logo search
КПЕС 28

Акционерное общество.

По законодательству всех стран для АО характерно: ограниченная ответственность акционеров перед кредиторами общества в пределах стоимости акций; централизованное управление; перманентность деятельности, независимо от выбытия акционеров; правосубъектность; схожесть в порядке учреждения и ликвидации; создание открытых и закрытых обществ; возможность привлекать сбережения граждан в установленном порядке и т.д.

В России деятельность АО регулируется статьями 96 - 104 ГК РФ и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", который дополнил и конкретизировал соответствующие нормы ГК РФ.

Согласно Закону АО признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости акций. Общество является юридическим лицом и считается созданным с момента его государственной регистрации. Допускается создание открытых и закрытых АО. Отчуждение акций в открытых АО - свободное, в закрытых - среди учредителей.

Число акционеров в открытых АО не ограничено, а в закрытых - не должно превышать 50. АО может быть учреждено одним лицом. Учредительным документом является устав. О создании АО заключается договор. Минимальный уставный капитал открытого АО должен составлять не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, а закрытого АО - не менее 100-кратной суммы. Органами управления являются: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган - коллегиальный (правление, дирекция) или единоличный (директор, генеральный директор). Создание АО с участием иностранного инвестора осуществляется согласно законодательству РФ об иностранных инвестициях.

Во Франции АО (Societe anonyme, сокр. SA) регулируются Законом о торговых товариществах 1966 г. Согласно Закону АО является компанией, капитал которой разбит на акции, а члены несут ответственность за убытки в зависимости от размера своих вкладов (акционеры не являются коммерсантами). Существуют два типа АО - обычные, не пользующиеся общественными сбережениями и имеющие капитал не менее 250 тыс. франков, и АО, пользующиеся общественными сбережениями и имеющие капитал не менее 1500 тыс. франков.

Число членов АО - не менее 7 человек. Предел участников не установлен. Учредительным документом общества является устав.

Управление АО осуществляется двумя способами:

1. Классическое управление. Акционеры избирают совет администрации, который выбирает президента. Этот вид управления применяется в 90% АО. Совет администрации (административный совет) состоит минимум из трех лиц, но не более чем из двенадцати. Они должны быть акционерами. Президентом может быть физическое лицо, в том числе из иностранных граждан. Административный совет имеет широкие полномочия.

2. Управление нового типа, заимствованное из германского права. АО руководит совет директоров и наблюдательный совет, который назначает совет директоров и контролирует его деятельность.

В совет директоров входит от 2 до 5 директоров (в АО, пользующихся общественными сбережениями, их число - 7). В АО, имеющих капитал менее 1 млн. франков, функции совета директоров может выполнять один человек (единоличный генеральный директор).

Члены совета директоров назначаются наблюдательным советом, и один из директоров становится президентом. Членами совета директоров могут быть и лица, не являющиеся акционерами.

В наблюдательный совет входит от 3 до 12 членов. В руководстве АО совет участия не принимает. Его задача - контролировать деятельность совета директоров.

В ФРГ АО (Aktiengesellschaft, сокр. AG) регулируются Законом об акционерных обществах 1965 г. Согласно Закону АО является товарищество, обладающее правосубъектностью. По обязательствам общества перед кредиторами отвечает лишь имущество товарищества. АО имеет разбитый на акции капитал.

Минимальный размер уставного капитала определен - 100 тыс. немецких марок. Учредительным документом является устав АО, удостоверенный судом или нотариусом. Образование акционерного капитала осуществляется путем распространения акций между учредителями, без обращения к публике. Органы управления: общее собрание акционеров, которое выбирает наблюдательный совет, а тот в свою очередь назначает правление, состоящее из одного члена, если уставный капитал АО составляет сумму до 3 млн. марок; в других случаях - не менее двух членов. Правление назначается на срок не свыше пяти лет. Основная функция наблюдательного совета - не управление обществом, а контроль за деятельностью правления.

В Великобритании примерным аналогом АО является "Компания с ограниченной ответственностью", деятельность которой регулируется Законом о компаниях 1985 г. (Companies Act, 1985). Различаются три вида компаний:

- компании с ограниченной ответственностью участников (A company limited by shares). Ответственность участников ограничена номинальной стоимостью акции (пая) - "share";

- компании с ответственностью, ограниченной участниками суммой гарантий (A company limited by guarantee);

- компании с неограниченной ответственностью участников (An unlimited company).

Зарегистрированная компания является юридическим лицом. Компания может быть "Публичной" (Public company) и "Частной" (Private company). Публичная компания должна отвечать требованиям о минимальном размере капитала и указанием на то, что она является таковой. Компания, которая не является публичной, считается частной. Передача акций в публичных компаниях осуществляется без ограничений, а в частных компаниях - только своим акционерам, а третьим лицам - с согласия акционеров. В законодательстве проводится различие форм капитала:

- номинальный капитал (Nominal), на сумму которого компания имеет право выпустить акции;

- выпущенный капитал (Issued), на который компания выпустила акции в пределах стоимости номинального капитала;

- оплаченный капитал (paid-in). Это часть оплаченного выпущенного капитала.

Минимальный размер выпущенного капитала для подписки составляет 50 тыс. фунтов стерлингов.

Учредительный документ компании - Меморандум (Устав) - "Memorandum of association". Другим документом, регулирующим "внутренние отношения в компании", является так называемый Внутренний регламент (By-Laws). Меморандум подлежит регистрации.

Органы компании: общее собрание и правление (совет директоров) - "Board of Directors". В публичных компаниях совет должен состоять не менее, чем из двух директоров. В частных допускается состав совета из одного лица. Совет избирается на любой срок. Из состава директоров назначаются управляющие, осуществляющие оперативное руководство (managing directors).

В США аналог АО - корпорация (corporation). Деятельность корпораций регулируется законами штатов, а не федеральными законами (за отдельными изъятиями). Законы штатов о предпринимательских корпорациях во многом схожи с английским законодательством. Так, например, в штате Нью - Йорк таким законом считается "Business Corporation Law". Из множества видов корпораций основным в сфере предпринимательства является "Корпорация, созданная для извлечения прибыли". Это так называемая "Предпринимательская корпорация" - "Business Corporation". Корпорации являются юридическими лицами. Они отвечают перед кредиторами по своим долгам всем своим имуществом, а члены корпорации - акционеры (паедержатели) - "Shareholders" - в пределах стоимости акций (паев) - "Shares". Исключение составляют случаи, подпадающие под понятие "Piercing the corporation veil", что означает "прокол корпорационной вуали". Тогда разделение корпорации как юридического лица от ее акционеров не действует и согласно этой доктрине акционеры несут неограниченную ответственность, если они своими действиями превратили корпорацию во "Второе Я" (Alter Eg.O), т.е. использовали ее путем обмана или иных незаконных действий в своих личных интересах: сознательное доведение до банкротства, сокрытие налогов и проч.

Предпринимательские корпорации подразделяются на "корпорации открытого типа или публичные корпорации" (Publicly held corporations) и корпорации "Закрытого типа" (close corporation). Корпорации открытого типа следует отличать от таких "публичных корпораций" (Public corporations), как: "Муниципальные корпорации" (Municipal corporations), "Районные корпорации" (District corporations) и "Корпорации, учрежденные для общественных нужд" (Public benefit corporations).

Число участников открытых корпораций не ограничено. Для них характерны также продажа акций на фондовых биржах или публикация стоимости акций. Если капитал корпорации превышает 3 млн. долларов США и этот капитал принадлежит более 500 акционеров, то деятельность таких корпораций регулируется, кроме того, Федеральным законом о ценных бумагах 1934 г.

В закрытых корпорациях число акционеров сравнительно небольшое. Минимум их и максимум определены в соответствующих законах штатов. Так, например, в Законе о закрытых корпорациях штата Делавер установлено, что число акционеров не должно быть больше 30. Характерной чертой закрытых корпораций является также отсутствие совета директоров, что прямо предусматривается в учредительных документах. Его функции выполняют сами акционеры. Передача акций (паев) осуществляется только среди акционеров, а третьим лицам - с их согласия. Закрытые корпорации не подлежат публичной отчетности.

Учредительным документом всех корпораций является Устав (Articles of Incorporation или Certificate of Incorporation) в зависимости от закона штата.

Органы управления построены, как и в Англии, по двухступенчатой системе: общее собрание и совет директоров (правление), кроме закрытых корпораций, где совет отсутствует. Совет директоров (или общее собрание) назначает президента и других должностных лиц корпорации (officers), которые осуществляют оперативное руководство корпорацией.

Европейское акционерное общество. В конце 2004 года в Европе появилась новая организационно-правовая форма – европейское акционерное общество (также называемое европейское общество, Societas Europaea или сокращенно SE). Эта правовая форма позволяет основать международную компанию. Упрощается процесс внутриевропейского взаимодействия фирм, осуществляющих свою деятельность в различных государствах Европейского Союза. Правовой основой деятельности SE служит Постановление ЕС о регламенте европейского общества, которое дополняется национальными нормами соответствующего государства, прежде всего национальным законом о внедрении европейского акционерного общества (ЗВЕАО). В Германии ЗВЕАО был принят Бундестагом 22 декабря 2004 года. Торговое Уложение Германии и Закон об акционерных обществах применяются в случае отсутствия четких положений по какому-либо вопросу.

Минимальный капитал европейской компании должен составлять 120 000 евро.

Существуют следующие способы основания SE:

• слияние национальных акционерных обществ, подчиняющихся праву как минимум двух государств-членов ЕС (слияние путем присоединения или учреждение нового предприятия),

• преобразование,

• основание холдинговой компании,

• создание совместного дочернего общества

В случае если SE образуется одним из трех последних способов необходимо, чтобы к моменту ее основания дочернее предприятие или субподразделение существовало в другом государстве-члене ЕС минимум на протяжении 2 лет.

Учредителями SE могут выступать только юридические лица:

• акционерные общества,

• уже существующие европейские компании,

• общества с ограниченной ответственностью, если речь идет об учреждении совместного дочернего предприятия или холдинговой компании. ООО должно иметь свое местонахождение, субподразделения или дочерние общества в других государствах ЕС. Не допускаются преобразование правовой формы в европейское АО и участие в слиянии в SE. Этим процессам должно предшествовать преобразование в акционерное общество.

Регистрация

SE вносится в реестр по месту нахождения, указанному в уставе, о чем появляется соответствующая публикация в Официальном бюллетени Европейских сообществ. Наименование европейского АО должно содержать сочетание «SE».

Местонахождение

Местонахождение европейской компании должно быть в том государстве-члене ЕС, в котором располагается ее центральная администрация. Местонахождение может быть перенесено в другое государство-член ЕС. При этом не происходит ни ликвидации общества, ни учреждения нового юридического лица (статья 7 и 8 Постановления ЕС о регламенте европейского общества).

Руководство европейского АО

Структура SE может односоставной или двусоставной, то есть наряду с общим собранием в обществе есть правление (односоставная структура) или орган управления и наблюдательный орган (двусоставная структура).

• При односоставной структуре дела европейского общества ведет орган управления. Его членов назначает общее собрание. Кроме того, в правлении должен состоять по меньшей мере один управляющий директор, определяющий и контролирующий основные направления деятельности общества.

• При двусоставной системе орган управления самостоятельно ведет дела SE. Его членов назначает и отстраняет наблюдательный орган, задачей которого также является контроль над тем, как орган управления исполняет свои функции по ведению дел. Однако сам наблюдательный орган не имеет права вести дела общества. Члены наблюдательного органа назначаются общим собранием.

(Статьи 39-45 Постановления ЕС о регламенте европейского общества).

Финансовая отчетность

Европейское АО составляет годовой отчет в соответствии с правом государства его местоположения. Отчет состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках, приложения к годовому отчету и отчета о ведении дел и состоянии общества.

Налоги

В стране своего местонахождения европейское АО обязано платить налоги с доходов, полученных как внутри страны, так и за границей. Это означает взимание налогов, подачу налоговых деклараций и т.д. Налоги с доходов, полученных внутри страны, оно вместе с дочерними обществами и субподразделениями платит в соответствии с нормами соответствующего государства.

Участие работников в управлении

«Участие работников означает любой процесс, включая информирование, заслушивание и участие в управлении, посредством чего представители работников могут оказывать влияние на принятие решений в обществе» (§ 2 пункт 8 Закона об участии работников в Европейском обществе – ЗУЕО), то есть работники пользуются своим правом назначать часть членов органа управления или наблюдательного органа общества, рекомендовать или отклонять назначение членов этих органов.

Общества и работники заключают соглашение об участии работников в управлении европейской компанией. Для этой цели работники по требованию руководства образуют особую совещательную коллегию.

Если планируется основание европейского АО, то об этом, а также о его структуре и особенностях, имеющихся представительствах работников, количестве сотрудников этих обществ и количестве работников, имеющих право на участие в управлении, следует проинформировать представительства работников (если представительства отсутствуют, то самих работников) участвующих обществ и дочерних обществ (§ 4 ЗУЕО).

Членов особой совещательной коллегии выбирает избирательная коллегия представителей работников путем тайного прямого голосования (§ 8 пункт 1 ЗУЕО).

Выборы членов совещательной коллегии должны быть проведены в течение десяти недель с момента передачи информации руководством обществ. Совещательная коллегия представляет работников на переговорах по вопросу их участии в управлении. Переговоры могут длиться до шести месяцев или, по обоюдному соглашению сторон, до одного года с момента основания Совещательной коллегии. Если не будет достигнута договоренность об участии работников в управлении, то работники участвуют в управлении предприятием на основании закона.

В соглашении между руководством и особой совещательной коллегией в соответствии с § 21 пункт 2 ЗУЕО может быть указано следующее:

• сфера применения, момент вступления в силу и длительность соглашения;

• состав производственного совета SE, количество его членов и распределение мест;

• полномочия и процесс оповещения и заслушивания производственного совета SE;

• частота его заседаний;

• предоставляемые производственному совету финансовые и материальные средства.

Соглашение об участии в управлении согласно § 21 пункту 3 ЗУЕО должно содержать следующие положения:

• количество членов наблюдательного органа или органа управления SE, которые избираются / назначаются работниками или чье назначение может быть рекомендовано / отклонено ими;

• процесс избрания этих членов или рекомендации / отклонения их кандидатур;

• права этих членов.