Диагностика
Принятие эффективного государственного решения невозможно без диагностической проработки соответствующего проекта. Основные цели диагностики – выявление проблемы и ее причин.
На основе обобщения наиболее известных технологии анализа и диагностики проблем, в этом процессе можно выделить следующие важнейшие этапы:
Первый этап — предвидение проблемы. Предвидение проблем является базовой процедурой преактивного управления — управления, основанного на прогнозе. Предвидение проблем предполагает анализ тенденций изменения внешней и внутренней среды организации, уже достигнутых и планируемых результатов деятельности организации. Большое внимание при этом должно уделяться анализу слабых и сильных сторон, возможным опасностям и перспективам, которые исходят от внешней среды.
Такой анализ обязателен при разработке проектов и перспективных планов развития организации, широко используется при планировании и называется SWOT-анализом — по начальным буквам его основных составляющих (табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1 ‑ SWOT-анализ
Внутренняя среда организации | Сильные стороны | Слабые стороны |
Внешняя среда организации | Возможности | Угрозы |
Для более четкого представления проблем, с которыми придется столкнуться организации в будущем, необходимо использовать аппарат прогнозирования, и прежде всего экспертного прогнозирования. Полезна разработка наиболее вероятных сценариев развития организации, а также внешних и внутренних условий ее функционирования.
Проблемы, которые следует ожидать, необходимо проранжировать по степени важности, обращая внимание на наиболее важные из них.
Второй этап — выявление проблемы, основанное на фиксации симптомов. Для того чтобы выявление проблемы происходило, и происходило своевременно, необходимо функционирование системы обратной связи, задание симптомов значимых проблем и создание системы слежения за появлением и динамикой этих симптомов.
На этапе выявления проблемы происходит определение и фиксация симптомов проблемы. Понятие симптома означает некоторый признак, который указывает на появление проблемы и понимается как отклонение реальных значений показателей от нормативных, желаемых или потенциально возможных. Определение симптомов позволяет установить наличие проблемы, но не отвечает на вопрос о причинах ее возникновения.
Выявление проблемы может проводиться пассивными и активными методами. К пассивным методам относятся методы, связанные с анализом поступающей информации или информации, непосредственно относящейся к области функционирования организации и полученной из внешних источников: из аналитических отчетов, прессы, банка данных.
К числу активных методов относятся: получение информации экспертными методами, через систему специально организованного мониторинга, опросы населения, потребителей продукции или услуг.
Выявленные проблемы также должны быть проранжированы по важности.
Третий этап — анализ информации о проблеме. На этом этапе необходим поиск возможных аналогов, отнесение проблемы к определенному классу, определение отличий от эталонной ситуации. Производится подготовка аналитического отчета.
Четвертый этап — диагностика проблемы, т. е. выявление причин ее возникновения. В качестве технологии поиска причин может быть использована метод «мозгового штурма, методика Планкетта Л., Хейла Г.
Далее из перечня значимых факторов выделяются управляемые переменные. Этот перечень будет служить основой для выработки альтернатив решения.
После выявления причин появления проблемы целесообразно построить иерархию причин.
Пятый этап — выявление на основе дерева проблем и дерева причин основных факторов проблемной ситуации. Разделение факторов на внутренние и внешние, управляемые и неуправляемые. Данное различение можно сделать, используя классификационную матрицу, представленную в табл. 2.2.2.
Таблица 2.2.2 ‑ Матрица классификации факторов проблемной ситуации
| Управляемые факторы | Неуправляемые факторы |
Внешние факторы |
|
|
Внутренние факторы |
|
|
Сбор полезной и достоверной информации о значениях этих факторов и составляет сущность процесса диагноза проблемы. Эта информация требуется для того, чтобы установить конкретный перечень факторов, послуживших причиной появления проблемы, и выделить среди них управляемые факторы.
Задание 2. Перечислите элементы и связи информационно-коммуникационной модели разработки решения.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение