§2.1.1. Правоохранительные органы – понятие, функции, институционально-правовые особенности
В современной юридической литературе понятие «правоохранительные органы» до сих пор остается дискуссионным. Это вызвано тем, что, с одной стороны, указанное понятие объективно существует и активно используется как в юридической практике, так и вне ее, а с другой стороны – имеется не снятая и поныне неопределенность в отношении состава правоохранительных органов (какие государственные или негосударственные институты к ним следует относить, а какие не следует). В действующем законодательстве эта проблема осталась вне рассмотрения, в том числе и по отношению к органам правосудия1.
В этой связи определимся сначала с тем, что следует понимать под правоохранительной деятельностью. Этим понятием сегодня принято называть такую деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
К основным признакам правоохранительной деятельности относят:
осуществление правоохранительной деятельности только с помощью юридических мер воздействия (меры государственного принуждения и взыскания);
строгое соответствие юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта;
осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке (с соблюдением определенных процедур);
реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами.
На этой основе понятие «правоохранительные органы»может быть определено следующим образом. Это специально уполномоченные органы государства, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, третейский суд и другие.
В российском законодательстве пока не сложилось четкого определения понятия «правоохранительные органы». В этих условиях к правоохранительным принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками:
уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним;
их деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;
лица, состоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку и в процессе своей деятельности они имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;
обязательность решений этих органов для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.
К государственным правоохранительным органам относятся:
суд;
прокуратура;
органы юстиции;
органы внутренних дел;
органы предварительного расследования;
органы обеспечения безопасности.
К негосударственным органам, осуществляющим правоохранную деятельность, относят:
адвокатуру;
третейские суды;
частные детективные и охранные предприятия.
Органы нотариата могут быть отнесены как к первой, так и ко второй группе в зависимости от характера осуществляемой ими практики – государственной или частной.
Организацию, структуру и компетенцию правоохранительных органов определяют, прежде всего, возложенные на них функции, основные из которых:
конституционный контроль;
осуществление правосудия;
прокурорский надзор;
расследование преступлений;
обеспечение безопасности;
исполнение судебных решений;
оперативно-розыскная деятельность;
охрана общественного порядка;
оказание юридической помощи;
профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.
Правоохранительные органы могут осуществлять одну или сразу несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля – Конституционный Суд Российской Федерации, функцией прокурорского надзора – органы прокуратуры. В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами внутренних дел, органами обеспечения безопасности, и некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, осуществления оперативно-розыскной деятельности, предупреждения правонарушений и другими.
Все функции правоохранительных органов непосредственно связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или реализовываться одновременно. Так, последовательное осуществление функций характерно для расследования и правосудия, а одновременное – для обвинения, защиты и правосудия. В уголовном судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не правоохранительными органами, а иными участниками судопроизводства. Например, функцию защиты может исполнять сам подсудимый, а функцию обвинения - потерпевший1.
Функция отправления правосудия является важнейшей в деятельности правоохранительных органов, поэтому суд в системе правоохранительных органов занимает центральное положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.
Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются только уполномоченным правоохранительным органам.
Таким образом, основное отличие правоохранительных органов от других институтов государства имеет функциональный, а затем уже процессуальный характер. При этом не полномочия определяют соответствующие функции, а наоборот – предписанные государством функции определяют соответствующие полномочия.
По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве.Этим предназначением определяется и основное отличие правоохранительных органов от иных государственных структур.Правоохранительные институты наделены государством специальной функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком.
Следует определить еще одно понятие, которое созвучно термину «правоохранительные органы», но качественно отличается от него. Речь идет о понятии «правоохранительная система». Под правоохранительной системой принято понимать целостную совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий. Это более содержательное понятие, нежели правоохранительные органы или правоохранительная деятельность по отдельности. Это целый механизм, который включает в себя как нормативно-правовую составляющую, так и государственные институты.
Таким образом, правоохранительная система может быть представлена в широком плане как совокупность двух основных подсистем: правоохранительных норм и собственно правоохранительных органов.
- Санкт-петербургский
- §2.1.1. Правоохранительные органы – понятие, функции, институционально-правовые особенности
- §2.1.2. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
- Тема 2.2. Законодательство о правоохранительных органах.
- §2.2.1. Структура нормативной базы дисциплины
- Тема 2.3. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации §2.3.1. Понятие судебной власти и ее основные признаки
- §2.3.2. Правосудие: сущность, характерные черты
- §2.3.3. Конституционные принципы осуществления правосудия
- Принцип законности
- Принцип осуществления правосудия только судом
- Принцип независимости судей
- Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
- Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту
- Принцип презумпции невиновности
- Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
- Принцип состязательности и равноправия сторон
- Принцип гласности судопроизводства
- Принцип национального языка судопроизводства
- Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
- Принцип охраны чести и достоинства личности
- Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства
- Тема 2.4. Судебная система и статус судей в российской федерации §2.4.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
- §2.4.2. Правовой статус судей
- Тема 2.5. Конституционный суд российской федерации
- §2.5.1. Полномочия Конституционного суда рф
- §2.5.2. Особенности конституционного судопроизводства в рф
- Тема 2.6. Деятельность судов общей юрисдикции в российской федерации
- §2.6.1. Правовой статус и система судов общей юрисдикции
- §2.6.2. Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации
- Структура Верховного Суда рф
- Судебная Коллегия по гражданским делам, Судебная Коллегия по уголовным делам, Военная Коллегия, Кассационная коллегия
- Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
- Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
- Районные суды
- Мировые судьи
- Военные суды
- Тема 2.7. Арбитражные суды в российской федерации
- §2.7.1. Понятие, задачи и подведомственность арбитражных судов
- §2.7.2. Структура и полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Судебные коллегии
- §2.7.3. Структура и полномочия Федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов рф
- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Тема 2.8. Организация прокуратуры в российской федерации
- Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран.
- Б.Паскаль
- §2.8.1. Функции и полномочия прокуратуры в современных условиях
- §2.8.2. Организация и основные направления деятельности военной прокуратуры
- Тема 2.9. Органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений §2.9.1. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации
- §2.9.2. Функции и компетенция органов предварительного следствия
- §2.9.3. Задачи и полномочия органов дознания
- Тема 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации §2.10.1. Министерство внутренних дел: современный государственный статус, структура и функции
- §2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при мвд рф Милиция
- Следственный комитет при мвд рф
- Тема 2.11. Органы обеспечения безопасности Российской федерации
- §2.11.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности
- §2.11.2. Организационные основы, функции и полномочия Совета Безопасности рф, Федеральной службы безопасности рф, органов внешней разведки рф, Федеральных органов государственной охраны
- Совет Безопасности Российской Федерации
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Органы внешней разведки Российской Федерации
- Федеральные органы государственной охраны
- Тема 2.12. Органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции
- §2.12.1. Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура, функции и полномочия
- §2.12.2. Федеральная служба судебных приставов
- §2.12.3. Органы уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний
- Тема 2.13. Оказание юридической помощи населению. Организация и деятельность нотариата и адвокатуры в рф
- §2.13.1. Современная система нотариата в Российской Федерации, организационные основы ее деятельности
- §2.13.2. Нотариальные действия и правила их совершения
- §2.13.3. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации
- §2.13.4. Правовой статус адвокатов и их профессиональные объединения
- Адвокатский кабинет
- Коллегия адвокатов
- Адвокатское бюро
- Юридическая консультация
- Тема 2.14. Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны
- §2.14.1. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности
- §2.14.2. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации