§ 4. Взаимодействие международных договоров и национального законодательства в правоприменительном процессе
В теории международного права осуществлены исследования проблем внутригосударственной реализации норм международного права, в том числе состояния и тенденций развития национально-правового механизма такой реализации (см. гл. 8 настоящего учебника).
Можно классифицировать формы реализации по трем вариантам непосредственного применения:
1) самостоятельное применение норм международных договоров — без прямого участия норм национального законодательства, но не вне сферы их воздействия;
2) совместное применение норм международных договоров и «родственных» норм национального законодательства, что связано с функционированием обозначенных выше правоприменительных комплексов;
3) приоритетное применение норм международных договоров вместо норм национального законодательства при их взаимном несоответствии, т. е. в коллизионных ситуациях1.
Приходится констатировать, что более приемлемой в наших законодательных актах долгое время была третья форма. Такая традиция в той или иной мере ограничивает возможности участия международно-правовых норм во внутригосударственном правоприменении. Во многих законах СССР, прежде всего в Основах гражданского законодательства, Основах гражданского судопроизводства, Основах законодательства о браке и семье, впервые более трех десятилетий назад и в последующие годы появились статьи (заключительная в каждом акте) под названием «Международные договоры», реже — «Применение международных договоров». Аналогичные статьи завершали соответствующие республиканские кодексы — гражданский, гражданский процессуальный, о браке и семье, жилищный и т. д. Но в этих статьях речь шла только об одном аспекте применения — в случаях противоречия нормы закона норме договора.
Новейшие кодексы и другие федеральные законы формулируют лишь положения о приоритетном применении правил ме-
1 Коллизия (лат. collisio) — столкновение.
154
ждународного договора РФ. Таковы ст. 6 Семейного кодекса РФ1, ст. 4 Земельного кодекса РФ2, ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях3.
В современных законах РФ использование прежних наименований статей сочетается с их одноплановым содержанием, не учитывающим нормальные ситуации совместного применения. Один из таких примеров — Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», вступивший в силу 24 декабря 1994 г. Здесь лишь одна статья (ст. 29), именуемая «Международные договоры», предусматривает применение таких договоров, но только в коллизионных случаях. В качестве нормального регулятора названы исключительно внутригосударственные законы и иные нормативные правовые акты. Между тем известны договоры как многосторонние (Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г.), так и двусторонние соглашения (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий 1994 г.), рассчитанные на согласованное с национальным законодательством применение.
Поэтому предпочтительны те законы, которые ориентированы на комплексный подход. Такой метод присущ Закону РФ «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г., в ст. 9 которого совмещались указание о применении наряду с Законом регулирующих эти вопросы международных договоров РФ и положение о приоритетном применении последних в случае расхождений. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. включает международные договоры в общей форме в статью о законодательстве.
ГК РФ констатирует разностороннее участие международного права в регулировании гражданско-правовых отношений. Статья 7 «Гражданское законодательство и нормы международного права» на основе известного положения Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) предусматривает непосредственное примене-
1 Далее - СК РФ.
2 Далее - ЗК РФ.
3 Далее — КоАП РФ.
155
ние международных договоров РФ к соответствующим отношениям (ч. 2), воспроизводя и общепринятую коллизионную норму.
Отмеченный пробел многих законов не стал помехой в процессе непосредственного применения международно-правовых норм и совместного применения внутригосударственных и международно-правовых норм. Важным ориентиром и побудительным фактором в этой деятельности являются используемые в различных статьях законов отсылки к международным договорам1.
Прежде всего имеются в виду ситуации, по поводу которых в самом национальном законодательстве содержатся отсылки к международным договорам, выраженные такими формулировками: «в соответствии с международными договорами» (ч. 3 ст. 57 Закона РФ «Об образовании» 1996 г., ст. 17 и 18 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г.); «на основе международных договоров» (ч. 4 ст. 17 Закона РФ «О космической деятельности» 1993 г.); «в силу международных договоров» (ст. 36 Патентного закона РФ 1992 г.); «в случаях, предусмотренных международным договором» (ч. 3 ст. 12 УК РФ); «в порядке, определяемом международными договорами» (ст. 21 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г.).
В некоторых случаях отсылки к международным договорам имеют определяющее значение в том смысле, что с ними закон связывает применимость сформулированной в статье нормы. Закрепленное в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ право индивида обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод обусловлено наличием соответствующих международных договоров («Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации...»). Иной по содержанию смысл, но сходное функциональное назначение имело упоминание о международных договорных обязательствах в ч. 2 ст. 23 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г., регламентировавшей выход из гражданства РФ. Согласно этой
1 См.: Российская правовая система и международное право. Законодательство Российской Федерации о применении общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации (извлечения из правовых актов) / Сост. и на-Уч. ред. Г. В. Игнатенко. Екатеринбург, 1997.
156
норме ходатайство о выходе из гражданства могло быть отклонено, если гражданин проживал или намеревался поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имел либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами России, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых российским законом.
Следующий вариант отсылок — предписание нормы закона о ее применении в комплексе с «родственной» нормой международного договора. Имеются в виду ситуации, когда суд, прокуратура, любой государственный орган, в компетенцию которого входит выполнение обязательств, предусмотренных тем или иным договором, при рассмотрении и решении конкретного дела должны применить одновременно, отразив это в соответствующем правоприменительном акте, как ту норму закона, которая регулирует данный вопрос с отсылкой к договору, так и ту норму договора, которая подразумевается в отсылке. Например, согласно ст. 106 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств, принимаются нотариусом при условии их легализации органом МИДа России. Однако в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, такие документы принимаются нотариусом без легализации.
В этой связи отметим, что 31 мая 1992 г. вступила в силу для Российской Федерации Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов. Правила этой Конвенции, относящиеся и к другим ситуациям с представлением официальных документов, составленных за рубежом, применимы, естественно, лишь во взаимоотношениях с другими государствами-участниками.
В ст. 11 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» регламентация пропуска лиц, транспортных средств, товаров и животных через Государственную границу сопровождается положением о возможности упрощенного порядка пропуска граждан России и сопредельного государства в соответствии с договором РФ с этим государством.
Можно отметить две связанные с этим вопросом проблемы. Как правило, закон содержит безадресную отсылку, в связи с чем правоприменителю приходится, во-первых, устанавливать
157
наличие или отсутствие такого договора, а во-вторых, отыскивать в договоре соответствующую норму. Другая проблема обусловлена отсылочными пробелами законодательства, когда правоприменитель вынужден руководствоваться тем, что можно назвать предполагаемой отсылкой. В Особенной части УК РФ имеются всего две статьи, включающие отсылки к международным договорам (ст. 355 и 356), а прямую связь с международно-правовым регулированием, включая потребности совместного с договорными нормами применения, имеют многие другие статьи (прежде всего ст. 146, 188-189, 205, 2051, 206, 211, 227, 228, 253, 323, а также вся гл. 34).
Иной аспект совместного применения — указание в норме международного договора на применимый в данной ситуации закон. Так, согласно договорам о правовой помощи условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого он (она) является; кроме того, должны быть соблюдены требования законодательства государства, на территории которого заключается брак, в отношении препятствий к заключению брака. Этими же договорами правоприменитель обязан руководствоваться при определении дееспособности физического лица (определяется законодательством государства, гражданином которого является это лицо), при определении право- и дееспособности юридического лица (определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено).
Следует отметить распространение такого метода, как принятие в связи с заключением международного договора (одновременно со вступлением его в силу, вскоре после этого, а порой и спустя длительный период его действия) специального закона или иного правового акта, определяющего порядок применения заключенного договора, регламентирующего меры по выполнению обязательств, вытекающих из этого договора для нашего государства. Так, после присоединения СССР к Конвенции по вопросам гражданского процесса было принято постановление Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1967 г. о порядке применения в СССР этой Конвенции; в связи со вступлением в силу Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, Президиум Верховного Совета СССР издал 10 августа 1979 г. Указ о порядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из этой Кон-
158
венции. Интересна судьба применения Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Первоначально, 4 августа 1976 г., Совет Министров СССР принял постановление об утверждении Конвенции и о мероприятиях по ее выполнению. С учетом действия ее норм и в целях проведения необходимых государственных мероприятий 13 сентября 1994 г. Правительство РФ приняло новое постановление — о мерах по обеспечению обязательств Российской Стороны, вытекающих из данной Конвенции.
Известны многочисленные, случаи применения судом при рассмотрении гражданских и уголовных дел правил договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, соглашений о сотрудничестве в области социального обеспечения, об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, ряда конвенций МОТ. Интересен пример разъяснения Верховного Суда РФ, адресованного судам, относительно их действий в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 6).
