§ 3. Международные стандарты прав и свобод человека
Первостепенное значение Международных пактов о правах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека и относящихся к различным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.
Стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения либо конкретизации.
Именно такой смысл стандартов хорошо выражен в ст. 19 Устава МОТ, согласно которой конвенции или рекомендации в рамках МОТ не затрагивают «какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают за-
Далее - УИК РФ.
385
интересованным трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией». В одном из официальных изданий МОТ (1995 г.) конвенции и рекомендации квалифицируются как минимальные нормы.
Можно обозначить следующие функции стандартов:
1) определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств — участников пактов и других конвенций;
2) формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;
3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;
4) фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и даже запретами.
Оба пакта характеризуются закреплением связи между правовым статусом личности и правом народов на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
В одном аспекте пакты отличаются друг от друга: если в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах каждое государство «обязуется уважать и обеспечивать» признаваемые в Пакте права, то, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждое государство обязуется «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление» признаваемых в Пакте прав.
Соотношение между международно-правовыми стандартами и нормами законодательства РФ выражается прежде всего в принципиальной согласованности международного и внутригосударственного перечней прав и свобод, их содержания и средств обеспечения и защиты.
Структура гл. 2 Конституции РФ, не воспроизводящая, естественно, построения пактов о правах человека, позволяет за-
386
фиксировать на национальном уровне почти все гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права (по отношению к последним трем группам в государствоведе-нии широко используется термин «социально-экономические права»).
Заметным отступлением в этом плане является отсутствие в конституционном перечне положения ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где признается «право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». Очевидно, даже с учетом нынешней ситуации уместно было бы предусмотреть такое право, тем более в контексте приведенной выше формулировки данного Пакта о постепенном полном осуществлении признаваемых в Пакте прав в максимальных пределах имеющихся ресурсов.
Следует подчеркнуть, что в международном гуманитарном праве отвергается деление прав и свобод по степени их значимости для человека. Целостный взгляд на проблему четко выражен в тексте Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что все права и свободы являются существенными для свободного и полного развития личности, что все права и свободы «имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами». Эта же мысль выражена в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека 1993 г.: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием».
Такой подход важно иметь в виду потому, что в отечественной юридической литературе предпринимались попытки «ранжировать» права и свободы, выдвигая на первый план личные («естественные») права и принижая смысл социально-экономических прав.
Согласование содержания прав и свобод на международном и национальном уровнях хорошо выражено в регламентации права на жизнь (ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 20 Конституции РФ), права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9, 10, 14, 15 Пакта и ст. 22, 47, 48, 49, 50,
387
51 Конституции), права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, выезд за пределы государства (соответственно ст. 12 и 27), права на труд (ст. 6, 7 и 8 Пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 37 Конституции РФ).
Представляет интерес сопоставление международно-правовой и конституционной оценки принудительного труда. Международно-правовые решения содержатся в Пакте о гражданских и политических правах и в ранее принятых конвенциях МОТ — о принудительном труде 1930 г. и об упразднении принудительного труда 1957 г., а также в двух региональных актах — Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Согласно ч. 3 ст. 8 Пакта «никто не может принуждаться к принудительному или обязательному труду», но здесь же дается толкование, что термином «принудительный труд» не охватываются: «а) работа или служба, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; Ь) служба военного характера или заменяющая ее по политическим и религиозно-этническим мотивам служба; с) служба в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения; d) работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности»1.
Конституционная норма предельно лаконична: «Принудительный труд запрещен» (ч. 2 ст. 37). Очевидно, эта формулировка может и должна применяться только с учетом разъяснений, данных в Пакте, а также в конвенциях. В новый ТрК РФ, принципы которого основаны на международно-правовых нормах, включена ст. 4 «Запрещение принудительного труда». В ней вслед за воспроизведением указанного положения характеризуются понятие и компоненты принудительного труда, а затем дается такая формулировка:
1 Эта норма с некоторыми модификациями воспроизведена в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (ч. 3 ст. 4), но перечень дополнен еще одним пунктом: выполнение обязанностей родителями по созданию необходимых условий для ребенка и совершеннолетними детьми по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей.
388
«Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров».
Весьма своеобразно отношение международного гуманитарного права к праву частной собственности и к праву предпринимательской деятельности, которые зафиксированы ныне в Конституции РФ (ст. 34 и 35). Как это ни парадоксально, но Пакт об экономических, социальных и культурных правах, открывающий перечень правом на труд, вообще умалчивает об этих правах, а Всеобщая декларация прав человека ограничивалась закреплением права каждого человека «владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими». Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (не в основном тексте, а в Протоколе № 1) фиксирует право каждого физического или юридического лица «беспрепятственно пользоваться своим имуществом», оговаривая возможность лишения имущества только «в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права». Признание права собственности и права предпринимательства на уровне международно-правового акта связано с Парижской хартией для новой Европы, принятой в рамках СБСЕ в ноябре 1990 г. Государства-участники подтвердили, что каждый человек имеет право «владеть собственностью единолично или совместно с другими и заниматься предпринимательством».
Принятие государством в соответствии с его конституционными процедурами законодательных, административных и судебных мер в целях закрепления, обеспечения и защиты прав и
389
свобод человека квалифицируется в пактах и конвенциях как международное обязательство государства.
Пакты и конвенции презюмируют право государства устанавливать определенные ограничения в качестве условий пользования правами и предохранительных мер против неправомерных действий пользователей. Еще Всеобщая декларация прав человека предусмотрела, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», в связи с чем оговорила возможность устанавливаемых законом ограничений при осуществлении прав и свобод. Формулировка мотива ограничений («с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе») была перенесена с некоторыми модификациями в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ст. 9—11, также ст. 2 Протокола №4 к Конвенции), в Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 12, 18—22) и в Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека (ст. 10—12, 22), причем помимо названных в Декларации факторов в ряде случаев указаны и такие, как охрана государственной безопасности, здоровья или нравственности населения. С таким подходом полностью согласована норма ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающая возможность ограничений исключительно федеральным законом.
Наряду с этим в одну из статей Пакта о гражданских и политических правах включены обращенные к государствам требования относительно запрета определенных действий, что также следует оценивать в контексте ограничительных мер. Согласно ст. 20 должны быть запрещены всякая пропаганда войны и всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти как подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. В этой связи отметим значение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., которая содержит наряду с осуждением конкретные меры государств по запрету, пресечению и преследованию актов расовой дискриминации и ее безусловному устранению.
Эта Конвенция вместе с Конвенцией о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. оказались весьма эффективными в комплексе международных и национальных
390
мер, обеспечивавших прогрессивные сдвиги в Южной Африке, которые завершились упразднением режима апартеида и качественными преобразованиями государственного строя в Южно-Африканской Республике.
Сегодня в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы, подписанием и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод (вместе с рядом протоколов к ней) и других европейских конвенций особую актуальность приобретают нормы этих региональных международных актов, признанных нашим государством.
Иногда говорят о «европейских стандартах» прав и свобод человека. Некоторые такого ряда специфические стандарты действительно существуют, если иметь в виду формулировки отдельных прав и особенно их гарантии, механизм их осуществления. И все же в своей основе действующие ныне универсальные, т. е. содержащиеся в рассмотренных международных пактах, и европейские стандарты прав и свобод человека однородны и обладают общими ценностными характеристиками.
Специфика Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод заключается в том, что ее собственный текст органически совмещается с текстами принятых в разное время протоколов к ней. Эти протоколы являются в большинстве своем самостоятельными юридическими документами, но их положения рассматриваются как дополнительные статьи Конвенции. Конвенция и протоколы к ней представляют собой целостный нормативный комплекс.
Так, в основном тексте Конвенции не были предусмотрены такие существенные права, как право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, право на образование, право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства в пределах территории государства и т. д. Они были включены в протоколы.
