§ 6. Гражданство и международное право
Гражданство — институт конституционного (государственного) права. Соответствующие нормы содержатся в конституциях и специальных законах о гражданстве. Применительно к Российской Федерации это ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», вступивший в силу с 1 июля 2002 г. и заменивший Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации».
В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» даны многочисленные ссылки на международные договоры РФ, начиная с общего указания ст. 2 о регулировании вопросов гражданства не только Конституцией РФ и другими федеральными актами, но и международными договорами РФ.
В соответствии с общепризнанными международными стандартами установлены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ (ст. 4 Закона). Эти принципы и правила исключают положения, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В Законе воспроизведены конституционные нормы, согласно которым гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его, не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому (в Законе — иностранному) государству.
В числе оснований приобретения гражданства РФ, как и его прекращения, названы и основания, предусмотренные международным договором РФ.
В российском законодательстве (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, ч. 2 ст. 1 Закона 1991 г., ч. 4 ст. 4 Закона 2002 г.) более категорично, чем в международных актах, начиная с Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 15), сформулирована позиция по
402
вопросу лишения гражданства. Формула Декларации такова: никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Включенное в текст слово «произвольно» свидетельствует о допущении лишения, но в рамках законного решения. Законодательство ряда зарубежных государств допускает лишение гражданства при совершении тяжкого преступления (например, § 1481 раздела «Гражданство и натурализация» Свода законов США). Российское законодательство, как и законодательство других республик бывшего СССР, исключает слово «произвольно» и фиксирует правило, согласно которому гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.
Международное право оказало влияние на урегулирование во многих странах вопроса о гражданстве женщин при вступлении в брак. Имеется в виду преодоление традиций, воплощавшихся в национальном законодательстве, согласно которым гражданство жены автоматически следует за гражданством мужа. В большинстве государств, придерживавшихся такого правила, применяется норма относительно права женщины, вступающей в брак с иностранным гражданином, либо избрать гражданство мужа, либо сохранить свое гражданство. В нашей стране традиционно действует норма, признанная и в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которой заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства (ч. 1 ст. 8).
Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. определила, что заключение или расторжение брака между гражданином какого-либо государства и иностранцем, а также перемена гражданства мужем «не будут отражаться автоматически на гражданстве жены».
Вместе с тем Конвенция предусмотрела возможность приобретения женой при ее желании гражданства ее мужа «в специальном упрощенном порядке натурализации». В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» это положение учтено в ч. 2 ст. 13: срок проживания на территории РФ сокращен для лица, состоящего в браке с гражданином РФ и претендующего на гражданство РФ, до одного года (вместо общепризнанных пяти лет).
В случаях территориальных изменений, когда часть территории одного государства переходила к другому государству, по-
403
средством заключения договоров определялась правовая принадлежность населения передававшейся территории.
В Мирном договоре с Италией, подписанном после Второй мировой войны, 10 февраля 1947 г., был специальный раздел «Гражданство. Гражданские и политические права», в котором в связи с предусмотренной передачей Италией ряда участков территории Югославии и Греции были установлены правила изменения гражданства итальянских граждан, проживавших на этой территории.
Добровольный выбор гражданства при территориальных изменениях, т. е. либо сохранение прежнего гражданства, либо обретение гражданства того государства, к которому переходит территория, называется оптацией, а само право выбора — правом оптации. Такое право было предусмотрено и применено, например, в 1945 г. в связи с изменением государственной принадлежности Закарпатской Украины.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ Государственной границы граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного договора.
Непосредственную связь с международно-правовым регулированием имеют действующие во многих государствах конституционные и специальные нормы относительно обеспечения государством прав и законных интересов своих граждан, находящихся вне пределов данного государства.
Основу именно такого подхода составляет положение Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16). Естественно, гражданин одного государства, проживающий или временно находящийся на территории другого государства, подвержен юрисдикции государства пребывания и подчинен его законодательству. Но правовая связь этого гражданина со своим государством сохраняется и проявляется в соответствующих полномочиях государства гражданства.