Правоприменительные действия могут осложняться тем обстоятельством, что в отдельных случаях нормы законодательства РФ, как и законодательства СССР, сохраняющие силу, и нормы международных договоров РФ и СССР по одному и тому же предмету регулирования отличаются друг от друга, противоречат друг другу, т. е. находятся в коллизионном состоянии. Так, ст. 360 УК РФ «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» не в должной мере согласована с положениями Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (имеются в виду как виды действий, характеризующих состав преступления, так и особенно перечень соответствующих лиц и мотивы противоправного деяния). Разрешение такой коллизии обусловлено приведением нормы закона в соответствие с нормой договора.
Но существуют и принципиально иные ситуации: 1) когда норма закона вступает в противоречие с отдельными двусторонними договорами, сохраняя согласованность с положениями общего многостороннего договора (так, отдельные нормы советского, ныне российского, законодательства о консуль-
159
ских отношениях и консульских учреждениях, будучи состыкованными с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., не соответствуют отдельным двусторонним консульским конвенциям, заключенным в различные годы Союзом ССР и Российской Федерацией, поскольку последние отражают тенденции к унификации статуса консульских учреждений и консульских должностных лиц и традиционного статуса дипломатических представительств и их сотрудников); 2) когда норма закона вступает в противоречие с международно-правовыми нормами, содержащимися только в некоторых двусторонних договорах при отсутствии единого международного регулирования (это касается договоров о режиме Государственной границы с сопредельными странами, соглашений о сотрудничестве в области социального обеспечения, договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и т. д.). В подобных ситуациях не возникает вопрос о приведении закона в соответствие с договорами, поскольку такие отдельные договоры затрагивают частные аспекты локального регулирования.
В отношении всех коллизионных ситуаций принято говорить о приоритете (примате) норм международного права. Действительно, к настоящему времени, начиная с принятия в 1962 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, а в российском законодательстве — с принятия в 1964 г. Гражданского кодекса РСФСР1 и Гражданского процессуального кодекса РСФСР2, используется специальная норма в качестве коллизионного регулятора. Сошлемся на два примера — на первую российскую норму и на одну из современных норм. Статья 569 ГК РСФСР (в редакции 1987 г.): «Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском гражданском законодательстве, то применяются правила международного договора. Такой же порядок применяется в отношении гражданского законодательства РСФСР, если в международном договоре РСФСР установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РСФСР». Новый ГК РФ (часть первая) 1994 г. содержит следующую формулировку: «Если между-
1 Далее - ГК РСФСР.
2 Далее - ГПК РСФСР.
160
народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора» (ч. 2 ст. 7).
Сегодня коллизионный регулятор получил двоякое воплощение, будучи сориентирован как на процедуру судопроизводства, так и на выбор актов, применяемых при разрешении судами дел (споров). В определенной мере это выражено в двух нормах АПК РФ (ч. 3 ст. 3 и ч. 4 ст. 13) и в двух нормах ГПК РФ (ч. 2 ст. 1 и ч. 4 ст. 11). ГПК дает следующие формулировки:
«Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора»;
«Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора».
В первом случае имеются в виду возможные несоответствия процессуальных правил, зафиксированных в законе и в договоре. В другом речь идет о различиях норм материального права, т. е. тех норм — внутригосударственных и международных, которые регламентируют подлежащие судебной защите отношения.
Метод индивидуализированного, воплощенного в отдельных законах, коллизионного решения нельзя признать оптимальным, если учесть при этом, что в некоторых законах подобная статья вообще отсутствует (например, как в ранее действовавшем Уголовном кодексе РСФСР, так и в новом УК РФ).
Вполне закономерно было решено придать норме о приоритетном применении правил международных договоров конституционный статус, т. е. ввести ее в Конституцию РФ в качестве общего предписания: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).
При толковании этой конституционной нормы надо иметь в виду четыре обстоятельства.
Во-первых, здесь, очевидно, предполагаются не всякие, а лишь те международные договоры, которые прошли процедуру
161
ратификации в Федеральном Собрании РФ. Поскольку такая процедура предусмотрена для всех договоров, устанавливающих иные, чем в действующих законах, правила, соответственно должна презюмироваться несопоставимость с такими последствиями закона и не прошедшего почему-либо ратификацию договора.
