logo search
МП учебники студентам / Игнатенко МП учебник 2005

§ 4. Обязательства государств и международные конвенции

453

Совет Безопасности постановил учредить комитет Совета Безопасности для контроля за осуществлением настоящей резолюции, которому государства представляют доклады о ее реализации.

Транснациональная организованная преступность. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, открытая для подписания в декабре 2000 г., имеет своей целью, как сказано в ст. 1, содействие в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. Самыми существенными нормами Конвенции являются положения о криминализации таких деяний, как участие в организованной преступной группе (ст. 5), отмывание доходов от преступлений (ст. 6) и коррупция (ст. 8), воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 23). В каждой из названных статей фиксируются обязательства государств-участников принимать законодательные и иные меры с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых определенные деяния, совершенные умышленно (дан перечень). Характеристика криминализируемых деяний дополняется мерами, ориентированными на установление внутреннего режима регулирования и надзора и на обеспечение эффективных действий государственных органов. Включены положения о сотрудничестве правоохранительных органов различных государств. В соответствии со сложившимися в международном праве принципами решены вопросы юрисдикции, в том числе универсальной уголовной юрисдикции, выдачи, передачи осужденных лиц, иных форм взаимной правовой помощи, совместных расследований, передачи уголовного производства.

Отдельные нормы Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности характеризуются предметными связями с такими документами Совета Европы, как Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и Уголовно-правовая конвенция о коррупции 1999 г. (последняя имеет содержательные стыки с Гражданско-правовой конвенцией о коррупции 1999 г.). В них совмещены меры, которые должны быть предприняты на национальном уровне, и меры в сфере международного сотрудничества. В главе о национальных мерах важное место занимают юридические оценки различных форм взяточничества (подкупа) с разграничением активного и пассивного взяточничества (подкупа). В этом контексте характеризуется

взяточничество (активное и пассивное) государственных должностных лиц, членов представительных органов, должностных лиц иностранных государств и международных организаций, судей и служащих международных судов, а также взяточничество в частном секторе. В главе о международном сотрудничестве речь идет об оказании взаимной помощи в связи с расследованием коррупционных преступлений и осуществлением судопроизводства. Интересным предписанием данной Конвенции, как и ряда других международных актов, является обязательство сторон не рассматривать банковскую тайну как основание для отказа в сотрудничестве.