Отдельные государства заключают договоры относительно упрощенного порядка приобретения гражданства. Таково, например, Соглашение между Республикой Беларусь, Республи-
404
кой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г. Имеется в виду право приобретения гражданства в упрощенном (регистрационном) порядке, предоставляемое гражданам соответствующих государств при наличии определенных условий.
В конституциях и законах о гражданстве новых независимых государств — бывших союзных республик СССР — получила всеобщее признание формулировка, согласно которой государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство во время их нахождения за его пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 Конституции Республики Казахстан, ч. 1 ст. 10 Конституции Республики Беларусь и т. д.). Правительством РФ постановлением от 31 августа 1994 г. утверждены «Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом». В этом документе намечены, в частности, согласованные с соответствующими государствами решения, а также меры по защите прав соотечественников с использованием действующих международных механизмов.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» возлагает на государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, на их должностных лиц содействие тому, чтобы гражданам России была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными соответствующим законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, возможность защищать свои права и охраняемые законом интересы. Существенное значение имеют и те международные нормы, которые регламентируют полномочия дипломатических и консульских представительств (см. гл. 13).
Соответствующие должностные лица имеют право:
1) встречаться и сноситься с гражданами своего государства, давать советы и оказывать содействие, включая принятие мер правовой помощи;
2) посещать граждан, арестованных, задержанных или отбывающих срок тюремного заключения, оказывать им правовую помощь.
В качестве условия реализации последнего права в конвенциях сформулированы положения об обязанностях компетент-
405
ных властей государства пребывания в течение определенного времени уведомить представительство об аресте или задержании гражданина и оказать содействие в проведении встречи с арестованным или задержанным гражданином. Посещение граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, обеспечивается, как сказано во многих конвенциях, на периодической основе.
Международно-правовые нормы имеют существенное значение при регламентации двойного гражданства.
Возникновение двойного гражданства возможно в определенных ситуациях, обусловленных различиями (коллизиями) законов государств, в частности неоднозначным решением вопроса о гражданстве детей, родители которых являются гражданами различных государств. В зарубежном законодательстве двойное гражданство, как правило, не предусматривается. Лишь в отдельных случаях допускается его признание в соответствии с международными договорами. Так, согласно Конституции Испании 1978 г. (ч. 3 ст. 11), государство может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства со странами Латинской Америки или с теми странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией.
Двойное гражданство, естественно, осложняет статус лица, поскольку его правовая связь одновременно с двумя государствами порождает «двойные» обязанности. Распространено правило «эффективного гражданства», означающее преимущественную правовую связь индивида с тем из двух государств, на территории которого он постоянно проживает. Именно перед этим государством он несет обязанности, прежде всего при необходимости несения военной и альтернативной службы.
В Европейскую конвенцию о гражданстве, принятую и открытую для подписания 14 мая 1997 г., включена глава о множественном гражданстве, в которой допускается такой правовой статус. Согласно ст. 17 граждане государства-участника, имеющие другое гражданство, обладают на территории государства-участника, в котором они проживают, теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане этого государства-участника.
Законодательство СССР содержало норму о непризнании за гражданином СССР принадлежности к гражданству иностранного государства (двойного гражданства). Такой подход лежал в основе заключавшихся в послевоенные годы с различными го-
406
сударствами конвенций об урегулировании ситуаций с двойным гражданством, согласно которым лица, считавшиеся гражданами обоих договаривающихся государств, могли избрать гражданство одного из них, а при отсутствии заявления о выборе считались гражданами того из договаривающихся государств, на территории которого они проживали.