Во-вторых, должно быть применено расширительное толкование термина «закон», охватывающее все внутригосударственные нормативные правовые акты. При ином, буквальном, понимании возможна презумпция нераспространения данной конституционной нормы на подзаконные акты. Такое пояснение касается, в частности, ГК РФ (часть первая), в котором воспроизведение ч. 4 ст. 15 Конституции сопровождается подчеркнутым разграничением актов гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3), что порождает неясность относительно судьбы норм «иных актов» при их коллизии с договорными нормами.
В-третьих, следует учитывать особый статус Конституции, хотя на международно-правовом уровне каких-либо специальных норм на этот счет нет. Конституция РФ (ч. 1 ст. 15) имеет высшую юридическую силу. Соответственно в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» сформулировано следующее предписание (ст. 22): «Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции Российской Федерации, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее положений в установленном порядке»1. При толковании указанных статей правомерен вывод о неподчинении Конституции принципу приоритетного
1 Сходные по смыслу тексты содержатся в Конституции Республики Беларусь (ст. 8), Конституции Украины (ст. 9). Особо следует выделить формулировку ст. 151 Конституции Азербайджанской Республики: «При возникновении противоречия между нормативно-правовыми актами, входящими в систему законодательства Азербайджанской Республики (исключая Конституцию Азербайджанской Республики и акты, принятые путем референдума), и межгосударственными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика, применяются международные договоры».
162
применения правил международного договора в коллизионных ситуациях. Такой подход четко выражен в научной литературе и в комментариях к Конституции РФ.
В-четвертых, может возникнуть проблема в связи с более благоприятным регулированием в законе по сравнению с договором. Ключом к верному решению может служить текст ч. 2 ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах: никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых в государстве — участнике Пакта, в силу закона не допускается под тем предлогом, что в Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме. Несколько иная редакция этой же мысли дана в ст. 41 Конвенции о правах ребенка: ничто в Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и содержатся в законе государства-участника.
Отметим, что впервые такое понимание проблемы было сформулировано на региональном уровне — в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: «Ничто в настоящей Конвенции не может быть истолковано как ограничение или умаление любого из прав человека и основных свобод, которые могут обеспечиваться законодательством любой Высокой Договаривающейся Стороны или любым соглашением, в котором она участвует» (ст. 53; в первоначальной редакции — ст. 60).
Литература
Бирюков П. Н. Нормы международного уголовно-процессуального права в правовой системе Российской Федерации. Воронеж, 2000.
Буткевич В. Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981.
Вервщетин В. С. Некоторые аспекты соотношения международного национального права в практике Международного Суда ООН // Российский юридический журнал. 2002. № 3.
Иваненко В. С. Конституции государств — участников СНГ и международное право: некоторые проблемные вопросы их соотношения // Правоведение. 2002. № 1.
163
Игнатенко Г. В. Взаимодействие внутригосударственного и международного права. Свердловск, 1981.
Игнатенко Г. В. Международное и советское право: проблемы взаимодействия правовых систем // Советское государство и право. 1985. № 1.
Игнатенко Г. В., Федоров И. В. Международно-правовые аспекты взаимодействия материальных и процессуальных норм в АПК и ГПК РФ // Российский юридический журнал. 2003. № 1.
Имплементация норм международного права во внутригосударственное право / Отв. ред. Л. В. Павлова. Минск, 2001.
Лукашук И. И. Международное право и конституции государств // Журнал российского права. 1998. № 1.
Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997.
Марочкин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998.
Марочкин С. Ю. Материальные и процессуальные вопросы применения норм международного права в судебной практике // Российский юридический журнал. 2003. № 1.
Миронов Н. В. Институт исполнения международных договоров в советском праве // Исполнение международных договоров СССР. Вопросы теории и практики: Сборник. Свердловск 1986.
Миронов Н. В. Соотношение международного договора и внутригосударственного закона // Советский ежегодник международного права. 1963. М., 1965.
Мюллерсон Р. А. Соотношение международного и национального права. М., 1982.
Рубанов А. А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М., 1984.
Талалаев А. Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1994. № 4.
Тиунов О. И. Конституция Российской Федерации и международное право // Российский ежегодник международного права. 2002. СПб., 2002.
Усенко Е. Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 1977. М., 1979.
