4. В зависимости от принадлежности к судебной или управленческой системе:
А) к судебной системе. Это судьи судов общей юрисдикции, гарнизонных военных судов, арбитражных судов, мировые судьи.
Б) к управленческой системе. К ней принадлежат все остальные субъекты, составляющие основную массу субъектов производства.
От имени ФОИВ, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов дела могут рассматривать соответствующие руководители и их заместители, а также иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо НПА Президента РФ надзорные или контрольные функции.
В КоАП РФ определены как дела, подведомственные указанным органам, так и должностные лица, уполномоченные их рассматривать.
Задачи производства по делам об административных правонарушениях определены в ст. 24.1 КоАП РФ.
Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Производство должно осуществляться с соблюдением вытекающих из законодательства принципов.
Принцип равенства лиц, совершивших административное правонарушение, перед законом.
Это означает, что физ лица подлежат АО независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А юр лица – независимо от места нахождения, организационно – правовых форм, подчинённости и т.д. Особые условия применения мер обеспечительного характера производства и привлечения к АО должностных лиц, выполняющих определённые государственные функции, устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
Принцип презумпции невиновности.
Означает, что лицо, в отношении которого ведётся производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном законом, и установлена вступившим в законную силу постановлением субъекта административной юрисдикции, рассмотревшим дело.
Лицо, привлекаемое к АО, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к ст.1.5 КоАП РФ. Согласно этому примечанию указанное положение не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Принцип родного языка.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Принцип гласности рассмотрения дела.
Дела подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела выносится субъектом административной юрисдикции, рассматривающим дело, в виде определения.
Принцип законности.
Универсальный принцип, требования которого должны выполняться от начала до завершения производства. Частная его конкретизация в отношении рассматриваемого производства состоит в том, что лицо, привлекаемое к АО, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам административного обеспечения иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
КоАП РФ закрепил право лиц, участвующих в производстве, заявлять ходатайства в письменной форме, подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению, субъектам административной юрисдикции. Решения об отказе в его удовлетворении выносится в форме определения.
При наличии хотя бы одного из предусмотренных КоАП РФ обстоятельств по конкретному делу производство не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть II
- Коллектив авторов:
- V. Административное правонарушение и административная ответственность
- Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.
- I. Физические лица
- II. Юридические лица
- Законодательство об административных правонарушениях: понятие, система.
- Компетенция Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
- Административное принуждение: сущность, виды.
- Административная ответственность: понятие, особенности.
- Административные наказания: сущность, виды.
- Правила наложения административных наказаний.
- Наказания физическому лицу за административные правонарушения должны назначаться с учетом
- Наказания юридическому лицу за административное правонарушение должны назначаться с учетом
- Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.
- Соблюдение порядка назначения наказания и сроков давности
- Административный арест.
- Административный штраф как мера наказания.
- Административное приостановление деятельности как административное наказание.
- Дисквалификация как административное наказание.
- Освобождение от административной ответственности.
- Административная ответственность юридических лиц.
- Особенности административной ответственности иностранных граждан.
- Организация и принципы деятельности полиции.
- Нпа: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-фз "о полиции" (последнее изменение 6 декабря 2011 г.)
- Принят Государственной Думой 28 января 2011 года
- Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года
- Глава 4. Статьи 14 – 17 фз «о полиции».
- Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
- В зависимости от компетенции:
- 2. В зависимости от федеративного устройства:
- 4. В зависимости от принадлежности к судебной или управленческой системе:
- Участники производства по делам об административных правонарушениях.
- Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- Возбуждение дела об административном правонарушении.
- Подведомственность дел об административных правонарушениях.
- Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- Виды постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- VII. Органы управления сферами, государственный контроль в сферах управления
- Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.
- Организация государственного управления внутренними делами.
- Организация управления иностранными делами.
- Органы управления безопасностью.
- Органы управления в области социальной защиты граждан.
- Общее руководство в этой области осуществляют Президент рф и Правительство рф.
- Правительство рф:
- Полномочия в области занятости населения:
- Полномочия в области пенсионного обеспечения:
- Органы управления использованием и охраной природных ресурсов.
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
- Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
- Система органов исполнительной власти в области здравоохранения.
- Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
- Учреждения здравоохранения.
- Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы:
- Система органов исполнительной власти в области культуры.
- Система органов исполнительной власти в области образования.
- Учреждения образования.
- Система органов исполнительной власти в области промышленности и энергетики.
- Правительство рф:
- Система органов исполнительной власти в области сельского хозяйства.
- Система органов исполнительной власти в области транспорта.
- Система органов управления в области связи. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- Федеральное агентство связи (Россвязь)
- Федеральное архивное агентство (Росархив)
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
- Государственная фельдъегерская служба рф (гфс России)
- Управление в области внешнеэкономических связей.
- Правительство рф
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (фсвтс России)
- Таможенные органы
- Федеральная таможенная служба (фтс России)
- Региональное таможенное управление (рту)
- Таможня
- Таможенный пост
- Органы государственной власти субъектов рф
- Управление в государственных корпорациях.
- Контроль и надзор в сфере государственного управления.
- Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
- Общий надзор органов прокуратуры.
- Административно-правовые меры противодействия коррупции.
- VIII. Вооруженные силы
- Внутренние войска.
- Комплектование Вооруженных сил.
- Государственная граница, её защита и охрана.
- Часть II 96