logo search
шпора на гос

28. Классификация правовых норм. Диспозитивные нормы права.

При классификации правовых норм используются различные ос­нования от отраслевой принадлежности нормы до ее адресатов. Между тем прежде всего следует определиться, все ли содержание нормативно-правового акта как текста заполнено правовыми нормами или же правовые нормы составляют лишь некоторую часть текста нормативно-правового акта. Как представляется, правовыми нормами можно считать лишь те изложенные в нормативно-правовом акте положения, которые устанавливают субъективные права и юриди­ческие обязанности, соответствуют структуре нормы (если — то — иначе) и непосредственно используются в регулировании поведения людей. С этих позиций, трудно принять подведение под понятие правовой нормы деклараций принципов, определений и т. п. напол­нения текстов нормативно-правовых актов. Отсюда следует разгра­ничивать в тексте нормативно-правовых актов правовые нормы и правовые установления, в качестве которых выступают преамбулы, основные задачи, принципы, дефиниции и прочее.

Каждая система права состоит из огромного количества правовых норм. Правовые нормы отличаются не только системностью, но и специализацией — каждая из них «от­вечает» за свой участок «работы»:

1) по роли в механизме правового регулирования разли­чают конкретные и специализированные нормы. Конк­ретные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности адресатов норм. Специализированные нормы разделяются на отправные и прочие специализированные нормативные предписания.

Отправные специализированные нормы охватывают нормы-основы, учредительные нормы, нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-презумпции. Благодаря им оп­ределяются цели, задачи, принципы, границы и методы правового регулирования, закрепляются правовые катего­рии и понятия. К другим специализированным нормам могут быть отнесены: нормы-сроки, нормы-фикции, нормы-конструкции, оперативные нормы.

Нормы-основы — это правовые предписания, которые закрепляют устои конституционного порядка государства, основы социально-экономической, политической и госу­дарственной жизни, взаимоотношения государства и лич­ности, формы собственности и др.

Нормы-принципы — это правовые предписания, кото­рые выражают и закрепляют принципы права. Нормы-принципы могут выступать как нормативно-правовая ос­нова решения юридического дела, в частности, при выяв­лении пробелов в праве.

Учредительные нормы (иначе, нормы-цели, деклара­тивные нормы) — это правовые предписания, которые оп­ределяют цель, задачи отдельных институтов или отраслей права (например, задачей Конституционного Суда являет­ся гарантирование верховенства Конституции — ст.2 Зако­на «О Конституционном Суде Украины»).

Нормы-дефиниции — это нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий (например, определение преступления в ст. 11 Уголовного кодекса Ук­раины).

Нормы-презумпции — это закрепленное в нормативно-правовом акте предположение относительно определенного юридического состояния или явления. Презумпции харак­теризуются тем, что они не могут быть индивидуализиро­ваны в актах применения норм права и используются ис­ключительно в нормативных актах.

Темпоральные нормы (нормы-сроки) — это такие пра­вовые предписания, которые указывают на время, наступ­ление или истечение которого влечет определенные юриди­ческие последствия (например, срок исковой давности).

Нормы-преюдиции — это нормативные предписания, которые исключают оспаривание уже доказанного факта. Например, факты в одном деле, установленные вступившим в законную силу решением суда, не должны доказываться снова при рассмотрении других дел, в которых принимают участие одни и те же лица.

Нормы-фикции — это закрепленное в правовых актах нормативное предписание, которое условно провозглашает факт (или обстоятельство), не являющееся установленным.

Нормы-конструкции — это нормативные предписания, которые обобщают сложные по своему составу юридические явления. Так, в юридической практике используется конс­трукция состава преступления.

Оперативные нормы — нормы, которые играют под­собную роль, определяя время вступления в силу норма­тивно-правового акта, его распространение на новый круг лиц или новые отношения.

Нормы-арбитры (коллизионные нормы) — нормы, которые регулируют выбор нормы в случае расхождения между несколькими нормами;

2) в зависимости от предмета правового регулирования различают конституционные, уголовно-правовые, граж­данско-правовые, административно-правовые нормы и другие отраслевые нормы;

3) в зависимости от основных методов правового регули­рования различают императивные нормы (содержащие властные предписания, не допускающие никаких отклоне­ний. Императивные нормы пред­ставляют собой предписания категорического характера, не допус­кающие каких-либо отступлений или иной трактовки. Они строго обязательны и не дают субъектам возможности иного выбора пове­дения кроме как того, который предусмотрен правовой нормой.) и диспозитивные нормы (их предписания могут варьироваться по усмотрению участников отношения. Диспозитивные нормы, формулируя правило поведения субъектов права, предоставляют им возможность либо принять указанный ва­риант, либо урегулировать отношения по своему усмотрению в за­конных пределах. Таким образом диспозитивная норма дает воз­можность субъектам права либо самим определить на основе согла­шения свои права и обязанности, либо следовать тому варианту по­ведения, который закреплен в правовой норме.);

4) в зависимости от характера правового предписания, содержащегося в норме, различают дозволительные, обя­зывающие и запрещающие нормы. Дозволительная норма предоставляет адресату нормы право совершить какое-либо действие. Обязывающая норма содержит обязанность ад­ресата нормы совершить какое-то действие. Запрещающая норма предписывает адресату воздержаться от указанного в норме действия;

5) в зависимости от времени действия различают посто­янные, временные и чрезвычайные правовые нормы. Как правило, нормы права создаются как постоянно действую­щие. Однако в ряде случаев специально оговаривается их временное действие. Например, Закон Украины «О налоге на доходы физических лиц» установил ставку налога в 13 % на период до конца 2006 г. Закон Украины «О чрезвычайном положении» устанавливает, что, например, комендантский час может быть введен только на период чрезвычайного по­ложения в Украине не более чем на 30 суток;

6) в зависимости от круга лиц, на которых распростра­няется действие нормы, различают общие, специальные и исключительные правовые нормы. Общие распространя­ются на все население, специальные — на определенный круг лиц (например, государственные служащие, дети, беженцы), исключительные нормы права делают изъятия из общих и специальных норм (например, для дипломати­ческих представителей);

7) в зависимости от действия в пространстве различают общие (распространяются на всю территорию страны) и локальные (распространяются только на один регион стра­ны) правовые нормы;

8) по функциональной направленности различают регу­лятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности лиц, а охранительные устанавливают вид и меру ответственности за нарушение прав и за неисполнение обязанностей;

9) по характеру информационно-психологического воз­действия на личность различают стимулирующие и огра­ничивающие нормы;

10) по субординации в правовом регулировании разли­чают материальные и процессуальные нормы. Матери-ально-правовые нормы устанавливают права и обязанности адресатов, а процессуальные — порядок реализации норм материального права;

11) по происхождению различают первичные и произ­водные правовые нормы. Первичными являются, как пра­вило, нормы законов, которые регулируют вновь возникшие общественные отношения. Производные правовые нормы конкретизируют первичные правовые нормы, указывают на порядок их реализации.

12)В зависимости от используемого приема правового регулирования (запрет, обязывание, дозволение, поощрение и рекомендация) пра­вовые нормы могут быть:

а) запрещающими, т. е. устанавливающими запреты на опреде­ленные действия. Эти нормы связаны с определением меры ответ­ственности за совершенные правонарушения;

б) обязывающими, т. е. предусматривающими обязанности со­вершать активные действия (платить налоги, служить в рядах Воо­руженных сил);

в) управомочивающими (дозволительными), т. е. наделяющими субъективными правами (правомочиями), осуществление которых зависит от воли управомоченных лиц;

г) поощрительными, т. е. устанавливающими меры поощрения за успехи в работе, примерное поведение, героические поступки и т. д.;

д) рекомендательными, т. е. предоставляющими права самим субъектам определять свое поведение, указывая на предпочтительный вариант или варианты поведения. При этом рекомендуемые действия поддерживаются определенным их стимулированием, в то время как игнорирование рекомендации может вызвать негативные последствия.