- Раздел I Основные понятия и общие институты международного права
- Раздел I основные понятия и общие институты международного права
- Глава 1 понятие международного права, предмет регулирования
- § 1. Понятие международного права
- § 2. Предмет регулирования международного права 7
- § 2. Предмет регулирования международного права
- § 2. Предмет регулирования международного права 9
- Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования
- § 2. Предмет регулирования международного права
- § 3. Международное право как особая правовая система
- § 3. Международное право как особая правовая система 13
- § 4. Основные черты современного международного права
- § 4. Основные черты современного международного права
- § 4. Основные черты современного международного права
- Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования
- § 5. Система международного права
- § 5. Система международного права
- § 6. Международное публичное и международное частное право 21
- § 6. Международное публичное право и международное частное право
- § 6. Международное публичное и международное частное право 23
- Глава 2 возникновение и развитие международного права
- § 1. Древний мир
- § 1. Древний мир
- § 2. От падения Римской империи до Вестфальского мира
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- § 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
- § 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон и формированию современного международного права
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон 41
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон 43
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- Глава 3 субъекты международного права
- § 1. Понятие и виды субъектов международного права
- § 2. Международная правосубъектность
- § 3. Государства — основные субъекты международного права
- § 4. Постоянно-нейтральные государства
- § 5. Признание государств
- § 6. Правопреемство государств
- § 7. Федеративные государства как субъекты международного права
- § 8. Российская Федерация как субъект международного права
- § 9. Участие субъектов Российской Федерации в международных связях
- § 10. Государствоподобные образования
- § 11. Международная правосубъектность народов (наций)
- § 12. Правосубъектность международных организаций
- § 13. Международно-правовой статус индивидов
- Глава 4 нормы международного права
- § 1. Понятие норм международного права
- § 2. Создание норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 3. Виды норм международного права
- § 3. Виды норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 3. Виды норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 4. Иерархия норм международного права
- § 4. Иерархия норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 5. Кодификация международного права
- § 5. Кодификация международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 5. Кодификация международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 1. Понятие и виды источников международного права
- Глава 5 источники международного права
- § 1. Понятие и виды источников международного права
- § 2. Международный договор — основной источник международного права1
- § 2. Международный договор как источник международного права 113
- Глава 5. Источники международного права
- § 4. Акты международных конференций
- § 3. Международный обычай
- § 4. Акты международных конференций
- Глава 5. Источники международного права
- § 4. Акты международных конференций
- Глава 5. Источники международного права
- § 5. Акты международных организаций
- § 5. Акты международных организаций
- Глава 5. Источники международного права
- § 6. Акты международных судебных органов
- § 6. Акты международных судебных органов
- Глава 6 основные принципы международного права
- § 1. Суверенное равенство государств
- § 2. Невмешательство во внутренние дела
- § 3. Равноправие и самоопределение народов
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 5. Мирное урегулирование споров
- § 4. Неприменение силы или угрозы силой
- § 5. Мирное урегулирование споров
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 6. Нерушимость границ
- § 6. Нерушимость границ
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 7. Территориальная целостность государств
- § 8. Уважение прав человека и основных свобод
- § 8. Уважение прав человека и основных свобод
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 9. Сотрудничество государств
- § 9. Сотрудничество государств
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 10. Добросовестное выполнение международных обязательств
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 1. Международное право и внутригосударственное право
- Глава 7 международное право и внутригосударственное право
- § 1. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы
- § 2. Функции международного права во внутригосударственной сфере
- § 3. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства
- § 4. Взаимодействие международных договоров и национального законодательства в правоприменительном процессе
- Глава 8 реализация норм международного права
- § 1. Понятие и формы реализации норм международного права
- § 2. Содержание процесса реализации норм
- § 2. Содержание процесса реализации норм
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 5. Внутригосударственный нормативный механизм реализации 179
- § 5. Внутригосударственный нормативный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм 181
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм 183
- Глава 8. Реализация норм международного права
- Глава 9 международно-правовая ответственность
- § 1. Понятие международно-правовой ответственности
- § 2. Основания международно-правовой ответственности
- § 3. Нарушение международного обязательства
- § 4. Виды международных правонарушений
- § 5. Отграничение правонарушений от смежных деяний
- § 6. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности
- § 7. Ответственность за правомерную деятельность
- § 8. Виды и формы международно-правовой ответственности
- § 9. Осуществление ответственности
- Глава 10 международное право и международное правосудие
- § 1. Международные судебные учреждения
- § 1. Международные судебные учреждения
- § 2. Международный Суд оон
- § 2. Международный Суд оон
- § 2. Международный Суд оон
- § 3. Арбитражный (третейский) суд
- § 3. Арбитражный (третейский) суд
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 4. Международный трибунал по морскому праву
- § 4. Международный трибунал по морскому праву
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 5. Суд Европейских сообществ
- § 5. Суд Европейских сообществ
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 6. Экономический суд снг
- § 6. Экономический суд снг
- § 6. Экономический суд снг
- § 7. Европейский Суд по правам человека
- § 7. Европейский Суд по правам человека
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд 227
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд 229
- Глава 11 международное право в деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти
- § 1. Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти
- § 1. Международные договоры Российской Федерации
- § 1. Международные договоры Российской Федерации
- § 2. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 3. Применение международно-правовых норм Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 4. Применение международно-правовых норм Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и другими арбитражными судами
- § 4. Применение международно-правовых норм вас рф
- § 4. Применение международно-правовых норм вас рф
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности прокуратуры 267
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности прокуратуры 269
- § 6. Международно-правовые нормы в деятельности Минюста России 271
- § 6. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности мвд России 273
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности мвд России 275
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности гтк России 277
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности Государственного таможенного комитета Российской Федерации
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности гтк России 279
- Раздел II отрасли международного права
- Глава 12 право международных договоров
- § 1. Понятие и источники права международных договоров
- § 2. Стороны в международном договоре
- § 3. Заключение международных договоров
- § 4. Опубликование и регистрация договоров
- § 5. Действие договора во времени и пространстве
- § 6. Договоры и третьи государства
- § 7. Толкование договоров
- § 8. Недействительность договоров
- § 9. Прекращение и приостановление действия договоров
- Глава 13 право внешних сношений
- § 1. Понятие и источники права внешних сношений
- § 2. Органы внешних сношений
- § 3. Дипломатические представительства и их функции
- § 3. Дипломатические представительства: порядок создания, функции
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 3. Дипломатические представительства и их функции
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты 317
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 5. Консульские учреждения
- § 5. Консульские учреждения
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 5. Консульские учреждения
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 6. Торговые представительства
- § 6. Торговые представительства
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 7. Постоянные представительства при международных организациях
- § 8. Специальные миссии
- § 8. Специальные миссии
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 9. Международные конференции
- § 9. Международные конференции
- Глава 13. Право внешних сношений
- Глава 13. Право внешних сношений
- Глава 14 право международных организаций
- § 1. Понятие и источники права международных организаций
- Глава 14. Право международных организаций
- § 2. Виды международных организаций
- § 2. Виды международных организаций
- Глава 14. Право международных организаций
- § 3. Юридическая природа международной организации
- § 3. Юридическая природа международной организации
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- § 4. Организация Объединенных Наций: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 6. Специализированные учреждения оон
- § 6. Специализированные учреждения оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 7. Региональные международные организации
- § 7. Региональные международные организации (общая характеристика)
- Глава 14. Право международных организаций
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Глава 14. Право международных организаций
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 10. Совет Европы
- § 10. Совет Европы
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- § 11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- § 11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- Глава 15 международное гуманитарное право
- § 1. Понятие международного гуманитарного права
- § 2. Источники международного гуманитарного права
- § 3. Международные стандарты прав и свобод человека
- § 4. Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека
- § 5. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
- § 6. Гражданство и международное право
- § 7. Статус иностранных граждан и международное право
- § 8. Статус беженцев
- § 9. Право убежища
- Глава 16 правовая помощь и иные формы правового сотрудничества
- § 1. Понятие правовой помощи и источники
- § 1. Понятие правовой помощи и источники
- § 2. Общие вопросы правовой помощи
- § 2. Общие вопросы правовой помощи
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- Глава 17 международное уголовное право
- § 1. Понятие международного уголовного права
- § 2. Источники международного уголовного права
- § 2. Источники международного уголовного права
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 2. Источники международного уголовного права
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- § 3. Международные преступления и преступления международного характера
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 4. Обязательства государств и международные конвенции
- § 4. Обязательства государств в соответствии с международными конвенциями
