logo search
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 2_ответы на экзаменаци

Освобождение от административной ответственности.

Основания освобождения от административной ответствен­ности, предусмотренные КоАП РФ, можно подразделить на:

а) об­щие

б) специальные, связанные с возрастом физического лица либо его определенным поведением.

Общим основанием является малозначительность совер­шенного административного правонарушения.

Согласно ст. 2.8 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре­шать дело, могут освободить лицо, совершившее такое правона­рушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В Кодексе не указаны критерии малозна­чительности, хотя очевидно, что характер правонарушения оп­ределяется с учетом всех фактических обстоятельств его совер­шения. В частности, как следует из постановления ВАС от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об ад­министративных правонарушениях» при малозначительности от­сутствует существенная угроза охраняемым общественным от­ношениям. Не могут свидетельствовать о малозначительности административного правонарушения обстоятельства, связанные с личностью нарушителя, его имущественным положением, его действиями по устранению последствий правонарушения, воз­мещение причиненного ущерба.

Условиями освобождения от административной ответствен­ности по этой статье являются:

а) наличие в действиях (бездейст­вии) нарушителя состава административного правонарушения;

б) его малозначительный характер;

в) принятие решения об ос­вобождении от административной ответственности судьей, ор­ганом, должностным лицом, уполномоченным решать дело об административном правонарушении.

Объявленное при этом за­мечание не является мерой административного принуждения, влекущей за собой какие-либо юридические последствия. Ины­ми словами, лицо считается не привлекавшимся к администра­тивной ответственности со всеми вытекающими из этого пра­вовыми последствиями. Оно находится за пределами понятия повторности административного правонарушения и не может учитываться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

К специальным основаниям относится прежде всего воз­раст лица, совершившего административное правонарушение.

Физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобож­дено от административной ответственности с учетом:

а) его воз­раста;

б) конкретных обстоятельств совершения административ­ного правонарушения;

в) данных о лице, совершившем право­нарушение.

Решение об освобождении может быть принято комисси­ей по делам несовершеннолетних и защите их прав с примене­нием к правонарушителю меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершенно­летних.

Другие специальные основания освобождения от админи­стративной ответственности предусмотрены за правонарушения, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотичес­ких средств или психотропных веществ.

Лицо освобождается от административной ответственнос­ти, если:

а) добровольно сдало указанные средства, а также их аналоги;

б) обратилось в лечебно-профилак­тическое учреждение для лечения в связи с потреблением таких средств без назначения врача;

в) лицо, признанное больным наркоманией, согласилось на направление его на ме­дицинское и социальное восстановление в лечебно-профилакти­ческое учреждение.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ, совершившего на территории РФ администра­тивное правонарушение, разрешается в соответствии с норма­ми международного права.

Основания освобождения от административной ответствен­ности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих не­правомерность деяния. К ним относится, в частности, крайняя необходимость. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является админи­стративным правонарушением причинение лицом вреда охра­няемым законом интересам в состоянии крайней необходимо­сти, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожаю­щей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотв­ращенный вред.

ОГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Оно может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административных правонарушений на­казаний либо оснований для их применения.

В первом случае лицо признается субъектом данного адми­нистративного правонарушения, но к нему не может быть при­менено любое наказание из предусмотренных за данное право­нарушение:

Согласно КоАП РФ военнослужащие и при­званные на военные сборы граждане несут административную ответственность за административные правонарушения в соот­ветствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, таможенных органов несут административную ответственность за административные правонарушения в соот­ветствии с НПА, регламентирую­щими порядок прохождения службы в указанных органах. За определенные правонарушения (правил дорожного движения, та­моженных правил, пограничного режима и др.) лица, на кото­рых распространяется действие уставов или специальных поло­жений о дисциплине, несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного арес­та, а к сержантам, старшинам, матросам, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Другие лица, на которых распространяется действие дисцип­линарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, предусмотренных этими актами, несут за соверше­ние административных правонарушений при исполнении слу­жебных обязанностей дисциплинарную ответственность, а в остальных — административную ответственность на общих ос­нованиях.