Формулировка ст. 2 Конвенции о праве на жизнь допускает лишение жизни во исполнении смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Однако восприятие этой статьи сегодня не может быть истинным без учета предписания Протокола № 6 к Конвенции относительно отмены смертной казни от 28 апреля 1983 г., в ст. 1 которого сказано:
391
«Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен».
Этот Протокол от имени Российской Федерации был подписан 16 апреля 1997 г., но не прошел процедуру ратификации и, следовательно, не вступил в силу для Российской Федерации. Однако следует иметь в виду, что, согласно ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров, в период после подписания договора под условием ратификации, принятия или утверждения до вступления договора в силу государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.
Характеристика международно-правовых норм в качестве международных стандартов прав и свобод человека предполагает комплексную оценку правового статуса личности в контексте как конституционных, так и конвенционных предписаний.
Получило распространение суждение, согласно которому права и свободы приобретают качества элементов правового статуса человека только благодаря закреплению в конституции и ином внутригосударственном законодательстве. При таком подходе те права, которые сформулированы исключительно в международных договорах, не признаются субъективными правами граждан государства, в законах которого те или иные права не названы.
Комплексный правовой статус индивида включает в себя права и свободы независимо от юридических форм и средств их воплощения. Достоянием личности являются в равной мере как те права, которые закреплены во внутригосударственных нормативных предписаниях, так и те, которые содержатся в межгосударственных согласованных решениях.
При отсутствии конституционной или иной внутригосударственной регламентации, а также при несовпадающих нормативных формулировках на конституционном и конвенционном уровнях международные стандарты могут не только выступать в качестве нормативного минимума, определяющего состояние внутригосударственной регламентации, но и быть самостоятельным и непосредственным регулятором
Таким образом, правовой статус личности включает в себя права и свободы, провозглашенные в международных договорах, т. е. международно признанные права и свободы. Эти права и свободы становятся непосредственно действующими в смысле ст. 18 Конституции РФ как в ситуациях их применения
392
национальными судами и другими органами государства, так и в случаях международной защиты при обращениях индивидов в межгосударственные органы, в том числе в Европейский Суд по правам человека.
- Раздел I Основные понятия и общие институты международного права
- Раздел I основные понятия и общие институты международного права
- Глава 1 понятие международного права, предмет регулирования
- § 1. Понятие международного права
- § 2. Предмет регулирования международного права 7
- § 2. Предмет регулирования международного права
- § 2. Предмет регулирования международного права 9
- Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования
- § 2. Предмет регулирования международного права
- § 3. Международное право как особая правовая система
- § 3. Международное право как особая правовая система 13
- § 4. Основные черты современного международного права
- § 4. Основные черты современного международного права
- § 4. Основные черты современного международного права
- Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования
- § 5. Система международного права
- § 5. Система международного права
- § 6. Международное публичное и международное частное право 21
- § 6. Международное публичное право и международное частное право
- § 6. Международное публичное и международное частное право 23
- Глава 2 возникновение и развитие международного права
- § 1. Древний мир
- § 1. Древний мир
- § 2. От падения Римской империи до Вестфальского мира
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- § 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
- § 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон и формированию современного международного права
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон 41
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон 43
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- Глава 3 субъекты международного права
- § 1. Понятие и виды субъектов международного права
- § 2. Международная правосубъектность
- § 3. Государства — основные субъекты международного права
- § 4. Постоянно-нейтральные государства
- § 5. Признание государств
- § 6. Правопреемство государств
- § 7. Федеративные государства как субъекты международного права
- § 8. Российская Федерация как субъект международного права
- § 9. Участие субъектов Российской Федерации в международных связях
- § 10. Государствоподобные образования
- § 11. Международная правосубъектность народов (наций)
- § 12. Правосубъектность международных организаций
- § 13. Международно-правовой статус индивидов
- Глава 4 нормы международного права
- § 1. Понятие норм международного права
- § 2. Создание норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 3. Виды норм международного права
- § 3. Виды норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 3. Виды норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 4. Иерархия норм международного права
- § 4. Иерархия норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 5. Кодификация международного права
- § 5. Кодификация международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 5. Кодификация международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 1. Понятие и виды источников международного права
- Глава 5 источники международного права
- § 1. Понятие и виды источников международного права
- § 2. Международный договор — основной источник международного права1
- § 2. Международный договор как источник международного права 113
- Глава 5. Источники международного права
- § 4. Акты международных конференций
- § 3. Международный обычай
- § 4. Акты международных конференций
- Глава 5. Источники международного права
- § 4. Акты международных конференций
- Глава 5. Источники международного права
- § 5. Акты международных организаций
- § 5. Акты международных организаций
- Глава 5. Источники международного права
- § 6. Акты международных судебных органов
- § 6. Акты международных судебных органов
- Глава 6 основные принципы международного права
- § 1. Суверенное равенство государств
- § 2. Невмешательство во внутренние дела
- § 3. Равноправие и самоопределение народов
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 5. Мирное урегулирование споров
- § 4. Неприменение силы или угрозы силой
- § 5. Мирное урегулирование споров
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 6. Нерушимость границ
- § 6. Нерушимость границ
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 7. Территориальная целостность государств
- § 8. Уважение прав человека и основных свобод
- § 8. Уважение прав человека и основных свобод
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 9. Сотрудничество государств
- § 9. Сотрудничество государств
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 10. Добросовестное выполнение международных обязательств
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 1. Международное право и внутригосударственное право
- Глава 7 международное право и внутригосударственное право
- § 1. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы
- § 2. Функции международного права во внутригосударственной сфере
- § 3. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства
- § 4. Взаимодействие международных договоров и национального законодательства в правоприменительном процессе
- Глава 8 реализация норм международного права
- § 1. Понятие и формы реализации норм международного права
- § 2. Содержание процесса реализации норм
- § 2. Содержание процесса реализации норм
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 5. Внутригосударственный нормативный механизм реализации 179
- § 5. Внутригосударственный нормативный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм 181
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм 183
- Глава 8. Реализация норм международного права
- Глава 9 международно-правовая ответственность
- § 1. Понятие международно-правовой ответственности
- § 2. Основания международно-правовой ответственности
- § 3. Нарушение международного обязательства
- § 4. Виды международных правонарушений
- § 5. Отграничение правонарушений от смежных деяний
- § 6. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности
- § 7. Ответственность за правомерную деятельность
- § 8. Виды и формы международно-правовой ответственности
- § 9. Осуществление ответственности
- Глава 10 международное право и международное правосудие
- § 1. Международные судебные учреждения
- § 1. Международные судебные учреждения
- § 2. Международный Суд оон
- § 2. Международный Суд оон
- § 2. Международный Суд оон
- § 3. Арбитражный (третейский) суд
- § 3. Арбитражный (третейский) суд
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 4. Международный трибунал по морскому праву
- § 4. Международный трибунал по морскому праву
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 5. Суд Европейских сообществ
- § 5. Суд Европейских сообществ
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 6. Экономический суд снг
- § 6. Экономический суд снг
- § 6. Экономический суд снг
- § 7. Европейский Суд по правам человека
- § 7. Европейский Суд по правам человека
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд 227
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд 229
- Глава 11 международное право в деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти
- § 1. Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти
- § 1. Международные договоры Российской Федерации
- § 1. Международные договоры Российской Федерации
- § 2. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 3. Применение международно-правовых норм Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 4. Применение международно-правовых норм Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и другими арбитражными судами
- § 4. Применение международно-правовых норм вас рф
- § 4. Применение международно-правовых норм вас рф
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности прокуратуры 267
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности прокуратуры 269
- § 6. Международно-правовые нормы в деятельности Минюста России 271
- § 6. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности мвд России 273
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности мвд России 275
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности гтк России 277
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности Государственного таможенного комитета Российской Федерации
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности гтк России 279
- Раздел II отрасли международного права
- Глава 12 право международных договоров
- § 1. Понятие и источники права международных договоров
- § 2. Стороны в международном договоре
- § 3. Заключение международных договоров
- § 4. Опубликование и регистрация договоров
- § 5. Действие договора во времени и пространстве
- § 6. Договоры и третьи государства
- § 7. Толкование договоров
- § 8. Недействительность договоров
- § 9. Прекращение и приостановление действия договоров
- Глава 13 право внешних сношений
- § 1. Понятие и источники права внешних сношений
- § 2. Органы внешних сношений
- § 3. Дипломатические представительства и их функции
- § 3. Дипломатические представительства: порядок создания, функции
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 3. Дипломатические представительства и их функции
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты 317
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 5. Консульские учреждения
- § 5. Консульские учреждения
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 5. Консульские учреждения
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 6. Торговые представительства
- § 6. Торговые представительства
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 7. Постоянные представительства при международных организациях
- § 8. Специальные миссии
- § 8. Специальные миссии
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 9. Международные конференции
- § 9. Международные конференции
- Глава 13. Право внешних сношений
- Глава 13. Право внешних сношений
- Глава 14 право международных организаций
- § 1. Понятие и источники права международных организаций
- Глава 14. Право международных организаций
- § 2. Виды международных организаций
- § 2. Виды международных организаций
- Глава 14. Право международных организаций
- § 3. Юридическая природа международной организации
- § 3. Юридическая природа международной организации
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- § 4. Организация Объединенных Наций: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 6. Специализированные учреждения оон
- § 6. Специализированные учреждения оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 7. Региональные международные организации
- § 7. Региональные международные организации (общая характеристика)
- Глава 14. Право международных организаций
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Глава 14. Право международных организаций
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 10. Совет Европы
- § 10. Совет Европы
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- § 11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- § 11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- Глава 15 международное гуманитарное право
- § 1. Понятие международного гуманитарного права
- § 2. Источники международного гуманитарного права
- § 3. Международные стандарты прав и свобод человека
- § 4. Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека
- § 5. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
- § 6. Гражданство и международное право
- § 7. Статус иностранных граждан и международное право
- § 8. Статус беженцев
- § 9. Право убежища
- Глава 16 правовая помощь и иные формы правового сотрудничества
- § 1. Понятие правовой помощи и источники
- § 1. Понятие правовой помощи и источники
- § 2. Общие вопросы правовой помощи
- § 2. Общие вопросы правовой помощи
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- Глава 17 международное уголовное право
- § 1. Понятие международного уголовного права
- § 2. Источники международного уголовного права
- § 2. Источники международного уголовного права
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 2. Источники международного уголовного права
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- § 3. Международные преступления и преступления международного характера
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 4. Обязательства государств и международные конвенции
- § 4. Обязательства государств в соответствии с международными конвенциями
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 5. Механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- § 5. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 5. Механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- Глава 18 право международной безопасности
- § 1. Понятие и источники права международной безопасности
- § 2. Роль международного права в предотвращении войны
- § 3. Коллективная безопасность
- § 4. Разоружение и ограничение вооружений
- § 5. Меры укрепления доверия, международный контроль
- Глава 19 вооруженные конфликты и международное право
- § 1. Понятие и источники права вооруженных конфликтов
- § 2. Начало войны и его правовые последствия
- § 2. Начало войны и его правовые последствия
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 3. Участники вооруженного конфликта
- § 3. Участники вооруженного конфликта
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 4. Запрещение или ограничение методов ведения войны
- § 4. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 5. Защита раненых, больных и военнопленных
- § 5. Защита раненых, больных и военнопленных
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 6. Правовой режим военной оккупации
- § 6. Правовой режим военной оккупации
- § 7. Защита культурных ценностей
- § 8. Окончание войны и его правовые последствия 493
- § 8. Окончание войны и его правовые последствия
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава 20 территория и международное право
- § 1. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
- Глава 20. Территория и международное право
- § 2. Государственная территория
- § 2. Государственная территория
- Глава 20. Территория и международное право
- § 2. Государственная территория
- Глава 20. Территория и международное право
- § 3. Государственные границы
- § 3. Государственные границы
- Глава 20. Территория и международное право
- § 3. Государственные границы
- Глава 20. Территория и международное право
- § 4. Международные реки
- § 4. Международные реки
- Глава 20. Территория и международное право
- § 5. Международные каналы
- § 5. Международные каналы
- Глава 20. Территория и международное право
- Глава 21 международное морское право
- § 1. Понятие и источники международного морского права
- § 1. Понятие и источники международного морского права
- Глава 21. Международное морское право
- § 2. Внутренние морские воды
- § 2. Внутренние морские воды
- Глава 21. Международное морское право
- § 2. Внутренние морские воды
- Глава 21. Международное морское право
- § 3. Территориальное море
- § 3. Территориальное море
- Глава 21. Международное морское право
- § 3. Территориальное море
- Глава 21. Международное морское право
- § 5. Международные проливы
- § 4. Прилежащая зона
- § 5. Международные проливы
- Глава 21. Международное морское право
- § 6. Исключительная экономическая зона
- § 6. Исключительная экономическая зона
- Глава 21. Международное морское право
- § 6. Исключительная экономическая зона
- Глава 21. Международное морское право
- § 7. Континентальный шельф
- § 7. Континентальный шельф
- Глава 21. Международное морское право
- § 7. Континентальный шельф
- Глава 21. Международное морское право
- § 8. Открытое море
- § 8. Открытое море
- Глава 21. Международное морское право
- § 8. Открытое море
- Глава 21. Международное морское право
- Глава 22 международное воздушное право
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права 545
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 2. Полеты над государственной территорией
- § 2. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 2. Полеты над государственной территорией
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 3. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
- § 3. Правовое регулирование полетов
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 4. Коммерческие права в международных воздушных сообщениях
- Глава 22. Международное воздушное право
- Глава 23 международное космическое право
- § 1. Понятие и источники международного космического права
- Глава 23. Международное космическое право
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 559
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- Глава 23. Международное космическое право
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 561
- Глава 23. Международное космическое право
- § 3. Правовой режим космических объектов
- § 3. Правовой режим космических объектов
- Глава 23. Международное космическое право
- § 3. Правовой режим космических объектов
- Глава 23. Международное космическое право
- § 4. Космические экипажи
- § 5. Правовые формы сотрудничества государств в космосе
- § 5. Правовые формы сотрудничества государств в космосе
- Глава 23. Международное космическое право
- Глава 23. Международное космическое право
- Глава 24 правовой режим антарктики
- § 1. Антарктика как международная территория
- § 2. Регламентация деятельности в Антарктике
- Глава 24. Правовой режим Антарктики
- § 2. Регламентация деятельности в Антарктике
- Глава 24. Правовой режим Антарктики
- Глава 25 международное право окружающей среды
- § 1. Понятие и источники международного права окружающей среды
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 1. Понятие и источники международного права окружающей среды 577
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 2. Формы сотрудничества
- § 2. Формы сотрудничества
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 3. Охрана планетарной среды и космического пространства
- § 3. Охрана планетарной среды и космического пространства
- § 4. Охрана морской среды
- § 5. Охрана животного и растительного мира
- § 5. Охрана животного и растительного мира
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- Глава 26 международное экономическое право
- § 1. Понятие и источники международного экономического права
- Глава 26. Международное экономическое право
- § 2. Сотрудничество в области торговли
- § 2. Сотрудничество в области торговли
- Глава 26. Международное экономическое право
- § 3. Таможенное сотрудничество
- § 3. Таможенное сотрудничество
- Глава 26. Международное экономическое право
- 101990, Москва, Колпачный пер., 9а