logo search
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Конституц право России / КПРФ_отв

§ 7. Соответствие конституций и уставов субъектов Федерации

КонституцииРоссийской Федерации

и федеральному законодательству

Принятие и вступление в действие КонституцииРФ 1993 г. поставили в повестку дня вопрос о соответствии конституций республик в составе Российской ФедерацииКонституцииРФ. И это понятно, ибо без устранения противоречий между ними становится весьма затруднительным гармоничное и результативное взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик, что неизбежно ведет к параличу власти, политической и экономической дезинтеграции единого федеративного государства. Рассмотрим указанные проблемы подробнее.

1. Несоответствие положений конституций республик КонституцииРФ по вопросу о статусе республик.

В отличие от КонституцииРФ в Конституциях Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Республики Тыва, Республики Башкортостан, Республики Коми, Республики Бурятия закреплялся суверенный характер этих республик. В ряде конституций республик их членство в Российской Федерации определялось весьма своеобразно. Так, в Конституции Республики Башкортостан, в отличие отКонституцииРФ, провозглашалось, что отношения Республики Башкортостан с Российской Федерацией являются договорными (ст. 70). При такой постановке вопроса парализовалось содержаниеп. 1 ст. 4Конституции РФ, согласно которому "суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию" без каких-либо условий и договоров.

2. Несоответствие конституций республик КонституцииРФ в сфере гражданства и государственных языков.

Нельзя не отметить то обстоятельство, что в ряде конституций республик игнорировался п. "в" ст. 71Конституции РФ, согласно которому в ведении Российской Федерации находится гражданство Российской Федерации. Забвение указанногопунктавыражалось прежде всего в том, что в конституциях республик допускался прием в гражданство республик без предварительного решения вопроса о гражданстве Российской Федерации. В частности, это предусматривалось в ст. 19 Конституции Республики Татарстан, в ст. 12 Конституции Республики Саха (Якутия) и др.

3. Вопрос о юридической силе КонституцииРФ и федеральных законов в республиканских конституциях.

В некоторых конституциях республик этот вопрос был урегулирован без учета федеративной природы Российского государства. Так, в Конституции Республики Ингушетия (ч. 2 ст. 7) провозглашалось, что "законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти и управления Российской Федерации правомерны на территории Республики Ингушетия, если они не противоречат суверенным правам Республики Ингушетия". Здесь явно игнорировался приоритет федерального законодательства перед республиканским. В конституциях ряда республик содержались положения, явно противоречащие КонституцииРФ. Так, например, в Конституции Республики Саха (Якутия) было записано, что только законы Российской Федерации, принятые в соответствии с полномочиями, добровольно переданными в ведение Российской Федерации, имеют высшую юридическую силу на территории республики (ст. 8).

4. Несоответствие конституций республик КонституцииРФ в вопросах разграничения предметов ведения Российской Федерации и республик.

Как известно, в ст. 71Конституции РФ четко определен круг вопросов, которые находятся в ведении Российской Федерации. Однако вопреки этому в ряде конституций республик (Бурятия, Татарстан, Башкортостан, Саха, Тыва) были сформулированы положения о делегировании (передаче) ими полномочий в ведение Российской Федерации.

В Конституциях республик Татарстан (п. 3 ст. 80), Саха (Якутия) (ст. 69), Башкортостан (п. 3 ст. 88), Ингушетия определение и осуществление внешней и внутренней политики почему-то объявлялось исключительной компетенцией этих республик. Между тем "установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития" (п. "е" ст. 71Конституции РФ) и "осуществление внешней политики"(п. "к" той же статьи)находятся в ведении Российской Федерации. Не согласовывались с содержаниемКонституцииРФ положения конституций ряда республик, касающиеся введения военного положения. Так, согласно п. 11 ст. 63 Конституции Республики Тыва Верховный Хурал по представлению Президента Республики Тыва "принимал решения по вопросам войны и мира".

Ряд конституций республик вступали в противоречие с КонституциейРФ по вопросу предоставления политического убежища.

5. Несоответствие конституций республик КонституцииРФ в вопросах организации судебной власти и прокуратуры.

В конституциях ряда республик закреплялись нормы, регламентировавшие порядок формирования органов прокуратуры, не согласующийся с КонституциейРФ. Так, в Конституциях республик Татарстан (п. 19 ст. 89), Башкортостан (п. 19 ст. 88), Тыва (п. 22 ст. 69) устанавливалось, что прокуроров республики назначают их законодательные органы власти. Между тем согласноп. 3 ст. 129Конституции РФ "прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами". С Ингушетией было заключено особое соглашение в феврале 1999 г.

6. Несоответствие конституций республик КонституцииРФ в сфере закрепления прав человека и гражданина.

Российская Федерация, как субъект международного права, в Конституциипровозгласила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это касается и норм, регулирующих права и свободы человека и гражданина.

В противоречии с федеративной природой Российского государства его субъект - Республика Татарстан в своей Конституции провозглашала, что ее нормы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, являются частью международного права.

Проигнорирован конституциями республик (за исключением Конституции Республики Башкортостан) институт Уполномоченного по правам человека. А ведь его правовая значимость для республик не вызывает сомнения.

Принятыми мерами в 2002 - 2004 гг. конституции республик в составе Российской Федерации, а также уставы областей, краев, автономных округов - субъектов РФ были приведены в соответствие с КонституциейРФ и федеральным законодательством.