logo
МП учебники студентам / Игнатенко МП учебник 2005

Глава 21. Международное морское право

тая для использования всеми государствами на основе норм международного права.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и труболроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и промысла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов и предоставления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между государством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства нередко использование «удобного» флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положение объясняется тем, что некоторые государства предусматривают упрощенный или льготный режим регистрации, предоставления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и др.).

В открытом море судно подчиняется исключительной юрисдикции государства, флаг которого оно несет. Государство осуществляет в административных, технических и социальных во-