logo search
Международное право

§ 8. Опубликование и регистрация договоров

В истории дипломатии тайные договоры заслужили печальную славу. С их помощью решались судьбы народов и государств, готовились войны. Такие договоры несовместимы с основами национального и международного демократического правопорядка. Демократическому правопорядку присущ следующий принцип: закон не обязывает, если он не опубликован (non obligat lex nisi promulgate). Существенную роль в движении за запрещение тайных договоров сыграл российский Декрет о мире 1917 г., декларировавший отмену тайной дипломатии и положивший начало публикации тайных договоров.

В соответствии с Законом о международных договорах ратифицированные и вступившие в силу для Российской Федерации договоры публикуются в Собрании законодательства, а иные вступившие в силу договоры - в Бюллетене международных договоров. Исключение составляют соглашения межведомственного характера, которые публикуются в специальных изданиях.

Официальная публикация договора имеет юридическое значение. С этого момента его положения становятся частью правовой системы России и подлежат применению всеми органами государства. Аналогичное положение и в ряде других государств. Например, в Конституции Нидерландов 1983 г. сказано: "Положения международных договоров и актов международных организаций, которые являются общенормативными и обязательными к исполнению всеми лицами, подлежат применению только после их опубликования" (ст. 93) <*>.

--------------------------------

<*> Конституции государств Европы: В 3 т. М., 2001. Т. 2. С. 628.

Вместе с тем следует учитывать, что полный отказ от тайных соглашений или их отдельных положений едва ли возможен. Заключаются договоры о военно-техническом сотрудничестве, о поставках товаров и др., публикация которых может иметь отрицательные последствия. Закон о международных договорах предусматривает, что публикация договоров осуществляется по представлению МИД.

Тайные договоры широко используются американской дипломатией. Так, в июле 1984 г. греческое правительство объявило об аннулировании 19 секретных соглашений с США, касавшихся военных объектов США в Греции. При обсуждении этого вопроса в конгрессе сенатор С. Саймингтон говорил о многих соглашениях, которые, несмотря на то что они возлагают на США международные обязательства, "зачастую держатся в тайне от Конгресса и американского народа" <*>.

--------------------------------

<*> Congressional Review of International Agreements. Wash., 1976. P. 274.

Заключались секретные соглашения и с Россией. В октябре 2000 г. представитель госдепартамента США признал, что соглашение Черномырдин - Гор относительно российских поставок оружия Ирану 1995 г. сопровождалось рядом секретных документов <*>.

--------------------------------

<*> International Herald Tribune. 2000. Oct. 26.

Сказанное свидетельствует, что полное исключение тайных соглашений из международной практики едва ли возможно. Выход видится в том, чтобы секретные договоры не противоречили опубликованным, а секретные статьи и приложения - тем, что опубликованы. Такой подход начинает находить признание. В Конституции Греции сказано: "Секретные статьи договора ни в коем случае не могут противоречить открытым статьям" (п. 3 ст. 36) <*>.

--------------------------------

<*> Конституции государств Европы. Т. 1. С. 660.

При всех условиях не подлежат применению неопубликованные договоры, затрагивающие права человека. Это подтверждено Конституцией России (ч. 3 ст. 15), а также судебной практикой <*>.

--------------------------------

<*> См.: п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. (РГ. 1995. 28 дек.). В решении Кассационного суда Бельгии от 19 марта 1981 г. говорилось, что договор не обязывает индивидов и не может служить основанием для предъявления им претензий, если он не опубликован должным образом.

Регистрация - это средство ограничения возможности использования тайных договоров. Устав ООН требует, чтобы всякое международное соглашение члена Организации было зарегистрировано в Секретариате и им опубликовано. На случай нерегистрации предусмотрена санкция: стороны в таком договоре не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН. Иными словами, для ООН незарегистрированный договор юридически не существует. Однако это не влияет на обязательную силу договора в отношении сторон. Последнее положение было подтверждено Международным судом. В решении о юрисдикции в отношении спора между Катаром и Бахрейном Международный суд определил, что нерегистрация "не имеет никаких последствий для действительности соглашения, которое не становится менее обязательным для сторон" <*>.

--------------------------------

<*> ICJ. Reports. 1994. P. 122. Устав Лиги Наций предусматривал недействительность незарегистрированных договоров. Однако оказалось, что это положение не оправдало себя.

Регистрация договоров предусмотрена и уставами региональных организаций. Существует также система внутренней регистрации. В России единая система регистрации договоров находится в ведении МИД.