§4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
Президент и Правительство, местные органы исполнительной власти уделяют пристальное внимание укреплению интеллектуальной основы общества - социальной сферы. Без развития всех компонентов этой сферы - образования, науки, культуры, здравоохранения - у страны нет будущего. Не случайно более половины бюджетных средств республики используется в социальной сфере.
В демографической структуре Беларуси почти треть населения составляют дети. Поэтому одна из ключевых задач исполнительной власти - создание благоприятных условий для подрастающего поколения, социальная защита и охрана материнства и детства. Для этого в республике реализуются программы: «Женщины Беларуси», «Развитие индустрии детского питания», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети - сироты».
Крупнейшим торгово-экономическим партнером Беларуси является г. Москва. Тесные деловые связи установлены между Беларусью и Санкт - Петербургом, Московской, Тульской, Новосибирской, Липецкой и другими областями. Сейчас около 70 субъектов Российской Федерации имеют с республикой договорные отношения о сотрудничестве.
Один из основных белорусских рынков находится в Украине. Отдавая приоритет отношениям со странами СНГ, Правительство Беларуси исходит из необходимости соблюдения принципа многовекторности. Активно развиваются контакты с Латвией, Литвой, Польшей, со многими странами Запада, Азии, Африки и Латинской Америки.
Вместе с тем, для белорусских предприятий имеется потенциальная возможность существенно увеличить освоение зарубежных рынков. Например, закупки машин, оборудования и транспортных средств в России ежегодно составляют более 15 млрд долларов США. На долю Республики Беларусь в поставках этой группы продукции приходится то лько 6 %, что по зво ляе т уве личить экспорт сельскохозяйственной техники для уборки и сенокошения, тракторов, автобусов и трамваев. Ежегодно Россия ввозит продовольственных товаров на сумму более 10 млрд долларов. Для увеличения экспорта белорусских товаров целесообразно проанализировать действующие в республике нормативно-правовые акты, регулирующие экспорт продовольствия и использование валютной выручки, создать заинтересованность экспортеров в наращивании объемов экспорта, решить вопросы упаковки продуктов. Резервом увеличения поставок продовольственных товаров на российский и западные рынки могут быть переработанные дары леса (ягоды, грибы и т.д.). Разумеется, потребуется соответствующая работа республиканских и местных органов исполнительной власти, потребительской кооперации.
Для упрочения позиций Беларуси на зарубежных рынках следует всемерно развивать электронную торговлю через Интернет. Белорусские экспортеры должны владеть такими механизмами, которые позволят им в сотни раз сократить затраты времени на поиск деловых партнеров, банковские и другие процедуры. Настало время создать в Интернете единый национальный портал по внешнеэкономической деятельности, используя международные стандарты.
Сравнительно невеликие расходы на реализацию высказанных предложений быстро окупятся. А главное - внешнеэкономическое сотрудничество с зарубежными странами в наибольшей степени обращено к людям, к реальным результатам их труда и благополучия. А это, как мы уже отмечали, важнейший аспект деятельности Правительства по формированию идеологии государства.
Все в большей мере становится одним из факторов ускорения социального и технического прогресса дальнейшее развитие образования, которое выполняет экономическую, социальную и идеологическую функции. К примеру, идеологическая функция образования определяется воспитанием политически образованного, сознательного гражданина. Вся система образования способствует превращению знаний в убеждения, выработке активной жизненной позиции, является мощным средством формирования политической культуры и становления гражданского общества.
Указанные функции могут быть наиболее полно реализованы при осуществлении всеобщего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Правительство Республики Беларусь обеспечивает конституционное право граждан на доступное и, как правило, бесплатное образование молодежи.
О внимании Совета Министров к данному направлению формирования идеологической политики свидетельствует перечень документов, принятых только в 2002 году.
Постановлением Правительства от 24 января 2002 года № 98 одобрена программа «Техническое переоснащение профессионально-технического образования на 2002 - 2005 годы»; 24 июня (Постановление № 834) утвержден перспективный план развития материально-технической базы Белорусского национально-технического университета на 2003 - 2008 годы; 28 июня (Постановление № 868) одобрена Государственная программа совершенствования системы высшего технического образования; Постановлением от 14 октября № 1423 Совет Министров утвердил Положение о распределении выпускников, которые учатся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь; решением Правительства от 23 октября 2002 года № 1 455 в 1 ,2 раза увеличены все виды государственных стипендий учащейся молодежи; Советом Министров 25 октября утверждено Положение об организации производственного обучения учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально -технического образования и др. (Национальный реестр... 2002. № 15. С 8; № 75. С. 54 - 55; № 78. С. 41; № 119. С.7-11; №121. С. 12; №123. С.
16-1 9 ).
Важнейшим условием формирования гражданского общества, его духовного базиса является развитие науки. В современный период наука представляет отрасль деятельности государства по разработке и использованию новых знаний, связанных со всеми отраслями народного хозяйства и сферами о бщественной жизни. При непосредственном участии Национальной академии наук - высшей государственной научной организации, вузовской науки обеспечивается производство синтетических алмазов, изделий микроэлектроники, медицинских препаратов, различной продукции машиностроения. При этом особое внимание уделялось фундаментальным исследованиям, в частности - развитию науки о живой материи, созданию новых материалов, нетрадиционных источников энергии, производства продуктов питания и охраны окружающей среды.
Постановлением от 22 января 2002 года № 111 Совет Министров утвердил Перечень приоритетных направлений фундаментальных научных исследований Республики Беларусь на 2002 - 2005 годы и Перечень государственных программ фундаментальных исследований в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук на 2002 - 2005 годы. Например, в сфере гуманитарных и социальных наук определены такие исследования, как история Беларуси и проблемы ее взаимодействия с мировой цивилизацией, социальные и политические процессы в Беларуси и современном мире, развитие белорусской государственности и правовые основы формирования демократического
общества, теоретические и практические проблемы социально - экономического и государственного развития Республики Беларусь (Национальный реестр . 2002. - № 16. - С. 10, 12).
В 2002 году в составе Академии действовало два концерна и три десятка унитарных предприятий, что способствовало решению ряда производственных проблем, прежде всего, в области машиностроения, микроэлектроники и других отраслей. Внедренческие работы велись по 2400 договорам, 1500 из них было завершено с производством наукоемкой продукции на 45 млрд рублей (Бибиков В. Ученые дали слово// Сов. Белоруссия. 2003. 22 апр. С. 3).
Во исполнение поручений Президента и Правительства Академией разработано 29 программ фундаментальных исследований, что устранит дублирование, малоактуальную и устаревшую тематику, позволит сконцентрировать силы и средства на приоритетных направлениях. Высвободились ресурсы для реализации двух суперсовременных программ - «В одородная энергетика» и «Наноматериалы и нанотехнологии» (Бибиков В. Академия: контрольный замер// Сов. Белоруссия. 2003. 18 апр. С. 2) .
В республике осуществляются меры по обеспечению более тесного взаимодействия академической, отраслевой и вузовской науки, защите государственных интересов при освоении результатов научных исследований и разработок, укреплению материально-технической базы науки, социальной защите ученых. Активно развиваются научно-технические связи с Россией, другими странами СНГ и дальнего зарубежья, что обеспечивает создание новых рабочих мест в научной и производственной сферах, поступление в республику валютных средств.
Вместе с тем итоги работы научной сферы и производственных отраслей народного хозяйства показывают слабое влияние науки на конкурентоспособность продукции и оказываемых услуг. Президиум Совета Министров отмечал недостаточную ответственность министерств и других органов государственного управления, выступающих государственными заказчиками научно-технической продукции, за технический уровень заказанных и принятых ими разработок. Заказчики этих программ и инновационных проектов недостаточно используют предоставленные им законодательством полномочия по прекращению финансирования и свертыванию неэффективных и малоэффективных проектов.
Первоочередными задачами государственной научно - технической политики являются увеличение наукоемкости ВВП, повышение престижности и уровня оплаты труда научных работников, развитие информационной инфраструктуры научной деятельности на основе современных телекоммуникационных технологий, развитие системы маркетинга и продвижения новой продукции на рынок.
Идеология дальнейшего развития научных исследований в значительной мере о п р е де л яе тс я и х с о е ди н е н и е м с предпринимательством. Речь идет о создании в республике малых научных предприятий по доводке разработок до уровня опытных образцов продукции, венчурных фондов и организаций с целью создания оригинальных товаров и технологий, что приведет к увеличению экспортного потенциала республики, наукоемкости продукции, снижению ее энерго - и материалоемкости.
Для повышения эффективности реализации государственных научно-технических программ было бы целесообразно усилить руководство ими со стороны должностных лиц органов исполнительной власти и крупных ученых. Например, ответственными за конкретную программу могли бы быть персонально министр, руководитель концерна, академик, член-корреспондент Национальной академии
наук. Такая практика способствовала бы единству организационного и научного обеспечения инновационной деятельности.
Конституция Республики Беларусь гарантирует право каждого гражданина на участие в культурной жизни. «Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений» (Конституция Республики Беларусь ... С. 60).
Программой социально-экономического развития республики в качестве первоочередных задач в сфере культуры в 2001 - 2005 годах предусматривается сохранение действующей сети культпросвет -учреждений и ее качественное наращивание, укрепление и обновление материально-технической базы, обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех с ло е в населения.
Национальная культура является важнейшим компонентом современной общественно-политической жизни. Культура - это не только театр, музей или концерт. Это и внимание к человеку, желание и умение оказать ему помощь и содействие. Культура - это духовный мир человека, развитие национальных традиций белорусского народа, морально образованное общество. Уровень культуры граждан оказывает значительное воздействие на экономику государства, его интеллектуальный потенциал. С другой стороны, чем крепче экономика, тем больше возможностей у страны для развития культурной сферы как важнейшей составляющей идеологии.
Вся работа по совершенствованию социально-культурной сферы базируется в республике на основе принятых Национальным собранием законов «О культуре в Республике Беларусь», «Об охране и сбережении историко - культурного наследия», «О музеях и музейном фонде Республики Беларусь». Утверждена Государственная целевая программа «Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь (1999 - 2005 годы)».
На встрече со студентами Академии искусств в мае 2003 года А.Г.Лукашенко говорил: «Удалось сохранить бюджетное финансирование всех учреждений культуры, общее количество которых составляет 13 тыс., среди них 130 музеев, 27 театров, 13 филармонических и концертных организаций» (Раковская Л. Прямой разговор об искусстве и жизни// Сов. Белоруссия. 2003. 16 мая. С. 1).
Визитной карточкой не только Беларуси, но и всего славянского мира в области культурного строительства стал уже традиционный фестиваль «Славянский базар в Витебске». В 2003 году, как и во все предыдущие 11 лет, он прошел под девизом «Через искусство - к дружбе и взаимопониманию». Открывая фестиваль, Президент Беларуси Лукашенко А.Г. отметил: «Мы, славянские народы, как ветки одного великого древа, неразрывно связаны родством языков, культур и душ. Мы должны всегда быть вместе, чтобы достойно отвечать на вызовы времени» (Попова В. Союзный день на «Славянском базаре»// Сов. Белоруссия. 2003. 17 июля. С. 1). Не только витебчане, но и миллионы телезрителей могли познакомиться с лучшими образцами национальной культуры России, Беларуси, Украины, Грузии, Франции, Италии...
Наряду с традиционными формами работы учреждений культуры в последнее время получили развитие дома (центры) народных художественных промыслов, дома (центры) фольклора народного творчества. Оживляется и такая сфера культурной жизни, как художественно-эстетическое воспитание населения: активно работают художественные и музыкальные школы, клубы, парки, музеи, библиотеки. При этом происходит дифференциация форм работы с различными социальными группами - детьми и подростками, женщинами, пенсионерами, ветеранами войны и труда.
Высшая социально-экономическая ценность, которой располагает общество, - духовное и физическое здоровье человека. Как трактуется в документах Всемирной организации здравоохранения, здоровье -не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
В республике, изыскиваются возможности для, прежде всего, укрепления материально-технической базы здравоохранения. Правительство, местные органы исполнительной власти реализуют требования Указа Президента от 11 февраля 2000 года № 51 по этому вопросу. До 2005 года предусмотрено строительство или реконструкция 10 объектов республиканского уровня (научно-исследовательские и медицинские институты, клиники на базе медицинских учреждений), 17 объектов областного уровня (областные больницы, специализированные диспансеры, диагностические центры), 7 объектов межрайонного уровня (центральные городские и районные больницы в городах с населением более 1 00 тыс. человек), 22 объекта районного уровня - всего 56 различных объектов медицинского назначения (Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2000. № 3. С. 11-17. Далее - Информационный бюллетень...).
Принципиальное значение имеет принятое 10 августа 2000 года Постановление Совета Министров № 1225 «О совершенствовании механизма финансирования здравоохранения». При его реализации Министерство экономики совместно с Министерством финансов и Министерством здравоохранения в основных показателях прогноза социально-экономического развития начали устанавливать показатель уровня расходов на здравоохранение к валовому внутреннему продукту. В целях отработки нового механизма хозяйствования в этой сфере проведен эксперимент на базе медицинских учреждений Витебской области (Правит. архив: Ф. 7, д. 19-1. Т. 1. - ЛЛ. 123 - 128). В первый год эксперимента в области сокращено более 1800 больничных коек, уменьшена длительность пребывания в стационаре, в результате чего сэкономлено 20 млрд рублей. Подобные нововведения осуществлены в Гродненской и других областях. В результате в 2002 году свыше 3 тыс. коек переведено на более экономичный режим дневного стационара, в условиях которого лечение прошли в общей сложности на четверть больше больных, чем в 2001 г. а экономия бюджетных средств достигла 36 млрд рублей (Габасова Л. Медицина: кошелек и жизнь// Сов. Белоруссия. 2003. 13 февр. С. 2).
Реализуя статью 45 Основного Закона Беларуси, государство, Правительство создают условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания (Конституция Республики Беларусь ... С. 59). В этих целях в июле 2002 года Совет Министров утвердил государственные минимальные стандарты в области здравоохранения. С другой стороны, он определил порядок оказания платных услуг, права и обязанности государственных органов здравоохранения, права и обязанности потребителей платных медицинских услуг (Национальный реестр ...2002. № 74. С. 41 - 44; № 84. С.62-65).
Как видим, здесь, как и в других сферах жизнедеятельности общества, формируется новая идеология взаимоотношений между государством и личностью. На протяжении многих десятилетий старшие поколения воспитывались в духе «коллективной ответственности», превалирования государственных интересов над интересами отдельного человека. В известной мере это порождало иждивенчество, надежду на то, что государство должно накормить, одеть и напоить каждого.
Довольно часто у нас обращается внимание на Декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 г., которая якобы акцентирует внимание только на правах гражданина. Это не совсем так. Например, статья 29 этой Декларации гласит: «1. Каждый человек имеет обязанности (выделено автором) перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (Зборшк м1жнародных
i рэспублгкансш'х дакументау аб нацыянальна-культурным развщщ нацыянальных супольнасцей Беларус1 /Склад. Н.В. Ходар. - Мн.: Экаперспектыва, 1998. С. 18).
Ряд обязанностей физических лиц перед государством сформулирован и в нашем Основном Законе: соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции, защищать Родину, уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц, беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять природную среду, уплачивать установленные налоги и пошлины (Конституция Республики Беларусь . С. 60 - 61). Все это означает, что современная идеология требует от каждой личности максимальной реализации своих способностей, брать ответственность за собственную судьбу, развивать у людей самостоятельность мышления и действия.
Подобный подход требует перейти к осуществлению более эффективной адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения, инвалидам, пенсионерам, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, студентам и учащимся. Многие элементы адресной социальной помощи сейчас отрабатываются в Осиповичском районе Могилевской области.
- Раздел I.
- Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина "идеология"
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства - специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности
- § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства
- § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины
- §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь -правовая основа идеологии белорусского государства
- § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Раздел II.
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие - источник созидания народа Беларуси
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Глава 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства
- § 1. Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии
- § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом -Национальным собранием Республики Беларусь.
- § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- Глава 12. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- § 1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере
- § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства Под " конфессиональной политикой" понимается:
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде
- § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики.
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики