренческих приоритетов граждан Беларуси, а также высокая активность по участию в Референдуме 14 мая 1995 года (приняло участие 64,7%) и высокая избирательная активность населения республики в ходе парламентских 2000 года (61 %) и президентских 2001 года (83,86%) выборов, дают основание утверждать о формировании в общественном сознании парадигмы демократических ценностей, политической зрелости и высоком уровне правосознания белорусских граждан.

С точки зрения методологического анализа мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, она представляет собой составную часть и специфическую междисциплинарную область

194