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 5. Механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- § 5. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 5. Механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- Глава 18 право международной безопасности
- § 1. Понятие и источники права международной безопасности
- § 2. Роль международного права в предотвращении войны
- § 3. Коллективная безопасность
- § 4. Разоружение и ограничение вооружений
- § 5. Меры укрепления доверия, международный контроль
- Глава 19 вооруженные конфликты и международное право
- § 1. Понятие и источники права вооруженных конфликтов
- § 2. Начало войны и его правовые последствия
- § 2. Начало войны и его правовые последствия
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 3. Участники вооруженного конфликта
- § 3. Участники вооруженного конфликта
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 4. Запрещение или ограничение методов ведения войны
- § 4. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 5. Защита раненых, больных и военнопленных
- § 5. Защита раненых, больных и военнопленных
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 6. Правовой режим военной оккупации
- § 6. Правовой режим военной оккупации
- § 7. Защита культурных ценностей
- § 8. Окончание войны и его правовые последствия 493
- § 8. Окончание войны и его правовые последствия
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава 20 территория и международное право
- § 1. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
- Глава 20. Территория и международное право
- § 2. Государственная территория
- § 2. Государственная территория
- Глава 20. Территория и международное право
- § 2. Государственная территория
- Глава 20. Территория и международное право
- § 3. Государственные границы
- § 3. Государственные границы
- Глава 20. Территория и международное право
- § 3. Государственные границы
- Глава 20. Территория и международное право
- § 4. Международные реки
- § 4. Международные реки
- Глава 20. Территория и международное право
- § 5. Международные каналы
- § 5. Международные каналы
- Глава 20. Территория и международное право
- Глава 21 международное морское право
- § 1. Понятие и источники международного морского права
- § 1. Понятие и источники международного морского права
- Глава 21. Международное морское право
- § 2. Внутренние морские воды
- § 2. Внутренние морские воды
- Глава 21. Международное морское право
- § 2. Внутренние морские воды
- Глава 21. Международное морское право
- § 3. Территориальное море
- § 3. Территориальное море
- Глава 21. Международное морское право
- § 3. Территориальное море
- Глава 21. Международное морское право
- § 5. Международные проливы
- § 4. Прилежащая зона
- § 5. Международные проливы
- Глава 21. Международное морское право
- § 6. Исключительная экономическая зона
- § 6. Исключительная экономическая зона
- Глава 21. Международное морское право
- § 6. Исключительная экономическая зона
- Глава 21. Международное морское право
- § 7. Континентальный шельф
- § 7. Континентальный шельф
- Глава 21. Международное морское право
- § 7. Континентальный шельф
- Глава 21. Международное морское право
- § 8. Открытое море
- § 8. Открытое море
- Глава 21. Международное морское право
- § 8. Открытое море
- Глава 21. Международное морское право
- Глава 22 международное воздушное право
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права 545
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 2. Полеты над государственной территорией
- § 2. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 2. Полеты над государственной территорией
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 3. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
- § 3. Правовое регулирование полетов
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 4. Коммерческие права в международных воздушных сообщениях
- Глава 22. Международное воздушное право
- Глава 23 международное космическое право
- § 1. Понятие и источники международного космического права
- Глава 23. Международное космическое право
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 559
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- Глава 23. Международное космическое право
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 561
- Глава 23. Международное космическое право
- § 3. Правовой режим космических объектов
- § 3. Правовой режим космических объектов
- Глава 23. Международное космическое право
- § 3. Правовой режим космических объектов
- Глава 23. Международное космическое право
- § 4. Космические экипажи
- § 5. Правовые формы сотрудничества государств в космосе
- § 5. Правовые формы сотрудничества государств в космосе
- Глава 23. Международное космическое право
- Глава 23. Международное космическое право
- Глава 24 правовой режим антарктики
- § 1. Антарктика как международная территория
- § 2. Регламентация деятельности в Антарктике
- Глава 24. Правовой режим Антарктики
- § 2. Регламентация деятельности в Антарктике
- Глава 24. Правовой режим Антарктики
- Глава 25 международное право окружающей среды
- § 1. Понятие и источники международного права окружающей среды
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 1. Понятие и источники международного права окружающей среды 577
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 2. Формы сотрудничества
- § 2. Формы сотрудничества
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 3. Охрана планетарной среды и космического пространства
- § 3. Охрана планетарной среды и космического пространства
- § 4. Охрана морской среды
- § 5. Охрана животного и растительного мира
- § 5. Охрана животного и растительного мира
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- Глава 26 международное экономическое право
- § 1. Понятие и источники международного экономического права
- Глава 26. Международное экономическое право
- § 2. Сотрудничество в области торговли
- § 2. Сотрудничество в области торговли
- Глава 26. Международное экономическое право
- § 3. Таможенное сотрудничество
- § 3. Таможенное сотрудничество
- Глава 26. Международное экономическое право
- 101990, Москва, Колпачный пер., 9а