Оглавление
Введение 8
Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений 18
Тема 1.1. Решения в государственном управлении 18
§1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления 18
§2. Виды, формы и стили принятия государственных решений 26
§3. Процесс принятия решений 37
Тема 1.2. Становление теории принятия решений 52
§1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории 52
§2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений 59
§3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений 68
§4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений 78
Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений 85
Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения 85
§1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения 85
§2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений 89
§3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения 98
§4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений 109
Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений 121
§1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения 121
§2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений 124
§3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений 133
§4. Технологии и методы контроля государственных решений 142
§5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ 152
Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений 163
Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений 163
§1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений 163
§2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений 175
Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве 199
§1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений 199
§2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений 210
§3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве 221
Заключение 233
Введение
Уважаемые студенты и слушатели!
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения для изучения дисциплины базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО «Принятие и исполнение государственных решений» по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр").
Учебное пособие является новым изданием, содержит тексты лекций по 3 основным разделам дисциплины, задания и контрольные вопросы к главам, списки нормативных правовых актов и литературу по каждой теме.
Дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» является дисциплиной базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр"). Программа предназначена для студентов всех форм обучения.
Изучение процесса принятия и исполнения государственных решений базируется на знаниях, полученных в рамках дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)», «Теория организации», «Введение в специальность», дисциплины математического и естественнонаучного цикла «Методы принятия управленческих решений», дисциплины профессионального цикла: «Теория управления», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Конституционное право», «Административное право», «Прогнозирование и планирование», «Этика государственной службы», «Социальная психология», «Деловые коммуникации», «История государственного управления».
При изучении дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» студенты должны, получить представления о существующих подходах к изучению принятия государственных решений, знания о способах анализа на всех этапах его разработки, научиться использовать полученные знания в контексте решения задач государственного и муниципального управления.
В соответствие с положениями ФГОС ВПО по направлению ГМУ (квалификация (степень) "бакалавр") освоение дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» предполагает формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
стремлением работать на благо общества (ОК-1)
пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);
способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);
владением основными способами и средствами информационного
взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
способности принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК 15);
Профессиональные компетенции (ПК):
умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);
способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5)
способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);
умением правильно применять нормы права (ПК-10);
способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания
процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);
умением определять параметры качества управленческих решений и
осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать
корректирующие меры (ПК-12).
умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);
способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);
способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6);
умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);
умением правильно применять нормы права (ПК-10)
умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12)
умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);
умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);
способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20)
знанием и умением адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21)
умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);
умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25);
умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28);
умением находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);
умением предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33);
способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34);
способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-35)
умением выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39);
способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);
способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);
способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44);
способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48).
Должны быть сформированы дополнительные компетенции, соответствующие миссии и региональным особенностям реализации образовательной программы в вузе:
Общекультурные дополнительные компетенции:
умения учитывать влияние региональных социокультурных факторов на процесс принятия и исполнения государственных решений при его разработке;
Профессиональные дополнительные компетенции (ПДК):
способности синтезировать формальные и неформальные аспекты анализа процесса принятия и исполнения государственных решений;
умения синтезировать знания прескриптивного и дескриптивного подходов при решении практических задач разработки и исполнения государственных решений.
Цель дисциплины: формирование компетенций по разработке и исполнению государственных решений.
Исходя из цели, учебная дисциплина предполагает решение следующих задач:
представить подходы к изучению государственных решений;
дать представление о методологии, моделях, основных этапах рационального процесса принятия и исполнения государственных решений;
дать знания о возможных технологиях, алгоритмах и методах анализа проблемной ситуации, постановки целей; прогнозирования и выбора альтернатив при разработке государственного решения, а также о методах контроля исполнения и оценки его эффективности;
дать знания о факторах, влияющих по поведение лица, принимающего решения, и исполнителей на всех этапах разработки, исполнения и контроля исполнения государственного решения;
сформировать навыки практической реализации полученных знаний;
выработать установку и навыки использования рациональных технологий с учетом влияния социокультурных и психологических факторов при разработке и исполнении государственных решения.
По окончании изучения дисциплины студент должен:
иметь представление о:
истории становления теории принятия решений и теории государственных решений;
существующих современных подходах к изучению процесса принятия государственных решений;
особенностях нормативного и дескриптивного подходов к принятию и исполнению государственных решений;
знать:
основные положения, ограничения, модели и методы нормативной и дескриптивной теории принятии решений и теории государственных решений;
возможные технологии, алгоритмы и методы анализа проблемной ситуации, постановки целей; прогнозирования и выбора альтернатив при разработке государственного решения, а также о методах контроля исполнения и оценки его эффективности;
факторы, влияющие по поведение лица, принимающего решения, и исполнителей на всех этапах разработки, исполнения и контроля исполнения государственного решения
уметь применять:
технологии и методы анализа и диагностики проблемы;
технологии и методы целеполагания и формирования альтернатив;
технологии и методы прогнозирования;
технологии и методы выбора альтернатив;
технологии методы реализации государственного решения и оценки результата.
Владеть навыками:
выявления и анализа факторов отклонения от норм права и рациональных технологий при разработке и исполнении государственных решения;
использования рациональных технологий с учетом влияния социокультурных и психологических факторов при разработке и исполнении государственных решения;
синтеза формальных и неформальных аспектов при разработке и исполнении государственных решения
Литература, которой вы можете пользоваться при изучении дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» представлена в двух формах. Во-первых, в тексте каждой лекции содержаться сноски на использованную литературу. Во-вторых, в конце текста каждой лекции приводится список основной и дополнительной литературы для углубленного изучения темы, подготовки к семинарским занятиям, экзаменам, зачетам и для написания контрольной работы. Следует отметить, что в связи с учебным характером издания, использованные научные и учебные материалы не представлена в полной мере через цитирование и ссылки в тексте, а отражена в списках литературы.
При самостоятельной подготовке вы можете воспользоваться заданиями и контрольными вопросами. Задания представлены в конце каждого параграфа и направлены на закрепление знаний с опорой в основном на репродуктивную функцию мышления. Контрольные вопросы, предложенные в конце каждой темы, имеют аналитический и творческий характер и направлены на применение знаний к решению конкретных проблем вопросов, выработку практических навыков прогнозирования.
В тексте пособия располагаются специальные пиктограммы, призванные облегчить работу с текстом. Значения пиктограмм следующие:
— задание, направленные на проверку понимания и закрепление материала
— пример, поясняющий и иллюстративный материал;
— цитата со ссылкой на работу.
Желаем вам успешно освоить дисциплину «Принятие и исполнение государственных решений» и использовать полученные вами знания при решении реальных проблем.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение