§1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
Алгоритмы и методы работ на аналитическом этапе разработки решения определяются, исходя из:
существующих управленческих закономерностей работы на этом этапе;
нормативных требований подготовки к изданию (или принятию) административных актов.
Возьмем за основу технологию разработки управленческого решения, представленную в §3 темы 1.1. Процесс подготовки государственного решения или аналитический этап включает следующие стадии:
Обнаружение проблемы.
Анализ причин и постановка диагноза
Постановка целей
Формулировка основных критериев оценки
Поиск альтернатив
Прогнозирование внешней ситуации, определяющей последствия реализации альтернатив
Прогнозирование последствий реализации альтернатив
Формулировка дополнительных критериев оценки
Оценка и выбор альтернатив
С другой стороны, нормы административного права и регламенты задают следующую последовательность шагов:
Определения нормативной установленной процедуры издания или принятия актов управления.
Определение видов административных актов, которые вправе издавать те или иные органы исполнительной власти, а также должностные лица.
Подготовка проекта правового акта управления.
Определение структуры проекта правового акта управления, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение.
Синтез обоих подходов позволяет представить подготовку государственного решения в виде следующих шагов:
Определения нормативной установленной процедуры издания или принятия актов управления. Этот этап необходим в случае, если данного государственное решение представляет собой нормативный правовой акт, разработка которого регламентируется нормами конституционного, административного права, законодательством.
Например, принятие законов регулируется Федеральным законом от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральный законов, актов палат Федерального Собрания РФ»37, принятие решений в Государственной Думе ‑ Регламентом Государственной Думы38.
Определение ГЛПР (государственное лицо принимающее решение) – органа власти или должностного лица, обладающего необходимыми полномочиями для подготовки и принятия данного решения. Подготовка акта управления производится тем органом, в компетенцию которого входит его издание, или по его поручению одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями или должностными лицами.
Инициирование проекта административного или правового акта. Инициаторами проекта административного акта могут быть различные организации, структурные подразделения, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, которые, основываясь на знании практики, пытаются совершенствовать ту или иную сферу своей управленческой деятельности. В порядке инициативы проекты актов управления могут быть подготовлены любыми заинтересованными органами, организациями и лицами. Однако для соответствующего органа исполнительной власти это не создает юридической обязанности их рассмотрения. Например, проекты актов управления, поступившие от граждан или общественных объединений, могут квалифицироваться как подлежащие обязательному рассмотрению; на них необходимо давать ответы или принимать соответствующие меры
Подготовка проекта правового акта управления. Именно на этом этапе необходимо включение управленческих технологий по сбору информации, диагностике, целеполаганию, прогнозированию, разработке альтернатив и пр. Чтобы получить важнейшие данные для принятия решения, иногда приходится запрашивать мнение многих организаций, специалистов экспертов, общественных объединений, граждан. Прорабатываются несколько вариантов будущего административного акта с тем, чтобы наиболее полным образом отразить интересы как публичного управления, так и других субъектов, общества в целом, отдельных граждан.
Важнейшее значение имеет прогнозирование последствий принимаемого решения, именно представление этих последствий, наряду с установление критериев выбора, служит основанием для собственно выбора альтернатив. Данное прогнозирование может происходить в ходе специальных и общественных экспертизы, в рамках системы взаимодействия со всем заинтересованными лицами. На этапе прогнозирования происходит предварительно согласование решения. В случае принятия государственного решения этап согласования предшествует этапу утверждения и относится как к подготовительной стадии, так и к стадии реализации решения
Определение структуры проекта правового акта управления, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение.
Итак, для формирования методики проведения аналитического этапа принятия государственного решения в рамках нормативного подхода необходимо использовать знания парламентского, административного права и общие управленческие технологии. Рассмотрим более детально некоторые этапы подготовки государственного решения в следующих параграфах.
Задание 1. Покажите отличия общих управленческих технологий принятия решений и нормативных требований к нему.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение