logo search
шпора на гос

21. Правовая аксиология. Право и ценности

Правовая аксиология является одним из направлений аксиоло­гии, т. е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, оп­ределяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. Идущее от Канта понятие ценности связано с разграничением бытия и блага. При этом ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Проблема ценностей связана проблемой культуры, что находит свое выражение в выделении в качестве опреде­ляющих ценностей: истины, добра, красоты и святости, наряду с ними существуют такие ценности культуры, как: религия, правопорядок, искусство и наука, — это ценности, блага культуры. Для правовой ак­сиологии важно обратить внимание на разграничение норм и ценнос­тей. В своем существовании ценность становиться нормой, если с ней сообразуется некоторый субъект. При этом ценности тем выше, чем они долговечнее, чем глубже удовлетворение, которое они дают.

Проблему ценностей в праве, отличие правовых ценностей от других видов ценностей, а также обоснование, что идея справедли­вости есть особая правовая ценность разрабатывал выдающийся правовед и философ Н. Н. Алексеев. Рассматривая различие между нравственными обещаниями и юридической его формой, т. е. дого­вором, он пришел к заключению о разных уровнях глубины в пере­живаниях ценностей. При значительной глубине переживания цен­ностей речь идет о нравственной сфере, если же глубина сравни­тельно поверхностна, то мы оказываемся в правовой сфере. Здесь принципиален вывод о том, что право является определенным уров­нем восприятия ценностей. В этой связи важна мысль о праве как интеллектуальном, а не эмоциональном подходе к ценностям. При­чем особенностью чисто правового отношения к ценностям являет­ся признание ценностей. В качестве основной правовой ценности выступает справедливость, которая мыслится как порядок отноше­ний, в котором каждому принадлежит свое место и причитается то, что принадлежит. Идея такого порядка создает определенную целост­ность, органическую связь. Иерархический порядок, в котором стоят по отношению друг к другу ценности, их правильное соотно­шение суть справедливости. Сосуществование реализованных цен­ностей, на почве общего взаимного признания, и есть порядок об­щественной справедливости, служащий основой для идеи права. При этом для действенности правовой системы внешнему статусу справедливости должен соответствовать внутренний статус добро­детели, ошибочно порой именуемой минимумом нравственности.