Оценка альтернатив
Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения общественной проблем обусловлены как объективной потребностью в выборе наилучшего из нескольких возможных, так и субъективными устремлениями, давлением различных групп интересов, нередко конкурирующих между собой и пытающихся провести свои проект.
При оценке альтернатив учитываются проработанные прогнозные сценарии. Прогнозный сценарий раскрывает содержательную картину цели; он дает возможность понять руководителям и подчиненным, во имя чего принимается решение, как действовать по осуществлению избираемого проекта. Прогноз предупреждает о возможных негативных последствиях избранной цели, но прежде всего заставляет сосредоточивать внимание на реализации открывающихся перспектив преобразований. Прогноз позволяет оценить инновационный потенциал проекта, осмыслить возможные препятствия на пути его использования.
В целях прогнозирования используются фактографические (метод статистического анализа, математической и исторической аналогии, метод экстраполяции и пр.) и экспертные (метод «Дельфи», метод прогнозных комиссий), аналитические (метод прогнозных сценариев, морфологический анализ) методы.42
Прогноз и оценка альтернатив происходит также в рамках экспертиз. Экспертиза (оценка специалистов) — следующий необходимый элемент процедуры выбора проекта. Исследуемый проект в большинстве случаев многоцелевой, затрагивающий совокупность общественных отношений и процессов, поэтому необходимы экспертизы политическая, финансово-экономическая, социальная, экологическая и юридическая.
В проверке и оценке соответствия политическим интересам и ценностям нуждаются проекты решений руководящих органов (центральных и региональных), а также наиболее значимые для общества административно-государственные варианты управляющих действий. Экспертиза специалистов по экономике и финансам требуется для тех проектов, исполнение которых связано с затратой материальных ресурсов.
Особо следует остановиться на специфике социальной экспертизы. С учетом универсального характера социальной функции государства и требований современной теории управления, рассматривающей человеческий фактор как важнейший в управлении, социальная экспертиза должна носить всеобщий характер. Ее суть — в оценке проекта по крайней мере в двух аспектах:
а) его соответствия установкам государственных социальных программ;
б) в плане гуманистического потенциала, в частности создания условий для участия управляемых в принятии решений.
Экологическая экспертиза оценивает соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы. Применение экологической экспертизы регламентировано законом «Об экологической экспертизе» и ст. 35 и 36 Закона «Об охране окружающей природной среды».
Наконец, юридическая экспертиза необходима для проектов любых решений. Всякое управленческое воздействие государственных субъектов на управляемых должно быть легитимно. Правовое обеспечение решения — гарантия его реализации.
Применение ряда экспертиз регламентировано федеральными и региональными законами, нормативными правовыми актами значения.
Например, в сфере образования Республики Алтай принято Постановление Правительства республики Алтай «Порядок проведения оценки последствий принятого решения о реорганизации или ликвидации государственных образовательных учреждений Республики Алтай». Данный порядок определяет организационные основы проведения данной экспертизы, этапы ее проведения, обозначает ее обязательный характер. Так, в документе отмечается, что в случае отсутствия оценки последствий принятого решения данное решение признается недействительным.
Огромное значение в современной политической, экономической и социальной ситуации имеет экспертиза нормативно-правовых актов на коррупциогенность. Ее применение также имеет обязательный характер и регламентировано законом.
Характеризуя управленческие подходы к оценке альтернатив, необходимо отметить актуальность применения в сфере государственного и муниципального управления следующих методов: методы Парето, «стоимость-эффективность», «затраты-выгоды», методы экспертных оценок.43
Оценка по методы «затраты-выгоды оказываются необходимыми на этапе прогнозирования последствий принимаемых решений. Данная процедура является неотъемлемой частью процесса государственного управления в развитых странах. Так, прогнозирование последствий государственных проектов по простейшей схеме «затраты-выгоды» применялась в США еще в начале века.
По такой схеме, принимался, например, закон 1902 г. «О реках и гаванях». В середине 40-х — начале 60-х годах для анализа эффективности и поиска оптимальных вариантов решений в США начинает применяться математический метод «исследования операций». В начале 70-х годов получает развитие подход, получивший название «анализ политики». В «анализе политики» большое внимание уделяется не построению четкой методической схемы, свойственной «системному анализу», а вовлечению в исследование максимально широкого круга обстоятельств и факторов, привлечению к обсуждению всех заинтересованных сторон. При этом анализ и прогнозирование последствий для различных групп населения совмещаются с поиском возможных компромиссов между ними в ходе предпроектных коммуникаций и переговоров. Таким образом, достижение поставленных целей оказывается возможным за счет развитой системы коммуникации.
Итак, процесс подготовки государственных решений регламентируется нормами права. Однако задача формирования множества альтернатив не может быть полностью формализована. Творческие задачи, являющиеся непременным атрибутом процесса разработки альтернатив, не может не использовать эвристически технологии. При оценке альтернатив решающее значение имеет прогнозирование последствий каждой из них. Данные процедуры используют аналитические методы и экспертизы.
Задание 4. Покажите особенности экологической экспертизы.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение