logo search
Uchebnoe_posobie_TGP_pravlennoe_ot_25_11_2014

26. Правовое регулирование общественных отношений, его предмет, способы, методы, пределы и виды. Механизм правового регулирования

Право существует постольку, поскольку оно действует, оказывает воздействие на участников правового общения, проявляет активность в общественной среде. Рассмотрение права в аспекте его действия показывает главное качество права – способность оказывать реальное воздействие на деятельность и поведение людей, и через это – осуществлять прогрессивные изменения в обществе утверждать во взаимоотношениях людей начала цивилизованности и социального партнерства.

Правовое регулирование. Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный аппарат, который бы всякий раз приводил в действие его механизм, когда возникают соответствующие потребности и интересы, удовлетворение которых возможно и объективно необходимо средствами права. Таким аппаратом в механизме действия права выступает правовое регулирование. Оно призвано внедрять в систему социальной регуляции юридические средства организации поведения и деятельности индивидов и их коллективов. Правовое регулирование есть часть (аспект) действия права, которая характеризует специально-юридическое воздействие права на поведение и деятельность его адресатов.

Правовое регулирование охватывает: 1) специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов), связанную с выработкой юридических установлений и определении юридических средств обеспечения их действенности. В указанном аспекте содержанием правового регулирования охватывается многообразная деятельность нормотворческих органов государства, связанная с выбором типа, методов, способов регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования, т.е. формированием того юридического инструментария, который объективно необходим в данных условиях; 2) деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом. Выделение данного вида правовой регуляции, необходимо для учета современного подхода к правопониманию и исключает утверждение на практике монополию государства на производство права.

Правовое регулирование может быть представлено как государственным регулированием, так и регулированием, осуществляемым самими адресатами права, т.е. саморегуляцией. Следовательно, существует такая область действия права, в которой юридическое вмешательство не требуется. Это область саморегуляции, в которой действия (деятельность) людей хотя и имеет правовой характер, но не связана с юридической регламентацией. Такой вывод вытекает из самой природы общедозволительного принципа организации правовой жизни.

Сфера и пределы правового регулирования указывают на ту область социального пространства, в которой право способно оказывать преобразующее воздействие на общественную жизнь, направлять человеческую деятельность и способствовать ее развитию. Сфера правового регулирования есть изначальное состояние по отношению к правотворческой деятельности государства, оно представляет совокупность неупорядоченных отношений и фактов. Сфера правового регулирования есть область потенциальных правовых отношений. Пределы правового регулирования есть некая ограничительная линия, отделяющая область правового от неправового и очерчивающая границы распространения права, предельность его воздействия на сознание человека и его деяния. Пределы правового регулирования обусловлены неюридическими факторами. Они коренятся в природе человеческой деятельности, предопределены общей культурой, выходят из общей системы существующих отношений, основаны на экономических, исторических, религиозных, национальных и других обстоятельствах.

В непосредственной связи с пониманием сферы и пределов правового регулирования находится понятие предмета правового регулирования. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос: что регулируется правом. К нему относят те разновидности общественных отношений, действий индивидов, коллективов людей, которые: а) объективно могут быть урегулированы правом и б) в данных условиях требуют юридического воздействия. Следовательно, не все действия, отношения социальных субъектов могут становиться объектом правового воздействия, а лишь определенная их часть, а именно те из них, которые имеют нормативный характер, т.е. типичны для данных условий, повторяемые, отличаются массовым проявлением, поддаются государственно-правовому контролю.

Общественные отношения есть самый общий объект правового воздействия права. Непосредственным же предметом правового регулирования выступают многообразные действия, деятельность участников этих отношений. Характер регулирования правом отношений предопределяет специфику юридического воздействия на эти отношения или, другими словами, указывает на метод правового регулирования.

Правовое регулирование – длящийся во времени процесс. Можно выделить некоторые его стадии: 1) определение правового положения субъектов права. Нормативное регулирование логически начинается с установления исходного, базового правового положения гражданина или организации; 2) возникновение правоотношений. Предпосылками к этому выступают определенные жизненные факты, правовое признание которых в правовых нормах придает им качество юридически значимых. Иногда для возникновения правоотношений требуется вовлечение специальных органов или должностных лиц в механизм действия права. Завершается процесс регулирования механизмом правореализации.

Задача правового регулирования ограничивается снабжением механизма действия права регулирующими средствами поведения, совокупность которых образует механизм правового регулирования. Данный механизм включает в себя несколько моментов: а) материальные (нормы права, правоотношения, юридические факты); б) процессуальные (юридические процедуры, процессы, правореализацию); в) психологические (правосознание, правовую культуру).

Метод правового регулирования – это совокупность юридических способов правового регулирования. Способы являются составляющими метода. Принято различать следующие основные способы правового регулирования: а) позитивное обязывание – возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению; б) дозволение – предоставление лицам права на свои собственные действия; в) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом; в качестве дополнительных способов называют поощрения; рекомендации; уведомление; регистрацию.

Сочетание основных способов образует специфический метод правового регулирования – императивный или диспозитивный. Императивный метод (властно-побудительный) – строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридических правил. Императивный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Этот метод присущ публичному праву (административному, уголовному), там, где существуют отношения власти и подчинения. Юридическим фактором для возникновения правоотношений в данном случае является государственно-властное предписание.

Диспозитивный метод основан на учете инициативе, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает возможность сторонам регулировать собственные действия по своему усмотрению. Законом же лишь определяются пределы такого усмотрения, либо устанавливаются определенные процедуры. Данный метод специфичен и присущ частному праву (гражданскому, семейному). В его основе лежат свободное положение участников правоотношений и договор как источник возникновения. Если императивный метод как бы вынуждает участников отношения вступать в юридическую связь, то диспозитивный связан с фактическими действиями граждан, их организаций. Данное регулирование происходит горизонтально, учитывая равенство сторон в их взаимоотношениях.

В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования: а) общедозволительный, который строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом»; б) общезапретительный, который строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». На преобладание какого-либо типа регулирования влияют различные факторы – исторические традиции, уровень культуры, характер правовой системы, особенности регулирования отношений.

Общество в определенный момент своего развития с неизбежностью приходит к необходимости посредством общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения.

Большое число отношений между людьми нуждается в государственном регулировании, в связи с чем предлагается путем издания соответствующих правовых актов облекать в правовую форму все новые и новые отношения, возникающие в обществе. Между тем подобная практика может привести к мелочной опеке со стороны государственных органов всей жизнедеятельности граждан.

Право является основным, но не единственным средством, с помощью которого общество решает свои задачи. Политическая, экономическая и духовная жизнь людей регулируется целым комплексом социальных норм. Поэтому необходимо хотя бы приблизительно определить границы правовой области. В этой связи возникает вопрос о тех пределах, границах государственной деятельности, за которыми либо нецелесообразно, либо невозможно регулирование общественных отношений. Законность и правопорядок нарушаются не только в случаях несоблюдения законов, но также и при выходе в процессе законодательной и правоприменительной деятельности за пределы правовой сферы.

По мнению одних авторов современной теории права, установление содержания, объема и сферы правового регулирования относится к компетенции правотворческих органов; предельность правового регулирования определяется объективными критериями – закономерностями общественного развития, внутренними закономерностями и свойствами права, характеристикой субъекта и объекта правового воздействия.

С точки зрения других ученых, сфера правового регулирования – это то социальное пространство, которое подвержено действию права. Пределы же регулирования – это границы, рамки этого пространства. Законодатель различает следующие сферы: сферу возможного регулирования; сферу необходимого регулирования; сферу правореализующего регулирования.

Сфера правового регулирования - это совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми, сопровождающих их жизненных фактов и обстоятельств, которые объективно могут и должны быть, или уже подвергнуты правовой регламентации. Следует подчеркнуть, что в сферу правового регулирования включаются только те отношения, которые уже возникли.

Пределы правового регулирования являются границами сфер правового регулирования. Эти границы необходимо рассматривать с двух сторон: возможной и необходимой. Верхний и нижний пределы правового регулирования. Верхний предел – предел возможного; нижний – предел необходимого. Верхний предел зависит даже не от государства, а от природных, географических, экологических условий и факторов, кроме того, верх может определяться фактором культуры, моральных норм, обычаев, национальных традиций; некоторыми личностными качествами, правами и свободами человека).

Нижняя граница определяется важностью для общества, личности и государства тех или иных общественных отношений. Не нуждаются в государственном регулировании отношения, поддерживаемые путем саморегуляции (морали, обычаев, норм корпоративных и др.)

Под правовым регулированием принято понимать осуществляемое при помощи норм права и всей совокупности правовых средств юридическое воздействие на общественные отношения. Традиционно правовое регулирование делится на два основных вида: нормативное и казуальное.

Нормативно-правовая основа жизни нашего общества сложна, что определяется, в частности, неоднородностью субъектов и объектов управления. В юридической литературе производится трехчленное деление субъектов права: государство, коллективные, индивидуальные субъекты.

Будучи системой органов, государство создается для ведения общих дел и в этом смысле является ядром, центром управления обществом. Воздействие на поведение людей путем закрепления моделей поведения в нормативных актах, издаваемых государственными органами, можно назвать централизованным правовым регулированием. В плане децентрализации ставится вопрос о распределении полномочий между ними. В связи с этим в лексике не государствоведов, исследующих проблему взаимоотношений между государственными органами, укоренился термин «децентрализованное регулирование». Качественно новой, более глубокой является субъективная децентрализация, осуществляемая на основе норм, самостоятельно выработанных социальными коллективами, а также гражданами для упорядочения своего поведения. Это уже как бы поэтажная децентрализация.

Воздействие на поведение людей, составляющих единый коллектив (производственный, учебный, научный и др.), с помощью норм, выработанных самим же коллективом, получило название локального правового регулирования. Коллективные и общественные интересы далеко не всегда совпадают, а иногда вступают в противоречие. Локальное регулирование – это и есть регулирование с учетом интересов социальных коллективов, оно призвано гармонизировать с их общественными интересами.

Но свои интересы, отличающиеся от общественных и коллективных, есть и у отдельных лиц. Решение, по усмотрению субъектов права, вопросов, входящих в предмет правового регулирования, которое нецелесообразно, а то и невозможно предусмотреть в юридических нормах, предложено обозначать понятием индивидуального правового регулирования. В процессе индивидуального регулирования субъекты права разрабатывают для себя своего рода «микронормы», которые могут касаться ситуации в целом или отдельных ее фрагментов.

Локальное и индивидуальное регулирование позволяют децентрализовать правовую систему соответственно на уровне коллектива или отдельных граждан, учесть их специфические потребности и тем самым сделать правовое регулирование более точным.