Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов сфере защиты прав и свобод человека и гражданина
Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина установлены ст. 27, 28 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». При этом объем правовых полномочий прокурора в основной своей части идентичен полномочиям при проведении надзора за исполнением законов. Но, совпадая по форме с правами прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, указанные полномочия различаются по содержанию решаемых задач.
Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор в полную меру использует полномочия, которые закреплены в ст. 22 закона о прокуратуре. Таким образом, прокуроры всех уровней в целях выявления нарушений вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органа, указанных в п. 1 ст. 21 указанного закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина принимает наиболее общественно опасные, преступные формы, к нарушителям должны применяться меры уголовно-правового воздействия. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает предусмотренные законом меры по уголовному преследованию.
Определенную специфику имеет реагирование прокурора на нарушения прав и свобод человека и гражданина, имеющих характер административного правонарушения. Помимо права возбуждения производства по делу об административном правонарушении, прокурор в соответствии с п. 3 ст. 27 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» может передать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях соответствующих составов. Решение о том, возбудить производство об административном правонарушении или передать материалы полномочным органам, принимается исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, личности правонарушителей, оценки условий реального устранения нарушения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Наряду с отмеченными полномочиями, имеющими сходство с полномочиями по надзору за исполнением закона, при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор наделен имеющими специфический характер, свойственными только этой отрасли надзорной деятельности органов прокуратуры правами: а) рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина; б) разъяснения пострадавшим порядка защиты их прав и свобод: в) принятия мер по предупреждению и пресечению нарушений; г) принятия мер по возмещению причиненного пострадавшим от правонарушения ущерба.
В качестве повода для прокурорских проверок рассматриваются материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях прав граждан.
К источникам информации о нарушениях прав и свобод человека и гражданина относятся: а) жалобы, заявления и иные обращения граждан и их объединений; б) обращения должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления и руководителей хозяйствующих субъектов; в) акты органов местного самоуправления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций; г) сведения средств массовой информации; д) отчеты судов: материалы уголовных дел, отказные материалы; информационно-аналитические справки и обобщения и др.
В ходе прокурорской проверки устанавливаются следующие обстоятельства: 1) имело ли место нарушение прав и свобод человека и гражданина; 2) какие правовые нормы были нарушены; 3) каким органом, организацией и конкретно кем из руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека; 4) обстоятельства, которые способствовали нарушению.
Рассмотрение и проверка сообщений может производиться прокурором только при наличии в поступившей информации данных, указывающих на нарушение прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, сами сообщения в этих случаях выступают поводом для рассмотрения и их проверки, а содержащиеся в них данные о нарушениях прав и свобод – основаниями разрешения таких сообщений. Причем поступающая в органы прокуратуры информация может быть как в письменной, так и в устной форме. По характеру форма обращения может быть разнообразной: заявление, жалоба, письмо, телеграмма, факс и т. п. Сообщения анонимного характера о нарушении прав и свобод человека и гражданина рассматриваются и проверяются лишь в случае, если в них содержится информация о готовящемся или совершенном преступлении. Рассмотрение поступающих в прокуратуру сообщений (жалоб, заявлений) позволяет прокурору установить состав правонарушения, определить меры, необходимые для пресечения фактов нарушения прав, устранения причин и условий, способствующих выявленным правонарушениям.
Рассмотрение жалобы прокурором не препятствует обращению гражданина в суд по тому же вопросу. Необходимость разъяснения обратившимся гражданам порядка защиты их прав и свобод определяется отсутствием у них возможности обратиться за помощью к адвокату, в другие юридические фирмы, в том числе из-за отсутствия средств на оплату этой помощи.
В связи с тем, что многие граждане имеют слабое представление о порядке защиты своих прав и свобод, прокуроры на личном приеме граждан, во время иных встреч с населением, через средства массовой информации разъясняют, какими правами и свободами они обладают и как их следует защищать, если они нарушаются. Прокуроры знакомят граждан, в частности, с процедурой судебной защиты их прав и свобод, с основаниями обращения с этими вопросами в другие органы. В то же время прокурор не должен подменять органы, в обязанности которых входит оказание юридической помощи населению. По смыслу закона, круг лиц, которым прокурор разъясняет порядок защиты прав и свобод, ограничивается только пострадавшими, т. е. теми, кому непосредственно причинен вред нарушением их прав и свобод.
Предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина служит вся надзорная и иная деятельность прокурора, а также проводимая им предупредительно-профилактическая работа, выражающаяся в чтении лекций и проведении бесед на правовые темы, в выступлениях в средствах массовой информации, консультировании граждан и должностных лиц и в иных формах доведения до граждан требований законов.
Пресечение нарушений прав и свобод человека и гражданина при проведении надзора осуществляется с использованием форм и средств, которыми наделены органы прокуратуры федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ и АПК РФ, КоАП РФ, ТК РФ и другими законами.
К полномочиям прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина относится право принесения протеста или внесения представления.
Все прокурорские полномочия по методам их реализации можно разделить на две основные группы – связанные с убеждением и связанные с принуждением либо угрозой принуждения.
Особенностью организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является необходимость широкого внедрения в деятельность прокуроров принципа гласности. Прокурор должен быть прямо заинтересован в том, чтобы результаты прокурорских проверок приобрели широкую огласку – существенно возрастает профилактический эффект проверок.
Основные направления надзора прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются конкретной ситуацией, сложившейся в районе, городе, субъекте федерации, федеральном округе и в государстве в целом.
- Казанский государственный университет
- Прокурорский надзор в Российской Федерации
- Рабочие планы по курсу «прокурорский надзор в рф» рабочий план
- Рабочий план
- Рабочий план
- Нормативные акты
- Акты высших органов судебной власти
- Специальная литература
- Тема 1. Предмет, основные понятия и система курса. Общая характеристика законодательства, регламентирующего деятельность прокуратуры в рф.
- Сущность и признаки прокурорского надзора в Российской Федерации. Органы прокуратуры России
- Предмет курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации». Соотношение предмета курса с другими юридическими дисциплинами
- Система курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»
- Правовые основы прокурорского надзора в рф
- Тема 2. Цели, задачи и принципы организации и деятельности прокуратуры рф.
- Цели и задачи прокурорской деятельности
- Понятие и классификация принципов организации и деятельности прокуратуры
- Принцип законности.
- Принцип централизации.
- Принцип единства прокурорского надзора.
- Принцип независимости
- Принцип гласности
- Внутриорганизационные принципы
- Тема 3. Система органов прокуратуры рф и основные направления их деятельности.
- 3.1. Система органов прокуратуры в Российской Федерации
- 3.2. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Генеральный прокурор рф и характеристика его полномочий.
- 3.3. Территориальные органы прокуратуры Российской Федерации
- Специализированные органы прокуратуры рф
- Общая характеристика основных направлений (функций) деятельности прокуратуры
- Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры
- Тема 4. Сущность и значение прокурорского надзора за исполнением законов.
- Объекты, предмет и пределы надзора
- Правовые основы и направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов
- Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
- Организация работы по надзору за исполнением законов
- Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения
- Тема 5. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
- Предмет, задачи и правовые основы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
- Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов сфере защиты прав и свобод человека и гражданина
- Тема 6. Надзор прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
- Предмет, задачи и правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
- Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
- Сущность, предмет, задачи и правовая регламентация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
- Организация прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием
- Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания предварительного следствия
- Предмет, задачи и правовые основы надзора
- Полномочия прокурора при осуществлении надзора
- Организация прокурорского надзора
- Тема 8. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
- Понятие и правовые основы участия прокурора в рассмотрении дел судами
- 8.2. Участие прокурора в судебном производстве по уголовным делам
- Участие прокурора в гражданском судопроизводстве
- Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве
- Тема 9. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
- 9.1. Понятие и принципы координации
- 9.2. Правовые основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
- 9.3. Формы координационной деятельности. Организация работы координационного совещания
- 9.4. Информационное обеспечение и планирование координационной деятельности по борьбе с преступностью
- Тема 10. Международное сотрудничество органов прокуратуры рф с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств.
- Сущность, задачи и правовые основы международного сотрудничества органов прокуратуры с государственными органами и должностными лицами зарубежных стран
- 10.2. Организация работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства.
- Порядок рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции
- Международные ассоциации прокуроров. Координационный совет генеральных прокуроров стран снг
- Планы практических (семинарских) занятий по курсу «Прокурорский надзор в рф»
- Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении
- Установил:
- Постановил:
- Предостережение
- Предостерегаю:
- Требую:
- Требую: