§ 6. Правопреемство государств
Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства — субъекта международного права к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.
Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г. — Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Эти конвенции определяют, что могут применяться только к последствиям правопреемства, а это означает, в частности, что соответствующие территориальные изменения сами по себе не рассматриваются как правопреемство, а являются лишь его основаниями. Вместе с тем из положений о применимости конвенций можно сделать вывод, согласно которому буквальный смысл термина «правопреемство» означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государства-субъекта к другому государству — субъекту международно-
64
го права. Положительной чертой названных конвенций является указание в их текстах на то, что правопреемство осуществляется в соответствии с международным правом, в том числе с теми международно-правовыми принципами, которые воплощены в Уставе ООН.
В обеих конвенциях в статьях «Употребление терминов» правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории». В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Само выражение «несение ответственности за международные отношения какой-либо территории» весьма неопределенно и не выражает существа государства-правопреемника как суверенного субъекта, обладающего территорией, неотъемлемой от него. Территория является характеризующим признаком государства. Последнее распространяет свою публичную власть на всю находящуюся под его суверенитетом или правомерно перешедшую под его суверенитет территорию. Публичная власть государства как осуществляемая на всей его территории определяет и осуществляет его международные отношения, что не согласуется с неким «несением ответственности» за международные отношения территории. Территория в принципе сама по себе каких-либо международных отношений не осуществляет. Их осуществляет государство и в определенных случаях составляющие его публично-властные образования, например субъекты, входящие в состав федеративного государства. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.
Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в случаях возникновения нового государства — субъекта международного права; возникновения нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; разделения одного государства на несколько новых государств; объединения нескольких государств в одно государство; отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства и т. д.
Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств.
65
Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом. Так, после распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Австрии и Венгрии; после Второй мировой войны ООН занималась вопросом о международной личности Израиля и Индии. В начале 90-х гг. в связи с распадом Югославской федерации возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.
Существует несколько объектов правопреемства, в круг которых в первую очередь включаются права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника, государственная собственность, государственные архивы, долги.
Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.
Согласно теории универсального правопреемства, получившей развитие в XVII—XIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Гроция, государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника. Своими корнями эта теория уходила в римское наследственное право. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождественности), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнч-ли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Правовые отношения, которые получало в наследство новое государство, оставались такими же, что были и У государства-предшественника; государство-преемник продолжало оставаться тем же юридическим субъектом, олицетворяющим единство территории, населения, политической власти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущности доктрина континуитета, обосновывая идентичность правосубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.
66
Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет международной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи «с чистого листа».
Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия.
Правопреемство в отношении международных договоров. В период Великой французской революции XVIII в. после свержения монархии национальный Конвент Франции отказался от династических договоров, которые потеряли смысл. В 1793 г. он аннулировал все союзные или торговые договоры, существовавшие между бывшим французским правительством и государствами, с которыми республика находилась в состоянии войны. В то же время было заявлено о важности действия принципа соблюдения международных договоров.
В 1917—1918 гг. Россия провозгласила отказ от ряда договоров ввиду их противоречия демократическому правосознанию и «внутреннему строю России». Были отменены все договоры, касавшиеся разделов Польши, «ввиду их противоречия принципу самоопределения наций». Но многие договоры царской России сохранили свое действие, например соглашения по вопросам защиты жертв войны, здравоохранения, Всемирная почтовая конвенция, Конвенция о сотрудничестве на море и т. д.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в си-
67
лу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17).
Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреемства, если в момент его правопреемства государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства. Согласно п. 1 ст. 19 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров, «если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора». Подписание государством-преемником договора, если иное намерение не вытекает из положений договора или не установлено иным образом, рассматривается как выражение его намерения распространить этот договор на всю территорию, за международные отношения которой государство-предшественник несло ответственность. Когда же из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении нового независимого государства явилось бы несовместимым с объектом и Целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то данное государство в таком многостороннем Договоре участвовать не может. Кроме того, если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что Участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, «новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этого договора только
68
при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19). Следует также иметь в виду, что когда договор не считается находящимся в силе в отношении какого-либо государства на основании Венской конвенции о правопреемстве государств 1978 г., то это обстоятельство ни в коей мере не затрагивает обязанности данного государства выполнять любое записанное в договоре обязательство, которое имеет для него силу в соответствии с международным правом независимо от договора.
Государства, возникшие в результате освобождения их народов от колониальной зависимости, как правило, подтверждали участие в многосторонних договорах, которые были связаны с укреплением мира, .поддержанием добрососедских отношений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из московского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей ответственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. присоединился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые государства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отношении которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров устанавливает также условия преемства обязательств по двусторонним соглашениям. Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, если: «а) они явственно договорились об этом; Ь) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность» (ст. 24).
Примером закрепления правопреемства на основе «явственной договоренности» новых государств в отношении определенных международных договоров прекратившего свое существование субъекта — СССР — может служить содержание Протокола о применении подписанного 3 февраля 1994 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о международном автомобильном сообщении. Согласно ст. 4 Протокола, подписанного одновременно с указанным Соглашением, «Договаривающиеся
69
Стороны согласились сохранить действующий порядок осуществления международных перевозок, установленный ранее заключенными межправительственными соглашениями СССР с другими странами, а также действие конвенций и других соглашений в области автомобильного транспорта, участником которых являлся СССР».
В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника. Исключение составляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином или из договора явствует либо иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31).
Когда же часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, презюмируется следующее решение: «а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника; Ь) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника» (ст. 34).
Правопреемство в отношении государственной собственности. Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или
70
уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику. Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная схего деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику. Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе: «а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится; Ь) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях; с) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; d) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях» (ст. 18).
Когда часть территории государства передается им другому государству, переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. Если же соглашение отсутствует, то недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая собственность также переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, ставшей объектом правопреемства (ст. 14).
Правопреемство в отношении государственных архивов. Государственные архивы являются частью государственного имущества. В связи с этим правила правопреемства в отношении го-
71
сударственных архивов во многом близки правилам, установленным для правопреемства государственной собственности как таковой. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству. Та часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией — объекта правопреемства — должна находиться на этой территории, переходит к новому независимому государству (ст. 28).
Когда государство разделяется и прекращает свое существование и на бывшей его территории образуются два или несколько государств-преемников, если последние не договорились иначе, часть государственных архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).
Однако проблема целостности архивных фондов, исключительная важность содержащейся в них информации порождают определенную специфику этого вопроса. Поэтому Венская конвенция 1983 г., касаясь разделения государства, устанавливает при решении вопроса принцип справедливости и учета всех соответствующих обстоятельств. Подробнейший подход определен при правопреемстве нового независимого государства. В частности, в определенных Конвенцией случаях он предусматривает возможность заключения соглашений между новым независимым государством и государством-предшественником по поводу перехода или надлежащего воспроизведения частей государственных архивов последнего «таким образом, чтобы каждое из этих государств могло самым широким и справедливым, насколько это возможно, образом извлекать пользу из этих частей государственных архивов государства-предшественника» (ст. 28). Соглашения подобного рода не должны наносить ущерб правам народов государств-участников на развитие, на информацию об их истории и на их культурное достояние. При этом государство-предшественник обязано предоставить новому независимому государству достоверные архивные сведения, которые касаются титулов на территорию или границы последнего или необходимы для выяснения смысла определенных документов государства-предшественника, переходящих к новому неза-
висимому государству. Государство-предшественник обязано также сотрудничать с государством-преемником в деле возвращения ему любых архивов, принадлежащих территории — объекту правопреемства — и рассеявшихся в период зависимости.
Правопреемство в отношении государственных долгов. Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств само по себе не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому она однозначно исходит из того, что, когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику. В остальных случаях, т. е. при передаче части территории государства, отделении части или частей его территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник либо государства прежнего субъекта) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение, заключенное новым независимым государством, не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и осуществление этого соглашения не должно подрывать основ экономического благосостояния данного государства. Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Если преемник возникает как новое независимое государство в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части или частей территории другого государства либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст. 37—38, 40—41).
73
- Раздел I Основные понятия и общие институты международного права
- Раздел I основные понятия и общие институты международного права
- Глава 1 понятие международного права, предмет регулирования
- § 1. Понятие международного права
- § 2. Предмет регулирования международного права 7
- § 2. Предмет регулирования международного права
- § 2. Предмет регулирования международного права 9
- Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования
- § 2. Предмет регулирования международного права
- § 3. Международное право как особая правовая система
- § 3. Международное право как особая правовая система 13
- § 4. Основные черты современного международного права
- § 4. Основные черты современного международного права
- § 4. Основные черты современного международного права
- Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования
- § 5. Система международного права
- § 5. Система международного права
- § 6. Международное публичное и международное частное право 21
- § 6. Международное публичное право и международное частное право
- § 6. Международное публичное и международное частное право 23
- Глава 2 возникновение и развитие международного права
- § 1. Древний мир
- § 1. Древний мир
- § 2. От падения Римской империи до Вестфальского мира
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- § 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
- § 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон и формированию современного международного права
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон 41
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон 43
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- Глава 3 субъекты международного права
- § 1. Понятие и виды субъектов международного права
- § 2. Международная правосубъектность
- § 3. Государства — основные субъекты международного права
- § 4. Постоянно-нейтральные государства
- § 5. Признание государств
- § 6. Правопреемство государств
- § 7. Федеративные государства как субъекты международного права
- § 8. Российская Федерация как субъект международного права
- § 9. Участие субъектов Российской Федерации в международных связях
- § 10. Государствоподобные образования
- § 11. Международная правосубъектность народов (наций)
- § 12. Правосубъектность международных организаций
- § 13. Международно-правовой статус индивидов
- Глава 4 нормы международного права
- § 1. Понятие норм международного права
- § 2. Создание норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 3. Виды норм международного права
- § 3. Виды норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 3. Виды норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 4. Иерархия норм международного права
- § 4. Иерархия норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 5. Кодификация международного права
- § 5. Кодификация международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 5. Кодификация международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 1. Понятие и виды источников международного права
- Глава 5 источники международного права
- § 1. Понятие и виды источников международного права
- § 2. Международный договор — основной источник международного права1
- § 2. Международный договор как источник международного права 113
- Глава 5. Источники международного права
- § 4. Акты международных конференций
- § 3. Международный обычай
- § 4. Акты международных конференций
- Глава 5. Источники международного права
- § 4. Акты международных конференций
- Глава 5. Источники международного права
- § 5. Акты международных организаций
- § 5. Акты международных организаций
- Глава 5. Источники международного права
- § 6. Акты международных судебных органов
- § 6. Акты международных судебных органов
- Глава 6 основные принципы международного права
- § 1. Суверенное равенство государств
- § 2. Невмешательство во внутренние дела
- § 3. Равноправие и самоопределение народов
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 5. Мирное урегулирование споров
- § 4. Неприменение силы или угрозы силой
- § 5. Мирное урегулирование споров
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 6. Нерушимость границ
- § 6. Нерушимость границ
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 7. Территориальная целостность государств
- § 8. Уважение прав человека и основных свобод
- § 8. Уважение прав человека и основных свобод
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 9. Сотрудничество государств
- § 9. Сотрудничество государств
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 10. Добросовестное выполнение международных обязательств
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 1. Международное право и внутригосударственное право
- Глава 7 международное право и внутригосударственное право
- § 1. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы
- § 2. Функции международного права во внутригосударственной сфере
- § 3. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства
- § 4. Взаимодействие международных договоров и национального законодательства в правоприменительном процессе
- Глава 8 реализация норм международного права
- § 1. Понятие и формы реализации норм международного права
- § 2. Содержание процесса реализации норм
- § 2. Содержание процесса реализации норм
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 5. Внутригосударственный нормативный механизм реализации 179
- § 5. Внутригосударственный нормативный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм 181
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм 183
- Глава 8. Реализация норм международного права
- Глава 9 международно-правовая ответственность
- § 1. Понятие международно-правовой ответственности
- § 2. Основания международно-правовой ответственности
- § 3. Нарушение международного обязательства
- § 4. Виды международных правонарушений
- § 5. Отграничение правонарушений от смежных деяний
- § 6. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности
- § 7. Ответственность за правомерную деятельность
- § 8. Виды и формы международно-правовой ответственности
- § 9. Осуществление ответственности
- Глава 10 международное право и международное правосудие
- § 1. Международные судебные учреждения
- § 1. Международные судебные учреждения
- § 2. Международный Суд оон
- § 2. Международный Суд оон
- § 2. Международный Суд оон
- § 3. Арбитражный (третейский) суд
- § 3. Арбитражный (третейский) суд
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 4. Международный трибунал по морскому праву
- § 4. Международный трибунал по морскому праву
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 5. Суд Европейских сообществ
- § 5. Суд Европейских сообществ
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 6. Экономический суд снг
- § 6. Экономический суд снг
- § 6. Экономический суд снг
- § 7. Европейский Суд по правам человека
- § 7. Европейский Суд по правам человека
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд 227
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд 229
- Глава 11 международное право в деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти
- § 1. Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти
- § 1. Международные договоры Российской Федерации
- § 1. Международные договоры Российской Федерации
- § 2. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 3. Применение международно-правовых норм Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 4. Применение международно-правовых норм Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и другими арбитражными судами
- § 4. Применение международно-правовых норм вас рф
- § 4. Применение международно-правовых норм вас рф
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности прокуратуры 267
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности прокуратуры 269
- § 6. Международно-правовые нормы в деятельности Минюста России 271
- § 6. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности мвд России 273
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности мвд России 275
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности гтк России 277
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности Государственного таможенного комитета Российской Федерации
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности гтк России 279
- Раздел II отрасли международного права
- Глава 12 право международных договоров
- § 1. Понятие и источники права международных договоров
- § 2. Стороны в международном договоре
- § 3. Заключение международных договоров
- § 4. Опубликование и регистрация договоров
- § 5. Действие договора во времени и пространстве
- § 6. Договоры и третьи государства
- § 7. Толкование договоров
- § 8. Недействительность договоров
- § 9. Прекращение и приостановление действия договоров
- Глава 13 право внешних сношений
- § 1. Понятие и источники права внешних сношений
- § 2. Органы внешних сношений
- § 3. Дипломатические представительства и их функции
- § 3. Дипломатические представительства: порядок создания, функции
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 3. Дипломатические представительства и их функции
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты 317
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 5. Консульские учреждения
- § 5. Консульские учреждения
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 5. Консульские учреждения
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 6. Торговые представительства
- § 6. Торговые представительства
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 7. Постоянные представительства при международных организациях
- § 8. Специальные миссии
- § 8. Специальные миссии
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 9. Международные конференции
- § 9. Международные конференции
- Глава 13. Право внешних сношений
- Глава 13. Право внешних сношений
- Глава 14 право международных организаций
- § 1. Понятие и источники права международных организаций
- Глава 14. Право международных организаций
- § 2. Виды международных организаций
- § 2. Виды международных организаций
- Глава 14. Право международных организаций
- § 3. Юридическая природа международной организации
- § 3. Юридическая природа международной организации
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- § 4. Организация Объединенных Наций: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 6. Специализированные учреждения оон
- § 6. Специализированные учреждения оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 7. Региональные международные организации
- § 7. Региональные международные организации (общая характеристика)
- Глава 14. Право международных организаций
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Глава 14. Право международных организаций
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 10. Совет Европы
- § 10. Совет Европы
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- § 11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- § 11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- Глава 15 международное гуманитарное право
- § 1. Понятие международного гуманитарного права
- § 2. Источники международного гуманитарного права
- § 3. Международные стандарты прав и свобод человека
- § 4. Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека
- § 5. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
- § 6. Гражданство и международное право
- § 7. Статус иностранных граждан и международное право
- § 8. Статус беженцев
- § 9. Право убежища
- Глава 16 правовая помощь и иные формы правового сотрудничества
- § 1. Понятие правовой помощи и источники
- § 1. Понятие правовой помощи и источники
- § 2. Общие вопросы правовой помощи
- § 2. Общие вопросы правовой помощи
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- Глава 17 международное уголовное право
- § 1. Понятие международного уголовного права
- § 2. Источники международного уголовного права
- § 2. Источники международного уголовного права
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 2. Источники международного уголовного права
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- § 3. Международные преступления и преступления международного характера
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 4. Обязательства государств и международные конвенции
- § 4. Обязательства государств в соответствии с международными конвенциями
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 5. Механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- § 5. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 5. Механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- Глава 18 право международной безопасности
- § 1. Понятие и источники права международной безопасности
- § 2. Роль международного права в предотвращении войны
- § 3. Коллективная безопасность
- § 4. Разоружение и ограничение вооружений
- § 5. Меры укрепления доверия, международный контроль
- Глава 19 вооруженные конфликты и международное право
- § 1. Понятие и источники права вооруженных конфликтов
- § 2. Начало войны и его правовые последствия
- § 2. Начало войны и его правовые последствия
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 3. Участники вооруженного конфликта
- § 3. Участники вооруженного конфликта
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 4. Запрещение или ограничение методов ведения войны
- § 4. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 5. Защита раненых, больных и военнопленных
- § 5. Защита раненых, больных и военнопленных
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 6. Правовой режим военной оккупации
- § 6. Правовой режим военной оккупации
- § 7. Защита культурных ценностей
- § 8. Окончание войны и его правовые последствия 493
- § 8. Окончание войны и его правовые последствия
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава 20 территория и международное право
- § 1. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
- Глава 20. Территория и международное право
- § 2. Государственная территория
- § 2. Государственная территория
- Глава 20. Территория и международное право
- § 2. Государственная территория
- Глава 20. Территория и международное право
- § 3. Государственные границы
- § 3. Государственные границы
- Глава 20. Территория и международное право
- § 3. Государственные границы
- Глава 20. Территория и международное право
- § 4. Международные реки
- § 4. Международные реки
- Глава 20. Территория и международное право
- § 5. Международные каналы
- § 5. Международные каналы
- Глава 20. Территория и международное право
- Глава 21 международное морское право
- § 1. Понятие и источники международного морского права
- § 1. Понятие и источники международного морского права
- Глава 21. Международное морское право
- § 2. Внутренние морские воды
- § 2. Внутренние морские воды
- Глава 21. Международное морское право
- § 2. Внутренние морские воды
- Глава 21. Международное морское право
- § 3. Территориальное море
- § 3. Территориальное море
- Глава 21. Международное морское право
- § 3. Территориальное море
- Глава 21. Международное морское право
- § 5. Международные проливы
- § 4. Прилежащая зона
- § 5. Международные проливы
- Глава 21. Международное морское право
- § 6. Исключительная экономическая зона
- § 6. Исключительная экономическая зона
- Глава 21. Международное морское право
- § 6. Исключительная экономическая зона
- Глава 21. Международное морское право
- § 7. Континентальный шельф
- § 7. Континентальный шельф
- Глава 21. Международное морское право
- § 7. Континентальный шельф
- Глава 21. Международное морское право
- § 8. Открытое море
- § 8. Открытое море
- Глава 21. Международное морское право
- § 8. Открытое море
- Глава 21. Международное морское право
- Глава 22 международное воздушное право
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права 545
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 2. Полеты над государственной территорией
- § 2. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 2. Полеты над государственной территорией
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 3. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
- § 3. Правовое регулирование полетов
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 4. Коммерческие права в международных воздушных сообщениях
- Глава 22. Международное воздушное право
- Глава 23 международное космическое право
- § 1. Понятие и источники международного космического права
- Глава 23. Международное космическое право
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 559
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- Глава 23. Международное космическое право
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 561
- Глава 23. Международное космическое право
- § 3. Правовой режим космических объектов
- § 3. Правовой режим космических объектов
- Глава 23. Международное космическое право
- § 3. Правовой режим космических объектов
- Глава 23. Международное космическое право
- § 4. Космические экипажи
- § 5. Правовые формы сотрудничества государств в космосе
- § 5. Правовые формы сотрудничества государств в космосе
- Глава 23. Международное космическое право
- Глава 23. Международное космическое право
- Глава 24 правовой режим антарктики
- § 1. Антарктика как международная территория
- § 2. Регламентация деятельности в Антарктике
- Глава 24. Правовой режим Антарктики
- § 2. Регламентация деятельности в Антарктике
- Глава 24. Правовой режим Антарктики
- Глава 25 международное право окружающей среды
- § 1. Понятие и источники международного права окружающей среды
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 1. Понятие и источники международного права окружающей среды 577
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 2. Формы сотрудничества
- § 2. Формы сотрудничества
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 3. Охрана планетарной среды и космического пространства
- § 3. Охрана планетарной среды и космического пространства
- § 4. Охрана морской среды
- § 5. Охрана животного и растительного мира
- § 5. Охрана животного и растительного мира
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- Глава 26 международное экономическое право
- § 1. Понятие и источники международного экономического права
- Глава 26. Международное экономическое право
- § 2. Сотрудничество в области торговли
- § 2. Сотрудничество в области торговли
- Глава 26. Международное экономическое право
- § 3. Таможенное сотрудничество
- § 3. Таможенное сотрудничество
- Глава 26. Международное экономическое право
- 101990, Москва, Колпачный пер., 9а