В последующем были подписаны с некоторыми государствами (Болгария, Румыния, Монголия и др.) конвенции (соглашения) о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства. Они регламентировали две ситуации, способные породить двойное гражданство. Во-первых, родители, один из которых является 'гражданином одного из договаривающихся государств, а второй — гражданином другого договаривающегося государства, могут по обоюдному согласию избрать для ребенка гражданство одного из этих государств, в связи с чем подают совместное заявление компетентным органам государства, гражданство которого они избирают для ребенка. В случае непредставления такого заявления ребенок считается гражданином того из договаривающихся государств, на территории которого он родился, а если ребенок родился на территории третьего государства, — гражданином того из договорившихся государств, в котором родители имели местожительство до выезда. Во-вторых, каждое из договаривающихся государств обязалось не принимать в свое гражданство лиц, которые являются гражданами другого договаривающегося государства, без согласия компетентных органов последнего.
Одновременно был решен вопрос о том, что граждане одного договаривающегося государства, которые до вступления в силу соответствующей конвенции (соглашения) приобрели гражданство другого договаривающегося государства, не утратив прежнего гражданства, будут иметь с этого времени исключительно гражданство того из договаривающихся государств, на территории которого они проживают. Если же такие лица имеют постоянное местожительство на территории третьего государства, они считаются гражданами того из договаривающихся государств, гражданство которого приобрели позднее.
Новое законодательство РФ занимает не столь жесткую по сравнению с законодательством СССР позицию применительно к двойному гражданству. Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным
407
законом или международным договором РФ. В данном тексте кажется более уместным союз «и» (вместо «или»), поскольку для статуса двойного гражданства необходимы оба юридических компонента — как национальный закон, так и международный договор.
В Законе «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. были даны иные формулировки, отражавшие сдержанное отношение к двойному гражданству. В ч. 1 ст. 3 Закона (в редакции от 17 июня 1993 г.) сказано, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Согласно ч. 2 этой статьи, гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор РФ.
Между положениями Конституции и Закона нет противоречия, просто иначе расставлены акценты, причем в обоих случаях зафиксирована роль международных договоров. Действительно, наличие договора о двойном гражданстве является предпосылкой и основанием юридического признания двойного гражданства, ибо с таким статусом связаны правоотношения между соответствующими государствами, подлежащие двустороннему согласованному регулированию.
В настоящее время такого рода договорная регламентация еще не получила широкого распространения. В договоры России с отдельными государствами — бывшими республиками СССР — об основах межгосударственных отношений, о дружбе и сотрудничестве включены положения о возможности двойного гражданства, регулируемого соответствующими соглашениями с учетом национального законодательства. Такая договоренность применительно к отношениям Российской Федерации и Туркменистана была воплощена в специальном Соглашении об урегулировании вопросов двойного гражданства, подписанном в декабре 1993 г., однако в апреле 2003 г. оно утратило силу. В сентябре 1995 г. подобное соглашение заключено между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. За гражданами обоих государств признается право на основании свободного волеизъявления приобрести гражданство другого договаривающегося государства, не утрачивая имеющегося гражданства. Дети, каждый из родителей которых состоит на момент рождения
408
ребенка в гражданстве обоих государств, получают двойное гражданство.
Статус двойного гражданства предполагает определенные правовые последствия. Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства, как и в Соглашении с Туркменистаном, была дана конкретная регламентация: а) лицо, состоящее в гражданстве обоих государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина того государства, на территории которого постоянно проживает; б) социальное обеспечение таких лиц производится в соответствии с законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями; в) лица с двойным гражданством проходят обязательную военную службу в том из двух государств, на территории которого постоянно проживают на момент призыва; г) такие лица вправе пользоваться защитой и покровительством каждого из соответствующих государств.
Вопросы выхода из гражданства решены в Законе от 31 мая 2002 г. следующим образом. Согласно ст. 19 выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в общем порядке, а лица, проживающего на территории иностранного государства, — в упрощенном порядке. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ: а) имеет не выполнен7 ное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст. 20 Закона). Отметим, что в ситуации неисполненных обязательств правило ранее действовавшего закона было иным: ходатайство лица о выходе из гражданства могло быть отклонено, если гражданин проживал или был намерен поселиться в стране, не
409
связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи.
Особым правовым состоянием является безгражданство. Лица без гражданства (апатриды), т. е. лица, не состоящие в гражданстве какого-либо государства, подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого проживают. Их правовой статус в принципе близок к правовому статусу иностранных граждан, с тем, однако, существенным отличием, что они не пользуются защитой и покровительством со стороны какого бы то ни было иностранного государства. В Конституции РФ о правах и обязанностях лиц без гражданства и иностранных граждан сказано в одной норме (ч. 3 ст. 62). В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» воплощена тенденция сокращения статуса безгражданства. Российская Федерация, сказано в ч. 6 ст. 4 Закона, поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Такой подход согласуется с Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г., в которой наша страна не участвует, но позитивно воспринимает ее прогрессивные положения. В Законе, в частности, оговорено, что российское гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства.
- Раздел I Основные понятия и общие институты международного права
- Раздел I основные понятия и общие институты международного права
- Глава 1 понятие международного права, предмет регулирования
- § 1. Понятие международного права
- § 2. Предмет регулирования международного права 7
- § 2. Предмет регулирования международного права
- § 2. Предмет регулирования международного права 9
- Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования
- § 2. Предмет регулирования международного права
- § 3. Международное право как особая правовая система
- § 3. Международное право как особая правовая система 13
- § 4. Основные черты современного международного права
- § 4. Основные черты современного международного права
- § 4. Основные черты современного международного права
- Глава 1. Понятие международного права, предмет регулирования
- § 5. Система международного права
- § 5. Система международного права
- § 6. Международное публичное и международное частное право 21
- § 6. Международное публичное право и международное частное право
- § 6. Международное публичное и международное частное право 23
- Глава 2 возникновение и развитие международного права
- § 1. Древний мир
- § 1. Древний мир
- § 2. От падения Римской империи до Вестфальского мира
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- § 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
- § 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон и формированию современного международного права
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон 41
- § 4. От Гаагских конференций мира к созданию оон 43
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- Глава 2. Возникновение и развитие международного права
- Глава 3 субъекты международного права
- § 1. Понятие и виды субъектов международного права
- § 2. Международная правосубъектность
- § 3. Государства — основные субъекты международного права
- § 4. Постоянно-нейтральные государства
- § 5. Признание государств
- § 6. Правопреемство государств
- § 7. Федеративные государства как субъекты международного права
- § 8. Российская Федерация как субъект международного права
- § 9. Участие субъектов Российской Федерации в международных связях
- § 10. Государствоподобные образования
- § 11. Международная правосубъектность народов (наций)
- § 12. Правосубъектность международных организаций
- § 13. Международно-правовой статус индивидов
- Глава 4 нормы международного права
- § 1. Понятие норм международного права
- § 2. Создание норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 3. Виды норм международного права
- § 3. Виды норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 3. Виды норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 4. Иерархия норм международного права
- § 4. Иерархия норм международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 5. Кодификация международного права
- § 5. Кодификация международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 5. Кодификация международного права
- Глава 4. Нормы международного права
- § 1. Понятие и виды источников международного права
- Глава 5 источники международного права
- § 1. Понятие и виды источников международного права
- § 2. Международный договор — основной источник международного права1
- § 2. Международный договор как источник международного права 113
- Глава 5. Источники международного права
- § 4. Акты международных конференций
- § 3. Международный обычай
- § 4. Акты международных конференций
- Глава 5. Источники международного права
- § 4. Акты международных конференций
- Глава 5. Источники международного права
- § 5. Акты международных организаций
- § 5. Акты международных организаций
- Глава 5. Источники международного права
- § 6. Акты международных судебных органов
- § 6. Акты международных судебных органов
- Глава 6 основные принципы международного права
- § 1. Суверенное равенство государств
- § 2. Невмешательство во внутренние дела
- § 3. Равноправие и самоопределение народов
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 5. Мирное урегулирование споров
- § 4. Неприменение силы или угрозы силой
