logo search
шпора на гос

34.Правовая культура общества и ее компоненты. Правовая культура и правовая жизнь как категории юриспруденции.

Правовая культура общества — это система общечело­веческих и национальных ценностей, достигнутых обще­ством в правовой сфере и характеризующих уровень его правового прогресса.

Структура правовой культуры общества состоит из сле­дующих элементов:

1) право как выражение общечеловеческих и националь­ных ценностей — свободы, справедливости, естественных прав человека, демократии, — а также механизмов их за­крепления и реализации;

2) культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных и не­государственных органов и должностных лиц, т.е. эффек­тивная, соответствующая правовым ценностям и идеалам деятельность по изданию, толкованию и реализации пра­вовых предписаний;

3) высокий уровень общественного правосознания, для которого характерны правовая информированность насе­ления, уважение к праву и закону, наличие стойких уста­новок на правомерное поведение;

4) правомерность, как соответствие явлений социаль­ной жизни требованиям, содержащимся в нормах и прин­ципах права. Правомерность, как состояние общественной жизни тесно связана с правовой активностью индивидов. При реализации правовых норм субъекты действуют ини­циативно, стремясь осуществлять правовые предписания как можно эффективнее, принести максимум пользы обще­ству, достичь поставленных перед собой целей, не нарушая прав других людей. Правовая активность может проявлять­ся в различных сферах общественной жизни.

Правовая культура общества является составной частью и важнейшей предпосылкой существования демократичес­кого правового государства.

Теоретические взгляды на культуру разделяются по двум на­правлениям. Одно направление в центр объяснения культурных явлений выводит понятие деятельность, а культура рассматрива­ется как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Для другого направления характерно пони­мание культуры в качестве сферы идеального, содержащего про­дукты духовного творчества людей: символов, идей, ценностей, — в соответствии с которыми складывается отношение к действи­тельности, выстраивается бытие человека. На основе этих направ­лений выработана современная концепция культуры, синтезирую­щая эти важнейшие идеи и получившая наименование информаци­онно-семиотической концепции культуры. Фундаментом информа­ционно-семиотического подхода к культуре выступает положение о том, что она воплощает средства, способы и результаты челове­ческой деятельности.

Продукты и результаты человеческой деятельности, искусствен­но созданные человеком предметы и явления именуются артефакта­ми. Артефактами, т. е. феноменами как порождениями культуры, выступает все созданное человеком от предметов до мыслей, средств и способов действий. Мир артефактов включает не только то, что находится вне человека, но и то," что существует в нем са­мом В культуре люди черпают смысловые характеристики слов, ве­щей, своего поведения. Культура, следовательно, это также мир (А. П. Семашко) социоцентристские и персоноцентристские право­вые культуры. При этом правовое развитие рассматривается как движение от первого типа правовой культуры ко второму. Пред­ставляется, что выдвижение личности и ее прав в центр правовой культуры не более чем веяние времени, отображение пресловутого европоцентристского подхода к праву, когда все неевропейское оценивается как не развитое.

В правовой культуре выделяется внешняя правовая культура, т. е. правовые позиции и ценности населения, и внутренняя право­вая культура, главное содержание которой составляет профессио­нальная юридическая деятельность и ее результаты. Уровень разви­тия правовой культуры во многом предопределен содержанием внутренней правовой культуры, ее направленностью и цельностью. Не случайно в этой связи подчеркивается значение юридической элиты в решении проблем правового развития, совершенствования правовой культуры.