- § 5. Мирное урегулирование споров
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 6. Нерушимость границ
- § 6. Нерушимость границ
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 7. Территориальная целостность государств
- § 8. Уважение прав человека и основных свобод
- § 8. Уважение прав человека и основных свобод
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 9. Сотрудничество государств
- § 9. Сотрудничество государств
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 10. Добросовестное выполнение международных обязательств
- Глава 6. Основные принципы международного права
- § 1. Международное право и внутригосударственное право
- Глава 7 международное право и внутригосударственное право
- § 1. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы
- § 2. Функции международного права во внутригосударственной сфере
- § 3. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства
- § 4. Взаимодействие международных договоров и национального законодательства в правоприменительном процессе
- Глава 8 реализация норм международного права
- § 1. Понятие и формы реализации норм международного права
- § 2. Содержание процесса реализации норм
- § 2. Содержание процесса реализации норм
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 3. Международный конвенционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 4. Международный институционный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 5. Внутригосударственный нормативный механизм реализации 179
- § 5. Внутригосударственный нормативный механизм реализации
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм 181
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права
- Глава 8. Реализация норм международного права
- § 6. Внутригосударственный организационно-правовой механизм 183
- Глава 8. Реализация норм международного права
- Глава 9 международно-правовая ответственность
- § 1. Понятие международно-правовой ответственности
- § 2. Основания международно-правовой ответственности
- § 3. Нарушение международного обязательства
- § 4. Виды международных правонарушений
- § 5. Отграничение правонарушений от смежных деяний
- § 6. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности
- § 7. Ответственность за правомерную деятельность
- § 8. Виды и формы международно-правовой ответственности
- § 9. Осуществление ответственности
- Глава 10 международное право и международное правосудие
- § 1. Международные судебные учреждения
- § 1. Международные судебные учреждения
- § 2. Международный Суд оон
- § 2. Международный Суд оон
- § 2. Международный Суд оон
- § 3. Арбитражный (третейский) суд
- § 3. Арбитражный (третейский) суд
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 4. Международный трибунал по морскому праву
- § 4. Международный трибунал по морскому праву
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 5. Суд Европейских сообществ
- § 5. Суд Европейских сообществ
- Глава 10. Международное право и международное правосудие
- § 6. Экономический суд снг
- § 6. Экономический суд снг
- § 6. Экономический суд снг
- § 7. Европейский Суд по правам человека
- § 7. Европейский Суд по правам человека
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд 227
- § 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд 229
- Глава 11 международное право в деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти
- § 1. Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти
- § 1. Международные договоры Российской Федерации
- § 1. Международные договоры Российской Федерации
- § 2. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 2. Конституционный Суд рф и международное право
- § 3. Применение международно-правовых норм Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 3. Применение международно-правовых норм вс рф
- § 4. Применение международно-правовых норм Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и другими арбитражными судами
- § 4. Применение международно-правовых норм вас рф
- § 4. Применение международно-правовых норм вас рф
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности прокуратуры 267
- § 5. Международно-правовые нормы в деятельности прокуратуры 269
- § 6. Международно-правовые нормы в деятельности Минюста России 271
- § 6. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности мвд России 273
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации
- § 7. Международно-правовые нормы в деятельности мвд России 275
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности гтк России 277
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности Государственного таможенного комитета Российской Федерации
- § 8. Международно-правовые нормы в деятельности гтк России 279
- Раздел II отрасли международного права
- Глава 12 право международных договоров
- § 1. Понятие и источники права международных договоров
- § 2. Стороны в международном договоре
- § 3. Заключение международных договоров
- § 4. Опубликование и регистрация договоров
- § 5. Действие договора во времени и пространстве
- § 6. Договоры и третьи государства
- § 7. Толкование договоров
- § 8. Недействительность договоров
- § 9. Прекращение и приостановление действия договоров
- Глава 13 право внешних сношений
- § 1. Понятие и источники права внешних сношений
- § 2. Органы внешних сношений
- § 3. Дипломатические представительства и их функции
- § 3. Дипломатические представительства: порядок создания, функции
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 3. Дипломатические представительства и их функции
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты 317
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 5. Консульские учреждения
- § 5. Консульские учреждения
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 5. Консульские учреждения
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 6. Торговые представительства
- § 6. Торговые представительства
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 7. Постоянные представительства при международных организациях
- § 8. Специальные миссии
- § 8. Специальные миссии
- Глава 13. Право внешних сношений
- § 9. Международные конференции
- § 9. Международные конференции
- Глава 13. Право внешних сношений
- Глава 13. Право внешних сношений
- Глава 14 право международных организаций
- § 1. Понятие и источники права международных организаций
- Глава 14. Право международных организаций
- § 2. Виды международных организаций
- § 2. Виды международных организаций
- Глава 14. Право международных организаций
- § 3. Юридическая природа международной организации
- § 3. Юридическая природа международной организации
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- § 4. Организация Объединенных Наций: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 4. Оон: Устав, цели и принципы, членство
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 5. Система органов оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 6. Специализированные учреждения оон
- § 6. Специализированные учреждения оон
- Глава 14. Право международных организаций
- § 7. Региональные международные организации
- § 7. Региональные международные организации (общая характеристика)
- Глава 14. Право международных организаций
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Глава 14. Право международных организаций
- § 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 9. Европейский союз
- Глава 14. Право международных организаций
- § 10. Совет Европы
- § 10. Совет Европы
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- § 11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- §11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- § 11. Содружество Независимых Государств
- Глава 14. Право международных организаций
- Глава 15 международное гуманитарное право
- § 1. Понятие международного гуманитарного права
- § 2. Источники международного гуманитарного права
- § 3. Международные стандарты прав и свобод человека
- § 4. Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека
- § 5. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
- § 6. Гражданство и международное право
- § 7. Статус иностранных граждан и международное право
- § 8. Статус беженцев
- § 9. Право убежища
- Глава 16 правовая помощь и иные формы правового сотрудничества
- § 1. Понятие правовой помощи и источники
- § 1. Понятие правовой помощи и источники
- § 2. Общие вопросы правовой помощи
- § 2. Общие вопросы правовой помощи
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- § 4. Правовая помощь по уголовным делам
- Глава 17 международное уголовное право
- § 1. Понятие международного уголовного права
- § 2. Источники международного уголовного права
- § 2. Источники международного уголовного права
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 2. Источники международного уголовного права
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- § 3. Международные преступления и преступления международного характера
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 3. Международные преступления
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 4. Обязательства государств и международные конвенции
- § 4. Обязательства государств в соответствии с международными конвенциями
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 5. Механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- § 5. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- Глава 17. Международное уголовное право
- § 5. Механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
- Глава 18 право международной безопасности
- § 1. Понятие и источники права международной безопасности
- § 2. Роль международного права в предотвращении войны
- § 3. Коллективная безопасность
- § 4. Разоружение и ограничение вооружений
- § 5. Меры укрепления доверия, международный контроль
- Глава 19 вооруженные конфликты и международное право
- § 1. Понятие и источники права вооруженных конфликтов
- § 2. Начало войны и его правовые последствия
- § 2. Начало войны и его правовые последствия
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 3. Участники вооруженного конфликта
- § 3. Участники вооруженного конфликта
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 4. Запрещение или ограничение методов ведения войны
- § 4. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 5. Защита раненых, больных и военнопленных
- § 5. Защита раненых, больных и военнопленных
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- § 6. Правовой режим военной оккупации
- § 6. Правовой режим военной оккупации
- § 7. Защита культурных ценностей
- § 8. Окончание войны и его правовые последствия 493
- § 8. Окончание войны и его правовые последствия
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
- Глава 20 территория и международное право
- § 1. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
- Глава 20. Территория и международное право
- § 2. Государственная территория
- § 2. Государственная территория
- Глава 20. Территория и международное право
- § 2. Государственная территория
- Глава 20. Территория и международное право
- § 3. Государственные границы
- § 3. Государственные границы
- Глава 20. Территория и международное право
- § 3. Государственные границы
- Глава 20. Территория и международное право
- § 4. Международные реки
- § 4. Международные реки
- Глава 20. Территория и международное право
- § 5. Международные каналы
- § 5. Международные каналы
- Глава 20. Территория и международное право
- Глава 21 международное морское право
- § 1. Понятие и источники международного морского права
- § 1. Понятие и источники международного морского права
- Глава 21. Международное морское право
- § 2. Внутренние морские воды
- § 2. Внутренние морские воды
- Глава 21. Международное морское право
- § 2. Внутренние морские воды
- Глава 21. Международное морское право
- § 3. Территориальное море
- § 3. Территориальное море
- Глава 21. Международное морское право
- § 3. Территориальное море
- Глава 21. Международное морское право
- § 5. Международные проливы
- § 4. Прилежащая зона
- § 5. Международные проливы
- Глава 21. Международное морское право
- § 6. Исключительная экономическая зона
- § 6. Исключительная экономическая зона
- Глава 21. Международное морское право
- § 6. Исключительная экономическая зона
- Глава 21. Международное морское право
- § 7. Континентальный шельф
- § 7. Континентальный шельф
- Глава 21. Международное морское право
- § 7. Континентальный шельф
- Глава 21. Международное морское право
- § 8. Открытое море
- § 8. Открытое море
- Глава 21. Международное морское право
- § 8. Открытое море
- Глава 21. Международное морское право
- Глава 22 международное воздушное право
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права 545
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 1. Понятие и источники международного воздушного права
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 2. Полеты над государственной территорией
- § 2. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 2. Полеты над государственной территорией
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 3. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
- § 3. Правовое регулирование полетов
- Глава 22. Международное воздушное право
- § 4. Коммерческие права в международных воздушных сообщениях
- Глава 22. Международное воздушное право
- Глава 23 международное космическое право
- § 1. Понятие и источники международного космического права
- Глава 23. Международное космическое право
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 559
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- Глава 23. Международное космическое право
- § 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 561
- Глава 23. Международное космическое право
- § 3. Правовой режим космических объектов
- § 3. Правовой режим космических объектов
- Глава 23. Международное космическое право
- § 3. Правовой режим космических объектов
- Глава 23. Международное космическое право
- § 4. Космические экипажи
- § 5. Правовые формы сотрудничества государств в космосе
- § 5. Правовые формы сотрудничества государств в космосе
- Глава 23. Международное космическое право
- Глава 23. Международное космическое право
- Глава 24 правовой режим антарктики
- § 1. Антарктика как международная территория
- § 2. Регламентация деятельности в Антарктике
- Глава 24. Правовой режим Антарктики
- § 2. Регламентация деятельности в Антарктике
- Глава 24. Правовой режим Антарктики
- Глава 25 международное право окружающей среды
- § 1. Понятие и источники международного права окружающей среды
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 1. Понятие и источники международного права окружающей среды 577
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 2. Формы сотрудничества
- § 2. Формы сотрудничества
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- § 3. Охрана планетарной среды и космического пространства
- § 3. Охрана планетарной среды и космического пространства
- § 4. Охрана морской среды
- § 5. Охрана животного и растительного мира
- § 5. Охрана животного и растительного мира
- Глава 25. Международное право окружающей среды
- Глава 26 международное экономическое право
- § 1. Понятие и источники международного экономического права
- Глава 26. Международное экономическое право
- § 2. Сотрудничество в области торговли
- § 2. Сотрудничество в области торговли
- Глава 26. Международное экономическое право
- § 3. Таможенное сотрудничество
- § 3. Таможенное сотрудничество
- Глава 26. Международное экономическое право
- 101990, Москва, Колпачный пер., 9а